Курсовая с практикой на тему Влияние сюжетно ролевых игр на показатели уровня физической подготовленности учащихся младших классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Влияние сюжетно ролевых игр как средство формирования физических качеств. 6
1.1 Ролевые
игры и упражнения. Понятие, виды, классификация. 6
1.2
Характеристика процесса формирования физических качеств у младших школьников. 11
Глава 2.
Характеристика развития учащихся младших возрастов. 20
2.1 Анатомо —
физиологические , психологические особенности учащихся младших возрастов. 20
2.2
Воспитание физических качеств у младших школьников в процессе организации
ролевых игр. 25
Заключение. 33
Список
использованных источников. 34
Приложения. 38
Введение:
За последние годы в отечественной литературе появилось
немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания младших
школьников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных
социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце
двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно
детей младшего школьного возраста. По мнению ряда ученых, в настоящее время
возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического
воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными
возможностями государства их осуществления для каждого человека [34, с.208].
Поиск
новых путей, решения проблемы развития физических качеств младших школьников
как основы физической подготовленности связан с необходимостью изучения
закономерностей, методологических и методических условий совершенствования
процесса развития физических качеств младших школьников как основы физической
подготовленности.
Анализ передовой научной
и научно-методической литературы указывает на необходимость обратить внимание
на особенности методики развития двигательных качеств детей младшего школьного
возраста. Немаловажным моментом процесса обучения двигательных качеств является
направленность данного процесса на развитие умений и навыков двигательных
действий. Весь процесс обучения предполагает использование различных подходов,
средств и методов.
Общие физиологические
закономерности развития двигательных качеств под влиянием занятий физическими
упражнениями рассмотрены в работах Н.В. Зимкина (1956), А.В. Коробочная (1958),
И.А. Фомина и В.П. Филина (1972) и других авторов. Их исследованиями доказано,
что физиологической основой развития двигательных качеств (силы, быстроты,
ловкости, выносливости) являются морфологические и функциональные изменения
мышечной системы, а также в нервной регуляции двигательных и вегетативных
функций организма. В частности, для проявления этих качеств важное значение
имеют координационная деятельность нервных центров по регуляции функции
мышечного аппарата и вегетативных органов [26, с.125].
Рост тренированности
организма детей происходит несколько медленнее, чем овладение двигательными
навыками, в частности в несложных по технике двигательных действиях.
Путем целесообразного
подбора физических упражнений можно влиять на биологический ход развития
различных двигательных качеств детей. Специальными исследованиями установлено,
что под влиянием активного двигательного режима происходит значительный рост
силы, скорости, выносливости.
В настоящее время практикой и
исследованием подтверждено, что физические качества наиболее успешно
развиваются в том случае, если занятия проводятся по комплексному методу. Это
значит, что на занятиях применяются разнообразные средства (упражнения и игры),
предусматривающие одновременное развитие быстроты, силы, выносливости,
ловкости, а не одно из этих компонентов.
В связи с этим необходимо подчеркнуть,
что именно подвижные игры, игровой метод в силу присущих им особенностей
являются эффективным средством комплексного совершенствования двигательной
деятельности. В наибольшей мере они позволяют совершенствовать такие качества,
как ловкость, быстроту двигательной реакции, выносливость, силу. Посредством
подвижных игр можно воздействовать не только на качество выполнения, но и на
такие качественные показатели, как скорость и выносливость в беге, дальность и
высота в прыжках и так далее.
Обязательная характерная черта всех
детских игр – особое эмоциональное состояние (игровое), на фоне и при участии,
которого они протекают. Это состояние представляет собой ожидание или сам
процесс удовольствия от физической, умственной активности, проявляемой игровой
дисциплины, юмора или соревнования.
Подвижные игры, сюжетные игры –
важнейшее средство физического воспитания детей школьного возраста. Они всегда
требуют от играющих активных двигательных действий.
