Курсовая с практикой на тему Влияние типа детско-родительских отношений на уровень тревожности детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЕ
СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1. Стили родительских отношений и
их характеристика. 5
1.2 Тревожность детей младшего
школьного возраста. 22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 27
2.1. Методики и организация исследования. 27
2.2.Влияние родительских отношений
на развитие личности ребёнка. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
Введение:
Тема данной работы особо
актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что согласно современным
представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и
личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и
взаимодействием с взрослым, в первую очередь, с родителем.
По данным таких авторов,
как Э.Эриксон, А.Фрейд, М.Клейн, Д.Винникотт, Э.Бронфенбреннер, Дж.Боулби,
М.Эйнсворт, П.Криттенден, А.Бандура, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин,
Л.И.Божович, М.И.Лисина и т.д., семья как ближайшее социальное окружение
ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите,
эмоциональной поддержке, уважении. В семье ребенок приобретает первый опыт
социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где
воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование
мировосприятия ребенка.
В процессе воспитания ребенка в семье
особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты,
как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели
родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных
ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в стиле родительского воспитания
(Х.Джайнот, Д,Баумринд, А.Е.Личко, А.Я. Варга, А.А.Бодалев, В.В.Столин,
Ю.Б.Гиппенрейтер, А.С.Спиваковская, О.А.Карабанова).
Велика значимость исследования
влияния особенностей детско-родительских отношений на личность детей младшего
школьного возраста, начиная с более раннего возраста, в связи с тем, что
увеличивается возможность выявления предпосылок данного
эмоционально-личностного образования.
Объект
исследования – личностные характеристики детей старшего младшего
школьного возраста. Предмет исследования
– влияния особенностей детско-родительских отношений на личностные
характеристики детей старшего младшего школьного возраста.
В связи с этим целью нашего исследования стало изучение влияния особенностей
детско-родительских отношений на личностные характеристики детей младшего
школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования;
2. Проанализировать развития личности детей младшего
школьного возраста.
3. Выделить основные особенности детско- родительских
отношений;
4. Методологически рассмотреть влияние
детско-родительских отношений на личностные характеристики детей младшего
школьного возраста.
5. Предложить занятия направленные на развитие личности младшего
школьника путем коррекции детско-родительских отношений.
Методы
исследования:
· изучение и анализ психологической литературы по
проблеме исследования;
· психодиагностические методики:
1. Методика Розенцвейга;
2.
Проективная методика «Рисунок семьи» А.Л. Венгера;
3.
Наблюдение и беседа (Пострисуночный опрос);
4. Опросник
родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина (ОРО)
Методологическая основа работы: Концепция Д.Б.Эльконина о периодизации психического развития; роли и
значении ведущего типа деятельности в психическом развитии ребенка;
Исследования в области детско–родительских отношений (Э.Г.Эйдемиллер,
В.Юстицкис, А.С.Спиваковская, А.Я.Варга, О.А.Карабанова) ; принцип целостного
подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова), субъектно-деятельностный
подход (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.В.Знаков, С.Л.Рубинштейн,
Е.А. Сергиенко).
Заключение:
Теоретический анализ
психолого-педагогической литературы показывает, что развитие личности ребенка
во многом зависит от опыта общения ребенка со взрослыми и детьми. Привязанность
только к близким людям, способность общаться только с ними, невозможность
установить контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения. Дети, у
которых был положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, являются
наиболее полезной группой с точки зрения характера их поведения и относительно
быстро адаптируются к школьной образовательной организации. Конечно, эти
факторы формируются в семье и зависят от характера детско-родительских
отношений.
Мы пришли к выводу, что отношения
между родителями и детьми будут меняться и приобретать определенные
характеристики под влиянием внешних факторов. Оптимизация отношений между
родителями и детьми — одно из важных направлений работы школьных психологов. В
то же время особенно важно развивать у родителей способность согласовывать свои
интересы с интересами своих детей.
Поскольку семья может быть мощным фактором личностного
развития и эмоциональной и психологической поддержки, она также является
основной причиной травм и различных расстройств личности, связанных с ними:
неврозов, психозов, психосоматических заболеваний, сексуальных аномалий и
ненормального поведения, в частности повышенного беспокойство. Организация
работы по этапам (информация, обучение, трансформация практики) способствовала
улучшению отношений между родителями и детьми. Дидактическими условиями для
улучшения отношений между родителями и детьми являются: обогащение знаний об
отношениях между родителями и детьми и о методах семейного воспитания; научить
родителей эффективно взаимодействовать со своими детьми; и организовать
дидактическую ситуацию.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Стили родительских отношений и их характеристика
Младший школьный возраст — очень важный период в жизни
человека, внимательно изучаемый учеными и профессионалами. Это время, когда
личность рождается и начинает формироваться. Поэтому влияние семьи в этот
период, то есть существующая в семье система взаимоотношений — между членами
семьи, между детьми и родителями, является наиболее важным. Семья — важнейший
фактор и личная среда для развития личности ребенка. Родительская функция —
одна из основных функций современной семьи. Если в воспитательном влиянии семьи
возникают трудности, недостатки и противоречия, это часто отрицательно
сказывается на личностном развитии, психическом и эмоциональном здоровье
учеников младших классов.
Семья может быть положительным и положительным
фактором, а может быть отрицательным и отрицательным фактором. То, что никто не
любит и не заботится о детях так, как их самые близкие и родные — матери, папы,
бабушки, бабушки и дедушки, братья, сестры, — безусловно, имеет положительный
эффект. Однако, в отличие от других социальных связей, семья может нанести
самый серьезный вред воспитанию детей.
Специалисты, изучающие данную проблему (Р.В.Бортов,
Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А.Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова,
М.В. Быкова и др.), Отметили, что первый опыт воспитания ребенка в конкретной
культурной среде, взаимосвязь между эмоциональными родители и он Это часть
семейных традиций.
Рассмотрено влияние проблем семейного воспитания и
взаимоотношений между членами семьи с точки зрения психологии и педагогики
(К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Копырло и
др.).
Классическая
психоаналитическая теория внесла значительный вклад в изучение особенностей
взаимоотношений между детьми и их родителями.