Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему «Влияние стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретическое изучение семьи как фактора развития
ребенка дошкольного возраста. 4

1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста. 4

1.2. Особенности семейного воспитания и их влияние на
детей. 11

Глава 2. Эмпирическое исследование развития старших дошкольников. 16

2.1. Организация и методы исследования развития детей
старшего дошкольного возраста. 16

2.2. Анализ результатов исследования. 17

Заключение. 25

Литература. 26

  

Введение:

 

Актуальность
темы работы. Среди индивидуальных свойств развития
личности принято выделять основные базовые свойства, в частности самооценку,
темперамент, характер и способности человека. Такие базовые свойства, представляющие
собой сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации
черт, которые влияют на формирование определенного стиля поведения и
деятельности личности.

Развивающийся ребенок
находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В
центре этих уровней стоит семья. Именно от семьи в первую очередь зависит,
каким будет расти ребенок, и какое место в обществе он займет. Определено, что
тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки,
набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми. Семья
оказывает влияние на когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое
развитие ребенка на протяжении всего жизненного пути. Поэтому влияние родителей
является важным элементом успешной социализации ребенка.

Степень
изученности темы исследования. Изучением особенностей развития
детей старшего дошкольного возраста занимались многие педагоги и психологи.
Среди них мы можем выделить работы таких исследователей как Л.С. Выготский, Л.А.
Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина и многие другие. Среди
современных исследователей можно назвать М.М. Безруких, М.Н. Ильину, Е.Е.
Кравцова, Е.И. Рогова и др.

Особенности семьи,
семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали
Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г.
Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В.
Бондаренко и другие.

Целью
исследования является определение особенностей влияния
семьи на развитие самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Поставленная цель
предполагает решение следующих задач:

1. Определить
психолого-педагогические особенности развития ребенка в старшем дошкольном
возрасте.

2. Изучить особенности
влияния разных типов семей на развитие личности ребенка.

3. Организовать
исследование по выявлению типа семьи и ее роли в развитии дошкольников.

4. Проанализировать
полученные результаты.

Объектом
курсовой работы выступает семья как объект развития детей дошкольного возраста.

Предметом
являются особенности влияния типа семьи на развитие самооценки детей
дошкольного возраста.

Методы
исследования:

1. Анализ и синтез
психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Проведение
эксперимента, анкетирование и тестирование.

3. Количественный и
качественный анализ полученных данных.

Структура работы состоит
из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, мы можем сделать вывод, что старший дошкольный возраст является
последний периодом дошкольного детства ребенка, в процессе которого в психике
детей появляются новые образования. Среди них мы можем выделить произвольность
таких психических процессов как внимание, память и восприятие, что оказывают
влияние на появление способности управлять своим поведением. В это же время
протекают изменения в представлениях ребенка о самом себе, появляется
самосознание и самооценка, на которых влияют более сложные и содержательные
отношения с взрослыми и другими детьми.

Роль семьи в обществе
несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, т.к.
именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как
первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении
всей своей жизни.

Именно в
семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы
поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Семья является первой
общественной ступенью в жизни личности, занимая при этом центральное место в
жизни детей. Воспитание в семье представляется основой для становления каждого
человека как личности.

Все заложенное семейными
взаимоотношениями является определяющим для построения в будущем отношений с
другими людьми, появлении определенного поведения при взаимодействии с
окружающим социумом. При этом, тип взаимоотношений, который был сформирован в
родительской семье, зачастую переносится на свою будущую семью.

Также важными
условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи.
Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные
интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения
между родителями и детьми.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение семьи как фактора развития ребенка
дошкольного возраста

1.1. Особенности
развития детей дошкольного возраста

Старшими
дошкольниками являются дети в возрасте от 5 до 7 лет, которые посещают старшую
и подготовительную группы детского сада. Данный период играет важную роль в
личностном развитии ребенка. Он характеризуется формированием новых
психологических механизмов деятельности и поведения. Именно в старшем
дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, так как происходит
формирование устойчивой структуры мотивов, появляются новые социальные
потребности, такие как потребность в уважении и признании со стороны взрослых и
сверстников, интерес к коллективной форме деятельности. Так же этот период
характеризуется возникновением нового опосредованного типа мотивации, которая становится
основой произвольного поведения ребенка, при этом, усваивается определенная
система социальных ценностей, моральных ном и правил поведения в обществе [18].

В
исследованиях разных педагогов и психологов можно отметить значительное
внимание, направленное на понимание особенностей развития умственной,
мотивационной сферы и других отдельных познавательных процессов дошкольников.

Отмечается,
что в данный возрастной период происходит формирование самосознания, появляются
новые особенности общения и способы социального взаимодействия детей.
Исследователи говорят о том, что появляется другая специфика игровой,
изобразительной и других видов детского деятельности, проявляются различные
механизмы формирования элементарной учебной деятельности, а также готовность к
началу школьного обучения [4].

Опираясь на
труды исследователей, которые рассматривают разные точки зрения особенностей
возраста, можно составить психологический портрет старшего дошкольника.

Ребенок в
этом возрасте отличается динамичным развитием. Так, на протяжении всего
дошкольного возраста отмечаются существенные изменения в различных
направлениях, происходит совершенствование основных видов его деятельности и
активное развитие психических процессов. Например, память ребенка изменятся как
количественно, так и качественно. Происходит увеличение ее объема, когда дети
старшей группы могут запомнить до 7-8 названий предметов, а в подготовительно
до 10-12. Что касается качественных изменений, то появляется опосредованность и
произвольность, выражающаяся в том, что ребенок не просто запоминает интересную
для него информацию, а принимает задачу на запоминание, применяя особые способы
для удержания нужной информации [19].

Похожие
показатели определяют и развитие внимания. Происходит усиление таких качеств внимания
как устойчивость, объем, распределение, переключение, при этом идет рост его
произвольности и ребенок начинает переходить к больше направленному
сосредоточению. Тогда как младший дошкольник может быть внимателен только к
тому, что является наиболее для него ярким и новым, то к старшему дошкольному
возрасту, он может удерживать свое внимание на решении разного рода задач.
Начиная с 5-летнего возраста, ребенок получает возможность сосредотачиваться на
деятельности в течение 15-20 минут, уже к 7 годам это время увеличивается до 30
минут. При этом важно то, что, выполняя те или иные действия, он может
удерживать в памяти несложное условие [6].

Еще одним из
новообразований в данный период дошкольного возраста является воображение.
Происходит формирование таких его особенностей, как произвольность и
оригинальность. Так, ребенок в возрасте 5-6 лет может самостоятельно
придумывать небольшие сказки с последовательно разворачивающимся сюжетом на
заданную тему. К семи годам дошкольники имеют возможность подчинять свое
воображение тому или иному замыслу, следовать намеченному плану, внося в него
небольшие коррективы. В первую очередь развитие воображение и его культурной
формы, определяется продуктивностью. Другими словами, это уже не является
отрывочным фантазированием, а становится решением определенной творческой
задачи. Такими задачами могут быть создание сюжета какой-либо игры, замысел
того или иного рисунка, различные придумки конструкции. При этом отмечается,
что образы воображения характеризуются символичностью и замещением. Так,
ребенок пользуется одними предметами для раскрытия важнейших для него сторон
других предметов и явлений (например, листики замещают денежные купюры и т.п.).

 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей детей
дошкольного возраста и самооценки. 5

1.1. Психолого-педагогические особенности детей
дошкольного возраста. 5

1.2. Характеристика самооценки личности. 10

1.3. Особенности формирования адекватной самооценки у
детей старшего дошкольного возраста. 13

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного
воспитания на самооценку детей старшего дошкольного возраста. 17

2.1. Организация и методы исследования. 17

2.2. Анализ результатов исследования. 25

Заключение. 31

Список используемой литературы.. 34

  

Введение:

 

Актуальность работы. Самооценка
– особое образование самосознания личности, результат обобщающей работы в сфере
самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Это оценка личностью
самой себя, своих качеств и возможностей, особенностей совершаемых действий и
поступков, места среди других людей.

В
настоящее время изучение формирования самооценки человека представляет одну из
центральных проблем психологии личности. Старший дошкольный возраст является
наиболее сензитивным периодом для формирования у детей адекватной самооценки.
Ребенок уже может оценивать свои возможности и недостатки, а также достижения и
неудачи своих ровесников.

Самосознание
– это осознание ребенком самого себя, своих физических сил и умственных
способностей, поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к
внешнему миру, других детей к самому себе. У старшего дошкольника развивается
наиболее сложный компонент самосознания – самооценка.

Самооценка
– оценка личностью и самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди
других людей – является важным регулятором поведения.

Важнейшей
задачей воспитания и саморазвития является формирование адекватной самооценки.

Чаще
всего ребенок старшего дошкольного возраста оценивает себя положительно и имеет
адекватную или завышенную самооценку. К.П. Беккер указывал, что заниженная
самооценка у детей старшего дошкольного возраста наблюдается крайне редко.

 В данном возрасте оценка себя связана с
ситуативными проявлениями, так как дошкольнику достаточно трудно отделить свои
умения от собственной личности, при этом понимание того, что он делает что-то
хуже, чем сверстники, характеризует его как «плохого» ребенка. Это происходит в
силу нескольких причин.

Так,
Л. Венгер показал, что ребенок, приписывая себе определенные качества, не
всегда понимает значение соответствующего слова, а осознает только его
оценочный смысл: таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение его самооценки с
реальностью. Становление самооценки у детей происходит в основном в реализации
адекватных форм ролевого поведения, которые происходят в игровой, в трудовой и
образовательной деятельности.

Объект исследования – самооценка
детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования  – взаимосвязь
между стилем семейного воспитания и самооценкой детей старшего дошкольного
возраста.

Цель исследования – изучить
влияние стиля семейного воспитания на формирование самооценки детей старшего
дошкольного возраста

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть психолого-педагогические
особенности детей дошкольного возраста;

2.
изучить характеристику самооценки личности;

3.
проанализировать особенности формирования адекватной самооценки у детей
старшего дошкольного возраста;

4.
провести эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания на
самооценку детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, самооценка – это степень оценивания индивидом
самого себя, собственных положительных и отрицательных качеств, она
представляет собой часть Я-концепции.

На развитие самооценки воздействуют индивидуальные
особенности человека, включая его своеобразие эмоций, темперамент, характер.

Структура
самооценки представлена функционирующими в неразрывном единстве двумя
компонентами – когнитивным и эмоциональным, качественное своеобразие этих
компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер.

Самооценка
функционирует на осознанном и неосознанном уровнях, влияет на познавательную
деятельность и межличностные отношения, опосредует содержательное наполнение
профессиональной деятельности;

В
психологии влияние самооценки на различные виды деятельности изучается
достаточно широко.

Самооценка
выступает формой отражения субъектом самого себя как объекта познания, в
которой представлены принятые им ценности, личностные смыслы, мера ориентации
на общественно выработанные требования к поведению и деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий период времени тема
детства подвергается исследованию с позиций самых разнообразных наук: психологических,
педагогических, философских, исторических. Обеспечение защиты благополучия
каждого ребенка стало приоритетом и современной России. Создание дошкольного
образования в интересах детства невозможно без учета качественных психических,
психофизиологических, личностных изменений современных детей. Проблема
формирования самооценки личности является одной из самых значительных и
актуальных.

В последнее время мысль об
определяющей роли активности личности в собственном развитии становится
общепризнанной в психологии и педагогике. В настоящий период времени
системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, во
многом определяющая уровень притязаний человека, его жизненные позиции, всю
систему оценок.

Личность развивается самостоятельно,
а задачей дошкольного учреждения является сделать это самотворчество
прогрессивным, раскрыть перед дошкольниками широкое поле возможных достижений,
зачастую не открывающееся самими детьми в силу недостатка знаний о самих себе и
окружающем мире, ограниченного жизненного опыта,  не освоенности всего богатства культуры и
т.д.

Самооценка является необходимым
элементом развития самосознания, как применение оценок, определенной
общественной меры к собственному «Я». В связи с этим личностно-ориентированная
парадигма образования актуализирует задачу построения новых образовательных
технологий, которые  способны
инициировать процесс самооценки, самоутверждения и саморазвития личности,
которые нацелены на содействие расцвету возможностей человека во всех его
проявлениях, на изменение мотивационного отношения личности к делу, самой себе,
другим людям. Успех учебной
деятельности зависит от уровня самооценки.

Самооценка, как соотношение своего поведения с
требованиями окружающих, со своими представлениями об этих требованиях к себе
«Я — образа», либо «социальное ожидание», управление поведением личности,
способствует ее формированию.

Формирование самооценки помогает
дошкольникам верно оценивать, свои учебные достижения, возможности,
способности, достоинства и недостатки, содействует саморегуляции воспитательной
деятельности Дети по-разному производят самооценку своей воспитательной
деятельности в зависимости от применения воспитателем разнообразных методов,
средств и форм контроля.

Но существует противоречие между
объективной потребностью современного общества ребенке, который обладает
адекватной самооценкой, и недостаточной теоретической и практической
разработанностью проблемы формирования самооценки у дошкольников.

Это противоречие обусловлено
несоответствием между необходимостью совершенствования системы диагностирования
уровней сформированности самооценки дошкольника и несовершенством существующей
диагностики самооценки; а также имеющимся уровнем притязаний дошкольника и его
реальными возможностями в области воспитания.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей детей дошкольного
возраста и самооценки

1.1.
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста Дошкольный
возраст – это большой и ответственный период психического развития детей.
Современные ученые показывают, что в дошкольном детстве у ребенка стремительно
развиваются все психические функции, но, в тоже время, происходит закладка
общего фундамента когнитивных способностей. В индивидуально-личностной сфере
формируется сложная иерархическая структура мотивов и потребностей,
эмоционально-волевое регулирование поведения, дифференцированная самооценка.
Каждое звено в структуре механизма психологического развития дошкольников
занимает особенное значение, нарушение функционирования может сказаться на всем
будущем ходе развития детей.

 Дошкольный период – это важный период с точки
зрения генеза и формирования социальных форм нравственного поведения и психики,
считается начальным этапом в становлении субъекта в практической и
познавательной деятельности. Эмоционально-непосредственное отношение к
окружающему миру переходит к отношениям, которые строятся на усвоении детьми
нравственных правил и норм, что говорит о преимущественной ориентации на
социальное окружение.

В
общении с взрослыми, дети усваивают нравственные понятия преимущественно в
категориальной форме, а это процесс их формирования, однако и создает опасность
их формального усвоения. «Важно, чтобы дети научились применять их в отношении
себя и других, что способствует формированию личностных свойств» [Винокурова,
2016: 483].

Дошкольный
возраст – это сложный для детей период из-за больших перемен, которые
происходят в физической и психической форме. Дети теряют детскую
непосредственность поведения, внешне становятся старше. Психическое развитие
детей в данный период обладает большим значением, происходит формирование
новейших психологических механизмов поведения и деятельности, на что
затрачивается намного больше энергии, нежели прежде.

В
период дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности:

1.
формируется устойчивая структура мотивов;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы