Курсовая с практикой на тему Влияние темперамента подростка на его конфликтность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основания исследования темперамента и
конфликтности 5
1.1. Возрастные особенности развития. 5
1.2. Особенности конфликтного поведения подростков. 10
1.3. Влияние темперамента на конфликтность. 18
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния темперамента на
конфликтность детей подросткового возраста. 27
2.1. Организация и методы исследования. 27
2.2. Анализ методов исследования конфликтности у детей
подросткового возраста 32
Заключение. 38
Список литературы. 41
Приложение. 45
Введение:
Личность человека обладает присущим только
ей набором психологических черт и особенностей, составляющих ее
индивидуальность, которая проявляется в чертах темперамента, детерминирующих
интегральную характеристику индивидуальности. Темперамент можно определить как
совокупность индивидуальных особенностей и свойств, характеризующих
динамические особенности протекания психических процессов, и проявляющихся в
определенной возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности,
быстроте протекания психической деятельности. Ярко выраженную медлительность
или подвижность можно рассматривать в сопоставлении с
индивидуально-типологическими особенностями темперамента.
Подростковый возраст, служащий переходным
этапом от детства к взрослости, самый трудный из всех возрастов, представляющий
собой период становления личности. В
настоящее время проблема конфликтного поведения в подростковой среде становится
все более актуальной. Современная стрессовая ситуация общественного развития,
повышенные учебно-воспитательные нагрузки, возрастающая агрессия со стороны
социального окружения провоцируют подростков на выбор деструктивных путей
решения собственных проблем. Кризисные новообразования подросткового возраста в
совокупности с ослаблением внимания взрослых к проблемам подростков приводят к
их неспособности конструктивно разрешать конфликтные ситуации, в связи с чем
особенно актуально решение задач в области повышения социальной
адаптированности личности и снижения конфликтности в подростковой среде.
Анализ научных исследований и состояния
проблемы особенностей поведения подростков разных типов темперамента в
конфликтных ситуациях выявил противоречия между необходимостью всестороннего
изучения роли темперамента подростков на их поведение в конфликте, а также
недостаточной исследованностью данного феномена в науке.
Стремление найти пути разрешения данного
противоречия определило проблему
исследования – выявление особенностей поведения подростков разных типов темперамента
в конфликтных ситуациях.
Цель
исследования: изучить специфику влияния темперамента
на конфликтность подростков.
Объект
исследования: дети подросткового возраста.
Предмет
исследования: взаимосвязь темперамента и конфликтности
подростков.
Гипотеза
исследования заключается в предположении, что тип
темперамента взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, и оказывает
влияние на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Задачи
исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме
исследования.
2. Дать общую характеристику подростковому
возрасту, описать ведущие возрастные новообразования.
3. Обобщить научные подходы к проблеме
конфликтного поведения подростков и выявить факторы формирования конфликтного
поведения в подростковом возрасте.
4. Рассмотреть темперамент в структуре
индивидуально-типологических особенностей личности и показать взаимосвязь
темперамента и конфликтности личности
5. Осуществить подбор
психодиагностического инструментария для проведения исследования взаимосвязи
между темпераментом и конфликтностью у детей подросткового возраста.
Для решения поставленных задач в работе
использовались следующие методы: теоретические: анализ, синтез,
обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические
(подбор методик).
Структура
исследования: Курсовая
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В
данной работе мы пытались установить взаимосвязь между темпераментом и уровнем
конфликтности у детей подросткового возраста.
В
подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих
людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации,
которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные
предпосылки для возникновения и проявлении конфликтности. В период подростничества наблюдается актуализация внутриличностных и
межличностных конфликтов. Подростки еще не способны самостоятельно
конструктивно разрешать конфликты, что выражается в выборе деструктивных
стратегий конфликтного поведения.
Тип темперамента взаимосвязан с некоторыми
особенностями личности, и он оказывает влияние на выбор стратегии поведения в
конфликтной ситуации, т.е. между типом темперамента и типом поведения
подростков в конфликтной школьной ситуации существует зависимость.
Многие
из известных ученых изучали особенности подросткового возраста: Л.С. Выготский,
Л.И. Божович, В.С. Мухина, И.С. Кон, Ш. Бюлер, А. Фрейд, Д.Б. Эльконин, Д.И.
Фельдштейн, Э. Эриксон, Л.Ф. Обухова, А.А. Реан и др.
Среди зарубежных теорий темперамента можно
назвать теорию Я. Стреляу (регулятивная теория темперамента); теорию Г. Айзенка
(интроверсия и экстраверсия, а также нейротизм и стабильность); теория М.
Ротбэрта (темперамент как конституциональные индивидуальные различия в реактивности
и саморегуляции). В отечественной психологии изучение
свойств нервной системы в рамках рассмотрения ее индивидуальных особенностей
представлено концепцией Б.М. Теплова (трехфакторная структура темперамента);
12-мерной классификацией свойств нервной системы В.Д. Небылицына; теорией В.С.
Мерлина (сензитивность, реактивность, активность, эмоциональная возбудимость,
темп психических реакций, пластичность/ригидность как свойства темперамента);
концепцией фундаментально-системной организации работы мозга П.К. Анохина;
теорией Э.А. Голубевой (соотношение способностей и темперамента); теорией В.М.
Русалова о темпераменте как психосоциобиологической категории.
В
этой работе темперамент и конфликтность подростков рассматривались и
анализировались в рамках различных методик.
Целью эмпирического
исследования являлось выявить влияние темперамента на конфликтность подростков.
Для этой цели был подобран комплекс психодиагностических методик: методика
диагностики тактики поведения в конфликте К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной)
(выявление личностной предрасположенности к конфликтному поведению и выбор
индивидом способов регулирования конфликтов — соревнование, приспособление,
компромисс, избегание, сотрудничество), методика изучения акцентуаций
личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека) (типы акцентуации —
демонстративный, застревающий, педантичный, возбудимый, гипертимический,
дистимический, тревожный, циклотимный, экзальтированный, эмотивный; методика
диагностики темперамента Яна Стреляу (изучение основных характеристик типа
нервной деятельности — процессов возбуждения, торможения, подвижности нервных
процессов. Данные
методики позволяют получить подробную информацию за относительно небольшой
отрезок времени.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основания исследования темперамента и
конфликтности
1.1. Возрастные особенности развития
Анализ психологических
теорий изучения подросткового возраста позволяет рассмотреть отечественные и
зарубежные теории.
Среди ведущих
отечественных исследователей подросткового возраста можно отметить Л.С.
Выготского, который описывал
подростковый возраст с точки зрения относительно неустойчивого изменчивого
периода, который является промежуточным между полным завершением полового
созревания и вступлением подростка в период зрелости [9]. В качестве основных
новообразований данного возраста Л.С. Выготский выделил рефлексию и
самосознание, обусловленные культурным содержанием среды. Согласно концепции
ученого, в подростковый период происходит отмирание старых неактуальных для
личности интересов и созревание биологической основы для формирования новых
интересов.
Л.И. Божович выделены
следующие психологические особенности подростков: зарождение новых интересов и
личных увлечений; стремление занять в жизни "взрослую" позицию;
потребность в самоопределении [4]. В
качестве важнейших характеристик подросткового периода отмечается перестройка
прежних отношений с миром и самим собой; развитие самосознания и
самоопределения до уровня самостоятельности. Среди причин кризисов данного
возрастного этапа ученая называла невозможность реализации (депривация)
потребностей ввиду недостаточной социальной зрелости подростка; асинхронность
физического, психического и физического развития; запреты, накладываемые
подростком на самого себя.
Согласно исследованиям
В.С. Мухиной, в подростковом возрасте проявляется тенденция к личностному
развитию, при этом рефлексия способствует личностному становлению [24].
И.С. Кон и Д.И.
Фельдштейн в качестве ведущего вида деятельности подростков рассматривали
учебу. Ученые подростковый возраст рассматривали как процесс становления
индивида как личности, период выработки основ сознательного поведения, период
формирования нравственных представлений и социальных установок [19]. По мнению Т.В.
Драгуновой, наступление взрослости является ведущим признаком подросткового
возраста. При этом ученой выделены следующие виды взрослости: подражание
внешним признакам взрослости; равнение подростков мужского пола на качества
"настоящего мужчины"; социальная зрелость в условиях сотрудничества
подростка и взрослых; интеллектуальная взрослость при развитии познавательной
активности подростков. По С. Холлу, важнейшими особенностями старшего
подростничества служат насыщенность стрессами и конфликтами; доминирование
нестабильности и энтузиазма; кризис самосознания [22].
Еще один представитель
биогенетической теории, А. Гезел, подростковый возраст объединял с юношеским,
описывая возрастные границы от 11 до 21 года. Среди ведущих новообразований
старшего подросткового возраста ученый выделял экстраверсию, экспансивность,
общительность, развитие интереса к себе и другим (14 лет); независимость,
конфликты в семье и школе, рост самоконтроля и сознательного самовоспитания,
ранимость (15 лет); рост самостоятельности, уравновешенности, устремленности в
будущее (16 лет).