Курсовая с практикой на тему Влияние стиляг на моду СССР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Мода в СССР в послевоенное время: тенденции и стиль…………….5
1.1. Исторический и социокультурный контекст культуры СССР в послевоенное время 5
1.2. Основные модные тенденции и музыкальные направления в СССР 40х-60х гг. 8
1.3. Влияние иностранной культуры на моду и стиль в СССР 10
Глава 2. Стиляги как культурное явление 14
2.1. Истоки движения стиляг 14
2.1.1. Исторические и культурные предпосылки 14
2.1.2. Влияние субкультур на становление движения стиляг 16
2.2. Особенности субкультуры стиляг 18
2.2.1. Идеология и имидж стиляг 18
2.2.2. Танцевальная культура стиляг 20
2.2.3. Американский джаз как основа движения стиляг 22
Глава 3. Влияние стиляг на развитие моды в СССР в 40х-60х гг. 28
3.1. Причины возникновения субкультуры стиляг в СССР 28
3.2. Музыка стиляг и общие тенденции ее развития 30
3.3. Влияние стилей на развитие музыки и моды 80х гг. в СССР 31
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложение 1…………………………………………………………………….42
Приложение 2…………………………………………………………………….43
Приложение 3…………………………………………………………………….44
Приложение 4…………………………………………………………………….45
Приложение 5…………………………………………………………………….46
Введение:
Сегодня в России наблюдается активное развитие мира музыки – российская музыкальная сцена представлена множеством направлений и форм, большинство из которых были заимствованы в свое время из зарубежной культуры и адаптировано к реалиям России. Многие направления музыки – поп, рок, рэп, блюз, джаз и т.д. – тесно связаны не только с музыкальными или танцевальными традициями, но и с субкультурами, в среде которых эти музыкальные направления зарождались и общие веяния, идеологию, тематику которых они вобрали в себя.
Одной из субкультур прошлого, которая возымела огромное влияние как на становление многих музыкальных коллективов и исполнителей России ХХ века, так и современности, является американская субкультура стиляг, которая в 40-х – 70-х гг. была заимствована российской культурой. Стиляги являются символом целой ушедшей эпохи, однако эта мода, исходя из общих тенденций моды повторяться и возвращаться, отобразилась в современной культуре в виде ретро тенденций.
В современной российской науке вопрос влияния стиляг на музыку, моду, культурные тенденции СССР и России является недостаточно широко освещенным. Можно отметить труды таких исследователей, как Е. С. Гарголина и А. А. Черкасов (исследовали моду и костюм стиляг послевоенного СССР), С. А. Рафикова (исследовала субкультуру на региональном уровне сибирской провинции), Ю. А. Добровольской (исследовала моду стиляг в контексте современной молодежной трэш-культуры) и т.д.
Однако вопросы влияния моды и субкультуры стиляг на развитие музыкальных направлений на советской и российской сцене остаются неосвещенными в научных трудах, что и составляет актуальность данной темы курсовой работы.
Объект исследования – субкультура стиляг в США и послевоенном СССР.
Предмет исследования – влияние субкультуры стиляг на моду СССР и современной России.
Таким образом, цель курсовой работы – исследовать особенности влияния субкультуры стиляг на моду СССР и современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать исторический и социокультурный контекст культуры СССР в послевоенное время;
2) определить пути влияния иностранной культуры на моду и стиль в СССР;
3) рассмотреть истоки движения стиляг;
4) исследовать особенности субкультуры стиляг на уровне идеологии, имиджа, музыки;
5) рассмотреть причины и общие тенденции влияния стиляг на развитие моды в СССР в 40х-60х гг.;
6) определить следы влияния стиляг на развитие моды 80х гг. в СССР.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней обобщены знания о культуре и музыке СССР в послевоенные годы, систематизированы знания о субкультуре стиляг – ее истоках, общих особенностях и влиянии на молодежную культуру СССР.
Практическая значимость курсовой работы заключается осуществлении анализа влияния субкультуры стиляг, а именно – джазовой субкультуры США, на культуру, моду и музыку СССР и современной России. Материалы исследования могут использоваться в качестве материала для написания студенческих научных работ (рефератов, курсовых, дипломных работ и т. п.).
Новизна исследования заключается в том, что впервые были систематизированы и обобщены знания о влиянии субкультуры стиляг на моду, музыку, культуру СССР и современной России.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Ф. И. Тютчев
Подводя итоги, хочется отметить, что наша страна и географически и исторически обладает особыми свойствами и качествами, которые не могли не наложить отпечаток на русского человека. Стоит только представить что в послевоенное время, время разрухи, нищеты, серости и усталости пробивается как яркий цветок сквозь асфальт новая форма жизни — яркая, местами аляпистая, тяготеющая к новой жизни без серости и утрат. Именно так появилось это молодежное течение — стиляги. Которые шли вразрез с государственной идеологией, но при этом не были против нее, они тяготели к Западу, а на самом деле в послевоенное время Запад стал к нам намного ближе по ряду причин.
Сейчас рассматривая это как субкультуры, и даже если бы мы случайно увидели или узнали, что они опять возродились, я думаю, это никого бы не волновало, а наоборот вызвало бы умиление, а тогда семьдесят лет назад их практически признали антисемитами.
Возникает вопрос, а если бы их не было? Если бы они не появились в сороковых? Как мне кажется, они должны были появиться, да они могли называться по-другому, может быть выглядеть по-другому, но они обязательно бы появились.
И без них не было бы той музыки и рокен — рольных танцев, не было бы пышных юбок и чудесных заграничных чулок со стрелочками, ничего бы не было.
Ведь можно обратиться к нашей новой и даже новейшей истории, и проследить определенную тенденцию — когда наша страна пребывает в некотором переходном (иногда переломном) периоде в обществе происходит некоторое расслоение, которое приводит к формированию различных субкультур (готы, панки, эмо и пр.).
Послевоенное время также было переломным для нашей страны, ведь пять выматывающих лет войны не прошли бесследно, страну необходимо было восстанавливать, налаживать нормальную мирную жизнь, но при этом «военные дети» и «послевоенные дети» лишенные полноценного детства, хотели жить дальше, ярко, красиво, что они и делали.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Мода в СССР в послевоенное время: тенденции и стиль
1.1. Исторический и социокультурный контекст культуры СССР в послевоенное время
Послевоенное время в СССР обозначилось необходимостью восстановления страны после страшных последствий войны. Экономически страна уделяла огромное значение тяжелой промышленности, куда направлялись все силы. В то же время легкая промышленность, связанная с модой, находилась в слаборазвитом состоянии, поскольку не была приоритетом для государства.
Рассматривая те социальные и идеологические условия, в которых жило общество СССР в послевоенные годы, следует отметить, что методы коммунистической партии в отношении общества не менялись – 50-е гг. ХХ ст. для СССР не являются светлыми страницами истории государства, ведь они обозначены обилием репрессий со стороны руководства страны, доносов и лжи среди населения. И. Сталин, который оставался у руля в этот период, провозглашал победу СССР над зерновой проблемой, тогда как люди в стране гибли от голода и бедности .
Такое состояние вещей в СССР вызывало критические настроения среди населения. Многие исследователи послевоенной истории отмечают, что это поколение людей, которые вышли из-под жестких рамок тоталитарного контроля, ведь война является стихийным явлением, попав в эпицентр которого, человек учится самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, критически оценивать обстановку. В ходе военных кампаний многие жители СССР впервые в жизни побывали за границей, оценив достижения «загнивающего Запада» и сравнив уровень жизни местного населения с уровнем жизни советских граждан.
Военное время оказало колоссальное влияние на сознание советского общества, хотя по-прежнему в коммунистических идеях мало кто сомневался. Характерно, что критические настроения, дух бунтарства, присущий поколению, жившему в 50-е годы больше, чем предыдущим поколениям, выливались в формы, которые все же не отрицали кардинально сами идеи коммунизма. Примером такой формы протеста можно считать создание в 1947 гг. нелегальной молодежной коммунистической партии, в которую сходили всего 50 человек. Объединение появилось по причине «реальных жизненных противоречий», как заявляли сами члены этой партии, главной идеей они считали изучение и распространение в массах подлинного марксизма-ленинизма, в то же время, обвиняя во многих бедах советского народа И. Сталина.
Сомнения относительно тех средств и подходов, которые до этого момента реализовались в СССР с целью достижения коммунизма, появились как у населения, так и у самих представителей КПСС. Впрочем, любые проявления политической нестабильности или инакомыслия карались жестокими репрессиями, особенно страдала от них творческая интеллигенция.