Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние средства массовой информации на агрессивность детей.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА 5
1.1. Влияние средств массовой информации на становление личности молодого поколения 5
1.2. Агрессия и ее проявления в детском возрасте 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
2.1. Описание программы эксперимента 15
2.2. Количественная и качественная обработка данных констатирующего эксперимента 17
2.3. Методические рекомендации по коррекции агрессивного поведения младших школьников 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 29

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема уровня влияния средств массовой информации на личность находится во внимании множества стран уже долгое время. Так, с начала ХХ века, после окончательного сложения массовых средств для передачи информации, появилась возможность воплотить идею массовой манипуляции общества. А с появления интернета, телевидения и радио началась информационная эпоха. При этом информация перестала быть привилегией для меньшинства, постепенно принимая бытовой и необходимый для широкой аудитории характер.
Далее XXI век стал временем для развития информационных технологий и систем, а развитие психологии позволяет открывать разнообразные методы и способы воздействия на сознание индивида. Здесь мы говорим о том, что средства массовой информации посредством определенных психологических методов и способов получает практически полное воздействие на общество, его развитие, становление и направление. Это наряду с тем, что на сегодняшний день такое воздействие зачастую принимает опасный характер, переставая быть просто полезным и познавательным. Особенно это касается молодого поколения и детей.
Агрессивность детей является одной из острых проблем педагогики и психологии. В последнее время в обществе наблюдается постоянно нарастающая волна детской и подростковой преступности, увеличение количества детей, которые склонны к агрессивным формам поведения. Такое положение выдвигает на первый план задачи изучения психологических условий, которые вызывают эти явления, а также определение путей коррекционной работы с проявлениями агрессивного поведения детей.
Особое место в изучении агрессивности в психологии отводится младшему школьному возрасту. В первую очередь это связано с происходящими формированиями психологических структур личности, возникновением новых образований, которые определяют сознательное поведение человека.
Таким образом, исследование влияния средств массовой информации на проявление агрессии у детей в младшем школьном возрасте, а также поиск методов борьбы с ней является актуальной темой для изучения.
Степень изученности темы исследования. Проблемами агрессии занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Среди них Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева, Л.Ю. Иванова, Л.И. Семенюк, А. Басс, Дж. Доллард, З. Берковеци др.
Агрессивное поведение как нарушение процесса социализации отражено в трудах Б.Н. Алмазова, С.А. Беличева, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др.
Вопросы детской агрессивности в отечественной и зарубежной психологии раскрываются такими исследователями как А. Бандура, Г. Паренс, Е.И. Бережковой, А.С. Коповым, А.И. Фурмановым и др.
Объект исследования – средства массовой информации как метод влияния на сознание индивида.
Предмет исследования – влияние средств массовой информации на агрессивность детей.
Цель исследования – изучить особенности влияния средств массовой информации на появление агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что современные средства массовой информации оказывают негативное влияние на развитие детей младшего школьного возраста и формируют у них агрессивность.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза исследования предполагают решение следующих задач:
1. Охарактеризовать особенности влияния средств массовой информации на сознание подрастающего поколения.
2. Изучить причины и виды агрессии в младшем школьном возрасте.
3. Организовать исследование по определению агрессии у детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать полученные результаты.
5. Составить методические рекомендации по преодолению детской агрессии.
Для решения поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирическое исследование уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе проведения эксперимента могут быть использованы при работе с детьми, проявляющими агрессию психологами, а также студентами, изучающими данную проблему.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе теоретического анализа литературы было установлено, что проблема профилактики агрессивного поведения младших школьников не является новой в системе российского образования, но является актуальной в рамках модернизации системы образования.
Агрессивность понимается как враждебность, поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действий человека, демонстрирующая превосходство, возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу (или неживому объекту). Так же агрессивное поведение служит формой реагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
Именно агрессивное поведение приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между людьми и неконструктивным способам их разрешения. Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь и косвенные формы. По форме агрессивные действия могут быть самыми разными.
Проведенное исследование позволило определить, что среди мальчиков младшего школьного возраста 60% имеют агрессивное поведение, тогда как у девочек только 20% детей агрессивных. При этом агрессия детей бывает направлена на себя, либо же вовне и может проявляться в физической или вербальной форме. У мальчиков преобладает физическая агрессия, направленная вовне. Такое положение говорит о том, что с детьми необходимо проводить коррекционную работу, направленную на преодоление агрессивного поведения.
В настоящее время выделяют следующие виды (направления) работ по осуществлению психолого-педагогического сопровождения: профилактика, индивидуальная и групповая диагностика, консультирование (индивидуальное и групповое), развивающая работа (индивидуальная и групповая). Главная цель этих четырех направлений деятельности сводится к созданию таких социально –педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА
1.1. Влияние средств массовой информации на становление личности молодого поколения
Будучи социальным институтом, средства массовой информации, активно используют свой потенциал влияния на формирование образа жизни молодого поколения и способы их интеграционного поведения.
Средства массовой информации заняли свое место в повседневной жизни современного человека, прочно основавшись в ней. Если вести речь о детях, то сегодня трудно найти человека способного отказаться от присутствия телевидения и особенно Интернета в его жизни. Просмотр новостей, рекламы, развлекательных передач и шоу, сериалов, а также гороскопов, прогнозов погоды и т. п. прочно вошел в нашу жизнь, и человек даже не подозревает о том влиянии, которое данный процесс оказывает на формирование его жизненных установок, поведенческих стереотипов, привычек, всего того, что составляет нашу повседневность. А формирование это напрямую связано с работой СМИ.
Безусловно, нельзя говорить только о негативном влиянии СМИ на образ жизни, формирование привычек и ценностей детей младшего школьного возраста, это был бы однобокий подход к существующей проблеме. Средства массовой информации оказывают социальное, культурное, психологическое воздействие на общество, формируя потребности людей, и не всегда эти потребности связаны с обладанием материальными благами. Это могут быть потребности, направленные на саморазвитие человека, его самообразование (например, в сети Интернет большое количество обучающих лекций), повышение культурного уровня (канал «Культура»), формирование установок на здоровый образ жизни, мотивации достижения целей [10].
Кроме того, являясь основным источником информации, а сегодня еще и основным средством связи, СМИ традиционно выполняют важные социальные функции, среди которых коммуникативная, образовательная, трансляционная и функцию социализирующая. Но встает вопрос, эти ли потребности удовлетворяют средства массовой информации, и так ли велико их влияние непосредственно на личность детей младшего школьного возраста и их социализацию. Поэтому отмечая положительное воздействие СМИ, и особенно Интернета, на детей младшего школьного возраста, необходимо в первую очередь анализировать негативное воздействие, оказываемое ими на основную часть молодого поколения. Тем более, что результаты многочисленных опросов подтверждают, что под воздействием СМИ у детей и подростков развивается агрессивность. Причем наибольшую агрессивность формируют компьютерные игры и современное кино [4].
Так, по результатам исследования, проведенного краснодарскими учеными, большинство опрошенных респондентов (41%) полагает, что СМИ формируют у российских детей и подростков в основном негативные чувства и установки по отношению к людям другой национальности, что является серьезной проблемой для полиэтничного общества России и может стать одной из причин конфликтов в молодежной среде [3].
Ресурсы средств массовой информации обладают огромными возможностями управления сознанием поколения молодых людей и влияния на направления формирования образа их жизни. И сегодня социологи, используя термин «образ жизни» имеют в виду совокупность форм поведения индивида, его активность в производственной сфере, повседневной жизни, областях социальной, политической, культурно-досуговой и научной сфер, а также удовлетворение социальных и индивидуально-личностных потребностей. Все эти формы поведения складываются под влиянием, с одной стороны социально-экономических и политических условий, а с другой в них значительную роль играют менталитет, традиции, обычаи, идентичность [2].
Средства массовой информации, как один из важнейших социальных институтов современности, оказывают серьезное влияние на формирование образа жизни детей младшего школьного возраста. Однако при формировании молодежной политики руководство России и в конце прошлого века, и в настоящее время не уделяет достаточного внимания регулированию именно данной функции СМИ, особенно телевидения и Интернета, да и прессы (особенно глянцевых журналов).
От позиции СМИ зависят ценности, которые формируются в среде детей младшего школьного возраста, поэтому в настоящее требуются новые подходы к организации взаимодействия государства и СМИ, в том числе и в области противодействия негативному информационному влиянию [12].
Системный кризис 90-х годов прошлого века, охвативший все социальные институты, привел к тому, что определяющую роль в социализации и формировании жизненных установок молодого поколения стали играть не семья и школа, и тем более, не государство, а средства массовой информации. Эта роль оказалась настолько велика, что, используя коммуникационные стратегии, СМИ практически сформировали шкалу ложных духовных ценностей, изменили представления о социально-политических, экономических, духовных процессах и манипулируют поведением детей младшего школьного возраста.
В связи с активным использованием детьми ресурсов масс-медиа сегодня важно анализировать воздействие основной массы источников информации на молодое поколение. В частности, в сфере духовной жизни общества большую опасность представляют сегодня угрозы, связанные с продолжающейся пропагандой потребительского образа жизни и большим количеством сцен насилия и жестокости на российском телевидении. Неконтролируемый Интернет содержит угрозы для пользователей, в первую очередь детей и молодежи, связанные с расширением распространения агрессивного контента [8].
Однако влияние СМИ на поведение детей младшего школьного возраста имеет и позитивные моменты. Среди них мы можем назвать то, что средства массовой информации помогают держать подрастающее поколение в курсе происходящий событий, тем самым способствуя утолению информационного голода. Так же можно говорить о повышении общей и политической культуры, построения взаимного диалога между властью и населением, снятии социальной напряженности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы