Теории и технологии развития речи детей Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние сюжетно ролевой игры на развитие связной речи детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5
1.1. Основные понятия курсовой работы 5
1.2. Возрастные особенности развития влияния сюжетно-ролевой игры на развитие связной речи детей 7
1.3. Цели и задачи влияния сюжетно-ролевой игры на развитие связной речи детей в детском саду 11
1.4. Методика работы по влиянию сюжетно-ролевой игры на развитие связной речи детей 14
Выводы к главе 1 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 19
2.1. Анализ педагогических диагностик, направленных на исследование влияния сюжетно-ролевой игры на развитие связной речи детей 19
2.2. Результат исследования влияния сюжетно-ролевой игры на развитие связной речи детей. Диагностика детей 26
Выводы к главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

  

Введение:

 

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение речевой активности у детей среднего дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой речевой активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают вопросы речевого характера, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Поэтому исследовательская деятельность в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития речевой деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения, что обусловливает актуальность темы исследования.
Проблема исследования: обоснование возможности использования исследовательской деятельности в речевом развитии детей-дошкольников.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности методики использования исследовательской деятельности в речевом развитии детей-дошкольников.
Объект исследования: процесс речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика развития речевой активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике дошкольного образования;
2. Рассмотреть педагогические возможности исследовательской деятельности в речевом развитии дошкольника;
3. Выделить методы и приемы использования возможностей исследовательской деятельности в дошкольном образовании;
4. Разработать и апробировать методы диагностики уровня речевого развития дошкольников;
5. Экспериментально обосновать использование методики речевого развития дошкольников средствами исследовательской деятельности;
6. Проверить результативность предложенной методики.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей речевого развития дошкольников, на основании чего разрабатываются психолого-педагогические и методические рекомендации для родителей и воспитателей.
Теоретическую основу исследования составляют труды Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
-наблюдение;
— тестирование;
-беседа с психологом;
— анализ и содержательная интерпретация данных;
— методы математической статистики.
База исследования: Исследование было проведено на базе средней группы ДОУ № 1 города Курска. Количество испытуемых 15 человек, это дети от 3 до 4 лет. Участие в исследовании приняли также педагоги и родители. Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.
Исследование проходило в два этапа. На первом из них было осуществлено теоретическое обоснование проблемы исследования и диагностика речевого развития детей. Второй этап включал в себя разработку и апробирование методики формирования речевого развития дошкольников.
Структура работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе при обогащении знаний о самом процессе познания на разных возрастных ступенях речевая деятельность дошкольников должна оцениваться с точки зрения современных позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в дошкольном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, речевой деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов умственного воспитания дошкольников связана с формированием «общего творческого отношения к действительности».
Развитие речевых интересов детей зависит от умения воспитателя создать дидактические и организационные условия в процессе обучения дошкольников. Для этого следует обеспечить продуктивное содержание развивающей окружающей среды, системный подход к организации активной речевой деятельности детей на основе использования эффективных форм, средств и методов нестандартного типа для развития и стимулирования речевых интересов, учета индивидуальности каждого воспитанника и предоставления ему права реализации собственной инициативы.
Целенаправленное комплексное воздействие в условиях дошкольного учреждения и семьи должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в широком чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя через ведущий для дошкольного возраста вид деятельности – творческую игру. Именно благодаря общению и игровой деятельности ребенок усваивает опыт, обогащается знаниями, формируются практические умения и навыки, производятся взгляды и убеждения, формируются духовные потребности, эстетические чувства и закладывается характер.
Развитие речи тесно связано с деятельностью. В процессе определенной деятельности люди всегда общаются. Сочетание деятельности одного человека с деятельностью других людей образует совместную деятельность. Сущность коммуникации заключается во взаимодействии субъектов деятельности. В общении происходит обогащение деятельности, развиваются и образуются новые связи и отношения между людьми.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

1.1. Основные понятия курсовой работы
Формирование и становление речевого развития в первые годы жизни ребенка влияет на всю его последующую жизнь. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка здоровой психики и дальнейшего его правильного развития. Своевременное, то есть начатое с первых минут жизни ребенка, полноценное – значит достаточное по объему речевого материала, которое побуждает ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждом возрастном периоде. Понимание речи окружающих и личная активная речи сопровождает все деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечения целей его коммуникации с другими участниками взаимодействия.
Коммуникативная функция языка имеет для психического развития дошкольника важное значение, так как она состоит в использовании языка как средства общения. Как известно, дети начинают общаться еще до того, как учатся говорить. С развитием речи их общение становится совершеннее. Его эффективность зависит не только от знания грамматических правил и значений, но и от навыков высказывания определенного мнения в соответствующей ситуации. Умение разговаривать основывается на таких социальных навыках, как последовательность говорения; учета опыта, умений, интересов и потребностей собеседника; возможность избежания доминирования в разговоре и перебивания собеседников; проявления внимания и готовности продолжить общение невербальными средствами (взглядом, жестом и т.п.) [1].
Нарушение речевой функции негативно влияет на развитие процесса коммуникативной компетентности. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общей и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении.
Способность к речи и к общению формируется у ребенка, развивается нормально, в процессе речевого опыта, под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Усвоение ребенком родного языка проходит в строгой закономерности и характеризуется чертами, общими для всех детей. Л. С. Выготский утверждал, что «ребенок воспринимает окружающий мир не только через зрение и слух, но и посредством своей личной речи, так как ведет внутренний монолог и внешний диалог» [4].
Как отмечал А.Н. Леонтьев, механизм речевой способности формируется на основе врожденных психофизиологических особенностей человека и под влиянием речевого общения [17]. Лингвистическая способность – это совокупность речевых навыков и умений, которые сформировались на основе полноценных предпосылок их развития.
В психолого-педагогической литературе многими авторами [4; 5] подчеркивается мысль о том, что нарушение или несформированность навыков общения или его дефицит и депривация особенно опасны в детстве, потому что «тянут» за собой отставание в речевом развитии.
По определению Т.Пироженко, «общение является тем решающим условием, которое определяет факт появления активной речи, сроки ее возникновения, темп развития и совершенствования в последующие периоды дошкольного детства» [22]. Уровень сложности речи, а именно состав речи (лексики, грамматики, синтаксиса) прямо пропорционально зависит от содержания потребности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.
Анализ литературных источников за последние годы по проблеме развития речи дошкольников, как самостоятельной проблемы педагогической психологии, позволяет констатировать, что на сегодняшний день эта проблема является очень актуальной. Проблемой развития речи дошкольников активно занимаются и посвящают свои исследования как известные ученые, так и начинающие.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы