Курсовая с практикой на тему Влияние тревожности на внимание в младшем школьном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования тревожности и внимания детей младшего школьного возраста 6
1.1. Возрастные особенности младшего школьного возраста 6
1.2. Особенности внимания у детей младшего школьного возраста 10
1.3. Влияние тревожности на учебную деятельность 15
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния тревожности на внимания в младшем школьном возрасте 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Результаты исследования и их описание 26
2.3. Анализ полученных результатов 30
Заключение 33
Список литературы 36
Введение:
Актуальность исследования. Начальное образование можно назвать фундаментом дальнейшего профессионального образования. На этом этапе начинают формироваться базовые основания личности человека, которые влияют сначала на успешность обучения в начальной школе, а потом во много определяют будущую жизни человека.
Проблема детской тревожности и ее коррекция на раннем этапе является достаточно актуальной в современном обществе. Причиной этому служит то, что уровень тревожности в сложившихся современных стрессовых ситуациях и любых других неблагоприятных условиях является одним из самых важных факторов в становлении личности ребенка. Основополагающие свойства личности ребенка и его личностные качества формируются в возрасте 6-10 лет, что соответствует периоду обучения в младших классах. От того, как будут заложены эти качества характера, будет зависеть все дальнейшее развитие ребенка. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества тревожных детей, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, а также эмоциональной неустойчивостью.
Степень научной разработанности. Многие психологи, такие как В.М. Лестапова, В.К. Вилюнас, К.Э. Изард, Н.Д. Левитов, Ч.Д. Спилбергер и другие, занимались изучением и рассмотрением проблемы тревожности. Также важными при рассмотрении данного вопроса являются исследования Е.Л. Калинина, Ю.Л. Ханина, которые показывают в своих трудах влияние тревоги на поведение человека, а также работы А.И. Захарова, Л.М. Прихожан.
Анализ исследований различных авторов показывает, что детская тревожность имеет, с одной стороны, психодинамическую природу, с другой стороны, является результатом социализации.
Исследователи данной проблемы указывают очевидную взаимосвязь тревожности и эффективности обучения школьников. Психологи отмечают, что обучение часто сопровождается повышением тревожности у детей. Однако тревожность может выступать как активизатор учебного процесса, делая его успешным и эффективным, поскольку мобилизирует внимание, память, интеллектуальные способности ребенка, так и как негативный фактор, не дающий возможность реализоваться детям в учебной деятельности.
Рассматриваемая нами проблема является одной из значимых в современной психологической науке, ее исследование и результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников.
Объектом исследования выступают тревожность и внимание в младшем школьном возрасте.
Предметом исследования является влияние тревожности на внимание у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования заключается в определении степени влияния тревожности детей младшего школьного возраста на развитие внимания.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить возрастные особенности младшего школьного возраста.
2. Выявить особенности внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Определить влияние тревожности на учебную деятельность младших школьников.
4. Организовать исследование и подобрать методики для изучения тревожности и внимания младших школьников.
5. Провести исследование и описать полученные результаты.
6. Проанализировать влияние тревожности на внимание младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что дети младшего школьного возраста в большинстве случаев имеют высокий уровень тревожности, который оказывает значительное влияние на их учебную деятельность и развитие внимания.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 950». В исследовании приняли участи 20 школьников 2-го класса, в возрасте 8-9 лет.
Теоретико-методологическая база и методы исследования. Теоретическую основу исследования составили следующие положения:
— подходы к определению понятия тревожности (С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас, А. М. Прихожан);
— психоаналитические теории преодоления тревожности (З. Фрейд, К. Хорни, С. Салливан, Э. Фромм, Ч. Д. Спилбергер, Дж. Тейлор);
— концепции об этапах формирования личности в онтогенезе (Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).
Методами исследования в курсовой работе являлись следующие:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы
2. Эмпирическое исследование уровня развития внимания и уровня тревожности.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть полезны при планировании содержания учебно-воспитательного процесса педагогами и психологами в работе с детьми младшего школьного возраста.
Структура работы определяется ее целью и задачами, состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, проведенное исследование является актуальным для психологической науки, поскольку тревожность и ее влияние на процессы развития младших школьников является сложным и многогранным явлением любой школьной действительности, которая требует разностороннего рассмотрения при ее изучении.
Целью исследования выступало определение уровня влияния тревожности детей младшего школьного возраста на развитие внимания. При этом, предполагалось, что дети младшего школьного возраста в большинстве случаев имеют высокий уровень тревожности, который оказывает значительное влияние на их учебную деятельность и развитие внимания.
Для достижения цели и проверки гипотезы были использованы теоретические и эмпирические методы исследования, а именно диагностический инструментарий, представленный такими методиками как методика Пьерона-Рузера для определения продуктивности и устойчивости внимания и методика «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич, направленная на выявление особенностей эмоциональной сферы ребенка, наличие тревожности или негативных эмоциональных проявлений.
Таким образом, проведенное исследование позволило нам сделать ряд выводов:
1. Тревожность в психологической литературе понимается как состояние постоянного повышенного беспокойства и эмоциональной напряженности в ситуациях предполагаемой ребенком опасности. Тревожность бывает личностной и ситуативной. Проявление тревожности у учащихся младших классов связано со спецификой их возраста и обладает рядом особенностей, среди которых выступает значимость гармоничной сочетаемости требований семьи и школы, а также недостаточной уровень физиологической и интеллектуальной зрелости. Взаимосвязь тревожности и успеваемости обучения у школьников младших классов очевидна.
2. Анализ литературы показывает, что внимание – это столь универсальное психологическое свойство, без которого невозможен ни один вид человеческой деятельности. Большинство учёных подчеркивают, что высокий уровень развития качеств внимания обеспечивает успешность всех познавательных процессов. Обучение в начальной школе – это залог успехов в будущем, поэтому внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности. В период обучения в начальной школе внимание становится более произвольным, что является одним из новообразований младшего школьного возраста. В течение начального обучения все виды внимания становятся более совершенными.
3. Эмпирическое исследование показывает, что в целом, уровень внимания в классе преимущественно ниже нормы. Высокий уровень развития внимание обнаружен только у 10% младших школьников, 30% детей показывают средний уровень, а большинству младших школьников характерен низкий или очень низкий уровень (45% и 15% соответственно) При том, что для многих детей свойственно наличие высокого и среднего уровня тревожности (30% и 40% соответственно).
4. Сопоставление полученных данных позволило проследить зависимость уровня развития внимания детей младшего школьного возраста от наличия или отсутствия у них тревожности. Высоких показателей внимания у младших школьников с высоким уровнем тревожности не наблюдается, что позволяет подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что высокий уровень тревожности влияет на уровень внимания детей младшего школьного возраста
5. Анализ результатов эмпирического исследования показывает, что необходимо применение особых методов и приемов обучения, с помощью которых можно повысить концентрацию внимания у детей младшего школьного возраста. При этом важным моментом является преодоление тревожности у младших школьников, которая имеет влияние на развитие внимание обучающихся.
При этом полученные данные могут быть полезны при планировании содержания учебно-воспитательного процесса педагогами и психологами в работе с детьми младшего школьного возраста. Практическая значимость результатов также заключается в том, что на их основе могут быть разработаны рекомендации по преодолению тревожных состояний для педагогов и психологов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основания исследования тревожности и внимания детей младшего школьного возраста
1.1. Возрастные особенности младшего школьного возраста
Младшим школьным возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период, соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития.
В данном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения, по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы и импульсивны [6].
Именно поступление в школу носит важный характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его жизни. При этом меняется его социальное положение в коллективе и семье. Обучение становится основной и ведущей деятельностью его жизни, у ребенка появляется обязанность – учеба и приобретение знаний. Эта обязанность говорит о серьезном труде, который требует от ребенка организованности, дисциплины, а также волевых усилий.
Следует отметить, что правильное отношение к обучению у младших школьников формируется не сразу, так как требует волевые усилия от ребенка, мобилизацию его внимания и интеллектуальной активности, а также своего рода самоограничений. И если ребенок не привык к такому, то у него может возникать разочарование и формируется отрицательное отношение к учению.
Но, все же, в первое время ученики начальной школы учатся хорошо, опираясь и руководствуясь на свои отношения в семье, а иногда ребенок может хорошо учиться по мотивам взаимоотношений с коллективом. Основную роль здесь играет личный мотив, в частности, желание получать хорошие оценки с целью одобрения учителей и родителей.
Вначале обучения у ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. И только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда начинает формироваться и интерес к самому содержанию учебной деятельности и приобретению знаний. Только такая основа может являться благоприятной почвой при формировании у младших школьников мотивов учения высокого общественного порядка, которые связаны с ответственным отношением к учебным занятиям [19].
Любое формирование интереса к содержанию учебной деятельности и приобретению знаний взаимосвязано с переживаниями школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Одобрением и похвалой учителя, подчеркивающего любой, даже маленький успех и продвижение вперед, подкрепляется чувство удовлетворения от достижений. Младшие школьники могут при этом испытывать чувство гордости и особый подъем сил.
В начальных классах учебная деятельность стимулирует развитие психических процессов в непосредственном познании окружающего мира, его ощущения и восприятия. Младшие школьники характеризуются остротой и свежестью восприятия, другими словами, созерцательной любознательностью. Самой характерной чертой восприятия у младшего школьного возраста является его малая дифференцированность, когда совершаются неточности и ошибка в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Другой особенностью восприятия можно выделить его тесную связь с действиями школьника. То есть, восприятие на данном уровне психического развития тесно связано с практической деятельностью ребенка. Воспринять какой-либо предмет для ребенка – это значит что-то делать с ним, что-то изменить или произвести какие-либо действия, взять, потрогать и т.п. Характерная особенность учащихся младшего школьного возраста – ярко выраженная эмоциональность восприятия [16].
Именно в процессе обучения и начинает происходить перестройка восприятия ребенка. Он поднимается на более высокую ступень развития и принимает целенаправленный характер и управляемую деятельность. При этом, восприятие становится более углубленным и анализирующим, дифференцирующим и принимает характер организованного наблюдения.
В.А. Аверин в своих трудах говорит о том, что выделяются некоторые возрастные особенности, которые относятся ко вниманию учащихся младшего школьного возраста. Рассмотрим более подробно некоторые из них:
1. Слабость произвольного внимания. Эту особенность можно назвать самой основной для ребенка младшего школьного возраста. Волевое регулирование внимания и управление им в этот период ограничено. Произвольное внимание школьника требует «близкой» мотивации, другими словами, перспектива получить хорошую оценку, заслужить похвалу учителя, либо справится с поставленным заданием лучше всех.
2. Непроизвольное внимание является значительно развитым в младшем школьном возрасте, учитывая то, что все новое, неожиданное и яркое, а также интересное само по себе, уже привлекает внимание учащихся, без дополнительных мотиваций и усилии со стороны [1].
3. Память. Возрастные особенности памяти в этот период развиваются под влиянием обучения. Так, усиливается роль словесно-логического и смыслового запоминания, а также развивается возможность сознательного управления своей памятью и регулирование ее проявления. При этом, наглядно-образная память наиболее развита у детей младшего школьного возраста, чем память словесно-логическая. Лучше и быстрее запоминаются в памяти конкретные сведения, события, лица и предметы, чем определения, описания и объяснения. Следует учитывать, что младшие школьники склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала [14].