Известно, что игровой метод –
основной в начальной школе, но в реализации этого метода при работе с детьми
начальных классов стандартная форма проведения урока, когда он представлен
подготовительной частью, включающей общеразвивающие упражнения и основной,
состоящий из нескольких подвижных игр, которые сегодня стали “принудительным
ассортиментом” для учащихся 1 – 4 классов, перестали их удовлетворять. Дети уже
не хотят убегать от “медведя”, “волка”. И поэтому очень часто приходиться
отступать от установленных правил игры, дополнять правила, придумывать
варианты, создавать новые, необычно интересные ситуации с учётом потребности и
желаний школьников. Зачастую приходиться вносить изменения в сюжеты некоторых
игр, наполнять их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игру
обогащать, совершенствовать, но при этом их двигательную основу оставлять
неизменной.
Нужно конструировать урок
сюжетно-ролевым по содержанию, с реализацией игрового метода.
Актуальность
данной работы заключается в том, что сюжетно-ролевых игр в
настоящее время недостаточно, и практически не используются, как одно из
средств обучения и воспитания подрастающего поколения.
Объект
исследования: процесс физического воспитания учащихся
младшего школьного возраста.
Предмет
исследования: Развитие физических качеств у детей
младшего школьного возраста.
Исходя из
актуальности выбранной темы, была сформулирована цель выпускной
квалификационной работы: изучить применение сюжетно-ролевых игр на
показатели уровня физической подготовки учащихся младшего школьного возраста.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть
понятие, виды и классификацию спортивных игр и упражнений.
2. Охарактеризовать процесс формирования
физических качеств у младших школьников.
3. Проанализировать
формирование физических качеств у детей младшего
школьного возраста в процессе организации спортивных игр и упражнений.
4. Провести
диагностику уровня развития физических качеств детей младшего
школьного возраста.
5. Спланировать
и провести серию спортивных игр и упражнений, направленных на развитие
физических качеств у детей младшего школьного
возраста.
6. Провести
оценку результативности опытно-практической работы по развитию физических
качеств у детей младшего школьного возраста
посредством организации ролевых игр и упражнений.
Методы исследования: теоретический анализ.
Заключение:
В результате исследования
мы можем сделать вывод, что цель работы была достигнута, и гипотеза
подтверждена.
Задача развития
физических качеств младших школьников как
основы физической подготовленности была решена с помощью следующих задач
исследования:
1. Определена
характеристика физических качеств младших школьников;
2. Рассмотрены
двигательные навыки и возрастные анатомические и физиологические особенности
развития младших
школьников;
3. Выявлено физическое
развитие и физическая подготовленность в системе физического воспитания младших школьников;
4. Проведена диагностика
экспериментальной работы по физическим качествам младших школьников в процессе
физической подготовленности;
5. Проанализированы и
обработаны данные экспериментальной работы.
Вышеприведенные концепции
дают общее представление о физической пригодности, образовании, его
особенностях, социальных функциях и отношениях с другими явлениями. Сочетание
этих концепций в первую очередь характеризует физическое воспитание как
социально-педагогическое явление. В экспериментальном методе основное внимание
уделяется применению метода развития физических качеств посредством физических
упражнений для младшего школьного возраста.
Контрольные испытания, а
затем и определение достоверности различий в t —
Student показали, что различия между результатами, полученными в
эксперименте с средними арифметическими значениями, считаются надежными,
следовательно, экспериментальный метод развития физических качеств более
эффективен, чем общепринятый способ развития физических качеств.
Таким образом, можно
сказать, что сюжетные игры-упражнения являются важным видом деятельности в
развитии физических качеств у младших школьников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Влияние сюжетно ролевых игр как средство
формирования физических качеств
1.1 Ролевые игры и упражнения. Понятие, виды, классификация
Значительное влияние на
развитие физической подготовленности оказали искусство и военное дело. Однако
материальные потребности и условия жизни общества всегда были решающим фактором
в формировании и развитии физических упражнений.
Физические упражнения в
их возникновении также имели биологический фон — потребность в органах
упражнений как одном из условий для их нормального развития, как фактор жизни.
Но человеческий организм развивается в определенном обществе, а биологические
законы его развития действуют в социальной среде [42, с.76]. Тот факт, что
физические упражнения перестали быть связанными с определенными конкретными
ситуациями, возникающими непосредственно из производственных или военных
потребностей, расширил сферу их применения. Например, из естественной среды,
которая была полностью определена этой специфической потребностью, степень
опасности, естественные препятствия и т. д. (преследование жертвы, бег от
врага), абстрактные, короткие, средние и большие расстояния и копье стали
возникать из данных условий, не нацеливаются на цель, как это было сделано на
охоте, но на дальности; прыжки в длину были выполнены уже без преодоления
препятствий и т. д. Такое абстрактное развитие физических упражнений позволило
использовать их с целью физического воспитания. Это характерно только для
человека и говорит об определенном уровне социального развития.
Независимость физических
упражнений от практических интересов не означает, что они полностью отделены от
практической жизни людей. Напротив, физические упражнения тесно связаны с
социальной практикой, потому что они обусловлены материальными условиями
существования общества и служат для подготовки людей к работе и другим видам
деятельности, развивая их физически и духовно [44, с.89].
С развитием
общества характер физических упражнений изменяется под влиянием различных
социальных явлений. Таким образом, в связи с улучшением военного дела и
изменением его потребностей изменился характер прикладных физических
упражнений. Создание новых видов техники привело к появлению новых видов
физических упражнений (автомобиль, самолет, стрельба и т. д.). Значительное
влияние на развитие науки физических упражнений (в частности, биологических),
имеет изучение среди других вопросов влияния физических упражнений на организм
человека, тем самым способствуя повышению эффективности их применения [18,
с.21].
В национальной доктрине образования
в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определено воспитание
здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта [1].
Введение ФГОС среднего образования обусловливает переход
образования детей младшего школьного возраста на качественно новый уровень,
поскольку не только устанавливает нормы и требования к общей структуре образовательной
программы, но и позволяет формировать содержание с учетом интересов участников
образовательного процесса [2].
В связи с этим в школе необходимо
формировать у младших школьников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание
использовать их в самостоятельной деятельности. Особенный интерес вызывают у
них спортивные игры (баскетбол,
футбол, хоккей, бадминтон и т. д., а также спортивные
упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках,
ходьба на лыжах и т. д. [42, с.57].
Спортивные
игры и упражнения способствуют
совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма — нервной,
сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей,
воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют
воспитанию у младших школьников положительных черт характера, создают
благоприятные условия для
воспитания дружеских отношений в коллективе.
Чем отличаются спортивные игры от спортивных упражнений
[41,
с.117]?
Наиболее эффективной формой обучения
младших школьников спортивным играм и
упражнениям являются организованные занятия. Основной целью таких
занятий является ознакомление детей со спортивными
играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники [19,
с.15].
В школе обучение детей спортивным упражнениям и элементам
спортивных игр в основном проводится на занятиях по физической
культуре в спортивном зале, бассейне, и на
воздухе. Но это ни в коем случае не является узкоспециализированными
тренировками.
Игровая форма проведения занятия
является основой методики обучения спортивным
играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра.
Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять
ребенку удовольствие, вызывать желание продолжить занятие. Поэтому важно, чтобы
оно содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы,
неожиданные моменты [18, с.19].
Прежде чем приступить к
систематическому обучению детей спортивным
играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными
видами спорта, спортсменами, провести экскурсию
или целевую прогулку на, школьный стадион, спортивную
школу, рассмотреть иллюстрации. Цель этой работы – вызвать интерес,
сформировать желание заниматься спортом
[18,
с.23].
Вторым этапом является накопление
опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, клюшкой,
городками и т. д. Для этого в спортивных уголках
групп размещается данное оборудование и дается возможность самостоятельно манипулировать
этими предметами.
Третий этап – обучение спортивным упражнениям и элементам
спортивных игр [36, с.46].
Спортивные
игры и упражнения в
школе следует использовать в разные периоды дня. Утром, принимая детей, можно
привлечь к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния.
Дети, которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры, с
удовольствием выполняют определенные движения. А те, которые встают поздно,
приходят иногда сонные, вялые и не изъявляют желания двигаться. Таких ребят
следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно. Утром нецелесообразно
использовать спортивные игры, упражнения, вызывающие сильное
эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это
будет истощать детей, снизит их возможности в овладении знаниями, навыками и
умениями на занятиях. На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения с
максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима
дня изучаются основы техники видов спорта,
которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует
уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня [35,
с.9].
В работе с младших школьниками можно
использовать такие ролевые игры и
упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки
чередовались бы с минимальными или с расслаблением мышц. Это спортивные игры, в которые входят
основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча и т. д.
Именно такой характер имеют плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках, спортивные игры – бадминтон,
настольный теннис, городки, баскетбол, волейбол.
Так как младшие школьники не
способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно
осваивать физические упражнения,
предусмотренные программой, им нужна помощь инструктора и учителя. Поэтому
педагог обязательно должен знать технику выполнения упражнений и элементов ролевых игр.
Техника — это способ выполнения движения для решения двигательной задачи.
Детали техники — это второстепенные особенности выполнения упражнения, которые могут
изменяться, не нарушая основы техники [35, с.36].
Собственный пример педагога,
физическая подтянутость, бодрость, оптимистический настрой, искреннее
стремление привить ребятам любовь к физической культуре благотворно влияют на
них [35,
с.14].
Спортивные игры в детском саду могут
использоваться не только как средство повышения двигательной активности детей,
совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, но и как
форма развития способностей, наклонностей и природных задатков ребенка.
Отмечается положительное
воздействие спортивных игр и упражнений на
детей с ограниченными социальными контактами, детей с речевыми нарушениями, а
также повышенной тревожностью. Наряду с этим, также снимается психологический
барьер, расширяются представления об окружающей действительности, а также
развиваются навыки культуры поведения и культуры общения.
Спортивные ролевые игры разнообразны и многочисленны. Между
ними существует и сходство, и различие, что позволяет распределить их в
относительно общие группы и тем самым облегчить их выбор.
В каждой из игр есть два наиболее существенных признака,
определяющих основные черты действий играющих, — взаимоотношение между
участниками и цель игры, к достижению которой они стремятся.
Взаимоотношение играющих следует рассматривать в двух
аспектах:
— взаимоотношения между участниками, представляющими разные
стороны в ходе игры;
— взаимоотношения между участниками, представляющими одну из
сторон, участвующих в игре.
Интересы и взаимоотношения между играющими, могут быть
антагонистическими, если участники преследуют противоположные цели, и
содружественные, если интересы их общие. По этому признаку все спортивные ролевые
игры подразделяют на две большие группы: игры командные (с участием двух и
более коллективов) и индивидуальные (где противоборство происходит между двумя
участниками). Последние составляют меньшинство и часто дополняются такими
вариантами, в которых играющие стороны состоят из двух человек или результат
игры определяется по сумме попыток, поочередно предпринятых несколькими
участниками соревнований.
Дальнейшая детализация группировки игр проводится по другим,
менее существенным, но все же достаточно характерным признакам. К ним относится
инвентарь, которым пользуются играющие, и способы владения им.
В качестве предмета игры чаще всего используют мячи (полые
или заполненные) или другие специфические предметы (шайбы, шары, кольца).
Играющие действуют этими предметами либо выполняют руками, ногами или другим
образом действия непосредственно с этими предметами, либо опосредованно, т. е.
с помощью специальных приспособлений (клюшки, биты, ракетки). Кроме того, могут
использоваться дополнительные средства передвижения (коньки, ролики, велосипеды
и пр.) [26,
с.19].