Курсовая с практикой на тему Влияние тревожности на успешность деятельности в младшем школьном возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Феноменология тревожности 5
1.2 Особенности младшего школьного возраста 13
1.3 Особенности тревожности в младшем школьном возрасте 17
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 21
2.1 Методология и методы исследования 21
2.2 Анализ полученных результатов 23
2.3 Формирующий этап исследования 33
2.4 Оценка эффективности предложенной коррекционной программы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………45
Введение:
Актуальность темы исследования. Младшие школьники испытывают огромный стресс. Игровая деятельность в этом возрасте уходит на задний план и значительно возрастет учебная нагрузка. Они становятся на новую ступень развития, взросления. Дети пытаются оправдать возложенные на них надежды и ожидания. В связи с этим возрастает уровень тревожности, который может негативно сказаться на успешности деятельности. Чтобы справиться со всеми поставленными задачами нужно оптимизировать уровень тревожности, ведь уровень тревожности влияет на состояние психического и физического здоровья. Тревожность может вызывать плохое самочувствие. Также повышение степени тревожности может способствовать изменению в поведении, искажению кое-каких индивидуально-психологических качеств, в частности, снижению успешности деятельности. Понимание при каких условиях можно снизить уровень тревожности младших школьников, поможет вырастить успешную личность. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Объект исследования – тревожность в младшем школьном возрасте.
Предмет – влияние тревожности на успешность деятельности в младшем школьном возрасте.
Гипотезой исследования является предположение о том, что снижение уровня тревожности у младших школьников приведет к повышению успешности деятельности.
Цель исследования – проанализировать влияние тревожности на успешность деятельности в младшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) изучить феноменологию тревожности;
2) выявить особенности младшего школьного возраста;
3) исследовать особенности тревожности в младшем школьном возрасте;
4) организовать эмпирическое исследования, подобрать методики;
5) проанализировать полученные результаты;
6) разработать коррекционную программу по снижению уровня тревожности младших школьников;
7) оценить ее эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент).
Диагностические методики. Для диагностики уровня тревожности использовались – тест Филипса, проектные методики: рисунок семьи и несуществующее животное. Для оценки уровня успешности был проведен опрос с классным руководителем, учителями физкультуры и математики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке коррекционной программе для детей младшего школьного возраста с целью снижения уровня тревожности, которая может успешно применяться на практике. Материалы исследования могут быть использованы в качестве методической помощи психологам, работающим в системе начального школьного образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена анализу теоретико-методологических подходов к проблеме тревожности у младших школьников. Вторая глава содержит эмпирическое исследование влияние тревожности на успешность деятельности в младшем школьном возрасте.
Заключение:
Понятие тревожности многообразное. Бытует очень много мнений и суждений. Наиболее доступное нам показалось такое, что интерпретирует тревожность как состояние, которое характерное для индивидуума, в условиях психологической угрозы. Так же мы увидели разницу между тревожностью и страхом. Тревожность – это когда человек осознает какая опасность ему грозит, а страх – это чаще всего вымышленное состояние. Также мы проанализовали то, что Ю.Л. Ханин выделяет четыре признака, которые свойственны тревожности. Анализ источников по психологии, дал вероятность выделять наружные и внутренние факторы воздействия тревожности на человека.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность на ребенка выходит на первый план, она занимает ведущее место в его жизни. Мышление становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это способствует развитию мыслительных процессов и интеллекта, а также некоторых других психических функций организма. Кроме этого в младшем школьном возрасте начинает активно развиваться память в двух направлениях – произвольном и непроизвольном. Теперь малыш может выучить даже то, что ему совсем не интересно лишь одним усилием воли. Также, начинает формироваться внимание. Дети в этом возрасте могут быть дольше сосредоточены на одном предмете.
В младшем школьном возрасте тревожность как эмоциональное напряжение создают чувство страха в ситуации проверки знаний, страха несоответствия ожиданиям окружающих, проблемы во взаимоотношениях с учителем и тому подобное. Страх, как известно, блокирует память, и в состоянии эмоционального напряжения ученик не может быть адекватным.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 63 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского района г. Саратова. В нем приняли участие ученики 3-го класса в количестве 21 человек. Для диагностики уровня тревожности младших школьников были выбраны следующие методики: тест Филипса, проектные методики: рисунок семьи и несуществующее животное. Для оценки уровня успешности был проведен опрос с классным руководителем, учителями физкультуры и математики.
Тест Филипса показал, что у большей части испытуемых высокий уровень общей тревожности. Кроме этого, дети переживают социальный стресс. У них присутствует страх самовыражения и ситуации проверки знаний. Некоторые боятся не соответствовать ожиданиям окружающих. Диагностика по методике «Несуществующее животное» показала, что больше половины детей имеют высокий уровень тревожности. Они замкнуты, имеют проблемы в общении. Методика «Кинетический рисунок семьи» показала нам, что у большинства детей, имеющих высокий уровень тревожности, наблюдается повышенная враждебность и агрессивность. Многие из них чувствуют себя неполноценными в своей семье. Опрос учителей показал, что дети с высоким уровнем тревожности имеют низкий уровень успешности. Они часто являются зачинщиками конфликтных ситуаций, грубят взрослым и детям, социальные контакты налажены слабо, имеют низкую успеваемость.
Для снижения уровня тревожности младших школьников мы разработали коррекционную программу, по которой занимались с детьми в течении месяца. Данная программа предусматривает специальные занятия в виде тренингов длительностью 15-20 минут, частотой – 1 раз в неделю.
После проведения тренингов мы провели повторное диагностирование уровня тревожности младших школьников по тем же методикам. Также был проведен опрос учителей, с целью выяснения изменений успешности деятельности детей. Результаты тестирования показали, что уровень тревожности значительно снизился, при этом уровень успешности – повысился. Это говорит об эффективности разработанной коррекционной программы.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Феноменология тревожности
Осознание тревожности было внесено в психологию психотерапевтами и психиатрами. Почти все представители психоанализа оценили беспокойность как прирожденное свойство личности, как изначально свойственное человеку состояние. Слово тревожность в переводе с английского «anxiety» – волнение, беспокойство, тревога [8, 93].
Прежде всего, о природе волнения, возможно, признать следующие: тревожность – это положение, в котором бытие понимается вероятность собственного небытия. То же самое заявление: Бытие, небытие и тревожность, – в абсолютной форме звучало бы так: тревожность – это экзистенциальное понимание небытия. Определение «экзистенциальный» представляет тут на то, собственно, что тревожность порождает решительно не теоретическое познание о небытии, но понимание такого, собственно, что небытие оформляет доля личного бытия человека. Тревожность порождает не идея о том, собственно, что все содержит преходящий нрав, и в том числе и не переживание погибели родных, а влияние всего на систематическое, но потаенное понимание неизбежности нашей погибели. Тревожность – это конечность, переживаемая человеком как его личная конечность. Такая прирожденная тревожность, присущая человеку как человеку и – кое-каким образом – всем живым созданиям. Это беспокойство небытия, понимание личной конечности как конечности
Становление общей доктрины тревожности подразумевает в первую очередь уяснение связи меж 3-мя разными пониманиями волнения: тревожность как преходящее положение, тревожность как трудный процесс, подключающий составляющие стресса и опасности, а еще тревожность как личностное свойство.