Специальная психология, дефектология. Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования 4
1.1. Теоретические основы изучения развития детей с ЗПР посредством влияние сюжетно-ролевых игр 4
1.2. Сюжетно-ролевые игры в развитии детей и их особенности 12
Выводы 17
Глава 2. Опытно экспериментальная деятельность по развитию детей с ЗПР в сюжетно-ролевой игре 18
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента 18
2.2.Анализ результатов 25
Выводы 34
Заключение 36
Список литературы 38

 

  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы. Задержка психического развития читается одной из самых распространенных форм психической патологии детского возраста. Зачастую она обнаруживается с началом обучения ребенка в подготовительной группе дошкольного учреждения или в начальной школе, особенно заметна становится к возрасту 7-10 годам, так как именно в этот период существуют большие диагностические возможности.
В медицине задержка психического развития относится к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, главными особенностями которой выступает замедленный темп психического развития, личностная незрелость, грубые нарушения познавательной деятельности. Однако в большинстве случаев ЗПР имеет стойкую, хоть и слабо выраженную, тенденцию к обратимому развитию, которое возможно лишь при условии специального обучения и воспитания.
В связи с этим актуальность изучения особенностей обучения детей с ЗПР в условиях дошкольного образования не оставляет сомнений.
Степень изученности темы. Значимость изучения проблем психического развития детей с ЗПР отмечают такие исследователи как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и другие.
Данный вопрос глубоко изучали П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, В.С. Дерябин, У. Джеймс, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, К.Е. Изард, В.А. Лабунская, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др.
Изучением роли сюжетно-ролевой игры в процессе воспитания и развития личности детей дошкольного возраста занимались такие исследователи как Н.П. Аникеева, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, М.Я. Басов, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин.
Таким образом, целью данного исследования является изучение влияния сюжетно-ролевых игр на развитие личности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что программа развития личности, основанная на использовании сюжетно-ролевых игр, будет оказывать эффективное воздействие на ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы особенностей развития детей с ЗПР посредством влияния сюжетно-ролевых игр.
2. Охарактеризовать сюжетно-ролевые игры и их влияние на развитие детей.
3. Организовать исследование и проведение констатирующего эксперимента.
4. Проанализировать особенности влияния сюжетно-ролевых игр на детей с ЗПР.
Объектом курсовой работы является развитие личности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предметом выступает влияние сюжетно-ролевых игр на развитие личности детей с ЗПР.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе развития ребенок не просто подвергается различным внешним воздействиям, он взаимодействует со всем, что его окружает. Таким образом, он не только объект для взаимодействия, но и сам субъект, действующий на окружающий мир. Однако не всегда ребенок ощущает себя и воспринимает себя адекватно. Помочь в формировании и развитии личности ребенка может метод игры.
Разумеется, определенные и значительные изменения в характере игры дошкольников происходят: к старшему дошкольному возрасту возрастает значение игр с достижением результата, игра начинает подчиняться учебной деятельности и т.д. Вместе с тем игра продолжает сохранять все свои основные черты, которые принципиально отличают её от других видов деятельности, а именно: добровольность вхождения участников, инициативность, протекание в определенных пространственных и временных рамках, непредсказуемость развития и результата, иллюзорность и т.д.
Дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет – совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.
Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
На основе анализа психолого-педагогической литературы (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Р.И Жуковская и др.) мы сделали вывод, что психологические и развивающие возможности сюжетно-ролевой игры, в жизни дошкольника, чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Для того чтобы реализовать потенциал, заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования
1.1. Теоретические основы изучения развития детей с ЗПР посредством влияние сюжетно-ролевых игр
Формы психических расстройств разделяются на два больших класса, которые представлены ретардацией (запаздывание или приостановка психического развития того или иного происхождения) и недоразвитием (разнообразные формы умственной отсталости). Ретардация может быть либо тотальной, либо частичной, когда проявляется незрелость отдельных функций, сторон психики, навыков чтения, письма или свойств личности.
ЗПР представляет собой группу расстройств, которые могут быть различными по этиологии, патогенезу и клиническим представлениям, выражающиеся в состоянии легкой интеллектуальной недостаточности, занимающее среднее положение между олигофренией и интеллектуальной нормой [2].
Основными особенностями ЗПР является то, что она проявляется в снижении темпа развития, однако, при работе с которой возможна положительная динамика, вплоть до выравнивания, достижения возрастной нормы. При этом признаки нарушения зачастую обнаруживаются только при подготовке к поступлению в школу, и отставание при ЗПР может проявляться не обязательно во всех сферах [5].
Определим причины отставания в развитии, среди которых следует выделить следующие:
• Органические повреждения;
• Функциональная недостаточность центральной нервной системы;
• Нарушения во внутриутробном развитии либо во время родов;
• Хронические соматические заболевания;
• Длительная депривация.
Отметим, что главной характерной особенностью детей с ЗПР можно назвать неравномерность формирования различных сторон психической деятельности ребенка [8].
В научной литературе существует несколько подходов к разным видам ЗПР и их классификации. Рассмотрим основных отечественных исследователей, среди которых Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, Ю.Г.Демьянов.
Так, В.В. Ковалев предлагает классификацию ЗПР такого вида:
1. Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности (психофизический инфантилизм, задержка развития речи, школьных навыков; задержка развития при РДА).
2. Энцефалопатические (церебростения, психоорганический синдром с недостаточностью корковых функций, ДЦП и др.).
3. ЗПР при дефекте анализаторов.
4. ЗПР при дефектах воспитания и дефиците информации в детстве.
Классификация ЗПР по Сухаревой:
1. Задержка темпа развития детей при нарушении воспитания, обучения, поведения.
2. ЗПР при астенических состояниях.
3. Вторичное ЗПР при дефектах зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи [12].
Классификация ЗПР по Демьянову:
1. ЗПР с церебрастеническим синдромом.
2. Психофизический инфантилизм.
3. ЗПР с невропатическим синдромом.
4. ЗПР с психопатоподобными симптомами.
5. ЗПР при ДЦП.
6. ЗПР при общем недоразвитии речи.
7. ЗПР при тяжелых дефектах слуха, зрения.
8. ЗПР при семейно бытовой запущенности [13].
Следуют так же рассмотреть классификацию ЗПР в международной классификации болезней (МКБ):
1. Органические и симптоматические психические расстройства. Относятся те расстройства, которые связаны с черепно-мозговыми травмами и др.
2. Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением психически активных веществ (алкоголь, кокаин, галлюциногены, препараты мака, летучие растворители, снотворное, табак).
3. Шизофрения, шизотические и бредовые расстройства.
4. Аффективные расстройства.
5. Невротические, обусловленные стрессом и соматоморфные расстройства (острая реакция на стресс; посттравматический синдром).
6. Поведенческие нарушения, связанные с физиологическими факторами (нарушение сна, половой функции, пищи).
7. Расстройство личности и поведения у взрослых (сексуальные перверсии, нарушение привычек, влечений).
8. Умственная отсталость в виде формирования в раннем детстве стойкого психического недоразвития [14].
В настоящее время эта категория детей глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны. Здесь мы не останавливаемся подробно на этиологии и основных признаках, а указываем лишь наиболее существенные для дифференциальной диагностики особенности психической деятельности детей с задержкой развития. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности. ЗПР церебрального происхождения при хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах встречаются чаще других и представляют наибольшую сложность при отграничении их от умственной отсталости.
Понятие задержки психического развития сформулировала Г.Е. Сухарева в процессе психолого-педагогических исследований детей. При этом важным моментом является то, что необходимо отличать понятие ЗПР и умственной отсталости, так как в последнем случае процессы, подвергаемые изменениям и отставанию в развитии, считаются необратимыми [25].
Важно заметить, что ЗПР может быть разным по своей этиологии и патогенезу, однако иметь общую симптоматику их проявления. Зачастую общим во всех типах ЗПР является нарушения сформированности речи в разной степени, нарушения основных психических функций, познавательной деятельности и развития личности ребенка [18].
Заметим, что к возрасту школьной готовности дети уже проявляют значимые признаки отличия умственной отсталости от ЗПР, и ЗПР может при начале школьной деятельности перерасти в быстрый прогрессивный рост, полностью нивелируя свое присутствие к возрасту 8-9 лет. В.И. Лубовский указывает на следующие признаки детей с ЗПР по сравнению с нормально развитыми сверстниками:
• замедленное формирование связной устной речи;
• нарушения речи;
• инфантильность поведения;
• зависимость в жизнедеятельности от взрослых;
• вялая инициативность;
• низкая степень сформированности познавательного интереса;
• низкая степень произвольной регуляции собственных действий и поведения;
• неспособность длительное время сосредоточиться на обучающей деятельности;
• нестабильность и неустойчивость эмоциональной сферы [24].
При этом есть ряд признаков, по которым можно дифференцировать простую запущенность в воспитании и образовании детей от умственной отсталости, требующей специальной коррекционной педагогики: нет нарушений сенсорной системы и отдельных ее анализаторов; дети не проявляют признаков умственной отсталости, но не успевают в школе из-за полиморфной клинической симптоматики; имеют незрелое поведение и эмоциональную сферу, плохой контроль произвольности поведения на фоне нервной истощаемости, низкой работоспособности [26].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы