Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние средств массовой информации на процесс формирования личности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Анализ средств массовой информации в процессе воспитания 6
1.1 Воспитание как педагогическое явление 6
1.2 Средства массовой информации как фактор социализации 10
1.3 Возможности влияния средств массовой информации на воспитание 12
Глава 2. Исследование положительного влияния средств массовой информации на процесс воспитания 17
2.1 Организация и проведение исследования 17
2.2 Выводы проведенного исследования по выявлению положительных факторов на процесс воспитания 17
Заключение 22
Список литературы 25
Приложение 28

 

  

Введение:

 

В настоящее время роль средств массовой информации очень велика. Ведь не зря двадцать первый век называют «веком информационных технологий». Благодаря масс-медиа индустрии происходит информирование и просвещение населения, а также формируется политика и экономика. Без телевидения, радиовещания, интернета, печатной прессы невозможно представить жизнь современного человека. Средства массовой информации являются агентом приобщения личности к обществу, поэтому деятельность масс-медиа в процессе воспитания весьма значима.
В СССР воспитательную роль выполняли семья, школа, молодежные движения: октябрята, пионеры, комсомольцы. Через эти цепочки старшее поколение могло воспитывать молодое поколение, делая из них полноценных членов общества. В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе в последние года, заметно уменьшились воспитательные функции семьи и школы, а существовавшие молодежные движения вовсе искоренены. Общение с детьми уходит у родителей на второй план. Отсюда — возросшее влияние средств массовой информации на процесс социализации и формирования мировоззрения подрастающего поколения. Средства массовой информации, нередко заменяя родителей, дают результаты, которые не всегда легко удается предусмотреть или исправить.
Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.
Воздействие средств массовой информации на развитие личности ребенка сегодня крайне противоречиво: с одной стороны, происходит расширение кругозора и любознательности, но и, с другой стороны, можно отметить растущее влияние компонентов, которые негативно сказываются на воспитании личности. Все это способствовало выбору темы исследования: «Влияние средств массовой информации на процесс воспитания».
В ходе исследования исследованы труды Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского, Н.А. Носова, С.А. Шапкина и других.
Целью исследования является изучение положительного влияния средств массовой информации на процесс воспитания детей.
Объектом исследования является влияние средств массовой информации на процесс воспитания.
Предметом исследования является процесс положительного воздействия средств массовой информации на процесс воспитания.
В соответствии с указанной целью в процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать процесс воспитания в педагогической науке.
2. Рассмотреть средства массовой информации как фактор социализации.
3. Определить возможность влияния средств массовой информации на процесс воспитания.
4. Провести исследование положительного влияния средств массовой информации на процесс воспитания
Теоретическая значимость исследования. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический и практический материал по проблеме влияния средств массовой информации на воспитание младших школьников.
Методы исследования: изучение теоретической литературы по теме исследования; анкетирование; беседа.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, главу 1 «Анализ средств массовой информации в процессе воспитания», главу 2 «Исследование положительного влияния средств массовой информации на процесс воспитания», заключение, список литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Главное отличие ребенка от взрослого человека заключается в том, что дети имеют размытое представление об окружающем мире. Объемы мозга маленького человека невелики, но это не значит, что ребенок не способен воспринимать информацию, наоборот, каждый день он учится чему-то новому, его мозг как губка, впитывает в себя любую информацию. Он познает окружающий мир всеми возможными способами и через различные источники. Задача взрослых — проследить за тем, чтобы факты ребенок получал в том формате и количестве, которое его мозг способен правильно переварить. Следует учить ребенка отличать хорошее от плохого. Особенно это актуально в наш век интерактивных информационных технологий. Личностное становление ребенка приходится на тот момент, когда он может самостоятельно включить телевизор или компьютер, войти в интернет и посредством него получать различную информацию. В настоящее время средства массовой информации очень сильно влияют на наше общество. Мы порой сами, не замечаем, как попадаем под его влияние. В основном конечно, телевидение и интернет.
Нынешнее поколение не зря называют «загремевшими в ящик», ведь многие дети практически не отрывают глаза от монитора. Они умудряются делать уроки на компьютере, а в школе, заходят в интернет с помощью мобильного телефона. И основная беда заключается в качестве получаемой информации, ведь дети не смотрят серьезные политические обзоры. Они в основном узнают новости через развлекательные порталы, где все преподносится в искаженной форме. Про цензуру, рекламу и порнографию вообще отдельный разговор. Всевозможные баннеры, мелькающие с многих страниц это не только угроза вирусов для компьютера, это еще и сильнейшее оружие, которое давит на детскую психику.
У человека возникают проблемы с общением, люди не понимают его, он не понимает их. Он уже привык общаться с бездушным механизмом, где нажатие на определенную кнопочку, обязательно приводит, к определенным результатам — того же он ожидает и при общении с людьми.
Воспитание – это многофакторный, целостный процесс, целью которого является воспитание гуманной, высоконравственной, социально активной и интеллектуально развитой личности. Педагогика выделяет несколько видов воспитания, каждый из которых имеет свои цели и задачи: умственное; физическое; трудовое; политехническое; нравственное; эстетическое; экологическое; патриотическое воспитание.
Средства массовой информации (СМИ) – это различные технические средства (телевидение, радио, компьютерные сети, печать и др.), осуществляющие распространение информации на большие рассредоточенные аудитории. Средства массовой информации выполняют ряд функций: закладывают нормативные базы, дают представление о главных моделях социального поведения, определяют нормы поведения и современного языка, способствуют развитию кризисной ситуации.
Средства массовой информации влияют на процессы социализации путем изменения сознания человека, его потребностей и интересов, ценностных ориентаций, нравов и морали.
Позитивное воздействие средств массовой информации: предоставляют необходимую информацию, удаляют «информационный голод»; повышают общую культуру населения; снимают социальную напряженность; обеспечивают взаимное информирование властей и населения.
Негативное воздействие средств массовой информации: отрицательное влияние рекламы на воспитание личности; вытеснение отечественной культуры, доминирование образцов западной массовой культуры; проблема «телевизионного насилия»; снижение интеллектуального и художественного уровня ряда передач и программ.
Проведенное исследование показало, что средства массовой информации не только развлечение, но и способ узнать больше о мире и овладеть некоторыми способами действия.
Школьники считают, что основное представление о мире люди получают от телевидения и пользования интернетом, на третьем месте у них стоит чтение прессы. Они смотрят мультфильмы и фильмы, развлекательные программы, но также увлекаются просмотром научных и познавательных программ. Младшие школьники считают, что средства массовой информации на них влияет положительно.

 

Фрагмент текста работы:

 

Анализ средств массовой информации в процессе воспитания

1.1 Воспитание как педагогическое явление

Любая наука в одном и том же объекте исследования выделяет собственный предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений [27]; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека [14]. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.
Процесс воспитания — приоритетное направление педагогической науки. Однако определение его подразумевает воспитание ребенка в двух вариантах: педагогическом и социальном. Преподнося воспитание как публичное явление, необходимо учитывать, что это многогранный, часто различающийся процесс, который характеризует участие молодого поколения в общественной жизни.
В современной науке под процессом воспитания как общественным явлением понимается передача жизненного опыта от взрослых к детям, чтобы подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям, путям их преодоления и трудовой деятельности [25].
Воспитание как общественное явление имеет характерные черты, которые отражают его специфику:
— Зарождение данного процесса началось вместе с общественной жизнью. Процесс характеризуется непрерывностью и тесной взаимосвязью с социальным развитием общества;
— Появление воспитания взаимосвязано с необходимостью приобщения молодого поколения к общественной жизни;
— Каждый этап развития общественной жизни можно охарактеризовать различными формами, содержанием и назначением воспитательного процесса, которые имеют специфические исторические особенности;
— Воспитание происходит за счет приобретения младшим поколением социального опыта, который проявляется исключительно в процессе жизнедеятельности в обществе;
— Педагогический процесс становится целенаправленным только тогда, когда старшее поколение осознает в полной мере степень и качество отношений с детьми, при этом реализовывая в процессе воспитательной деятельности цели, помогающие развить в молодом поколении лучшие качества личности [12].
Следовательно, воспитание как общественное явление представляет собой подготовку молодого поколения к полноценной жизни в условиях социального общества. Данный воспитательный процесс осуществляется, исходя из исторической ситуации и особенностей менталитета.
В образовательной практике суть воспитания и его индивидуальности определяют в широком и узком смысле. Изучая предмет воспитания в широком смысле, говорят о системном, постоянном и организованном процессе, который осуществляется педагогическими работниками в учреждениях образования. Целью данного процесса является привитие общественных норм и правил поведения детям [6].
Воспитание в узком понятии — это процесс воздействия на подрастающую личность, которое предполагает формирование у нее важных позитивных качеств [8]. Оно осуществляется в условиях семьи и учреждений воспитания и образования.
Говоря о воспитании как педагогическом процессе, принято выделять его последующие свойственные черты:
— Любое воздействие на ребенка должно быть целенаправленным. Перед тем, как применять определенные способы действий и формы, педагогические работники должны поставить перед собой четкие цели, к достижению которых сводится весь процесс.
— Воспитание и образование должны иметь только гуманистическую направленность. Их основная задача привить нравственные идеалы и культурные ценности, которые являются определяющими в деле развития полноценной личности.
— Ведущий признак взаимодействия взрослых и детей – тесное сотрудничество между ними, которое проявляется в активной позиции воспитанника и воспитателя.
— Воспитание в педагогическом смысле проявляется в положительных изменениях качеств личности.
Итак, сущность понятия и форма воспитания в педагогическом процессе предполагает постоянную, спланированную и специально организованную деятельность детей в учреждениях образования.
Одни общественные деятели считают воспитание и образование единственными источниками развития личности. Другие уверенны в их абсолютной бессмысленности и ненужности, предполагая, что излишнее воздействие на личность приводит к потере человекуальности заложенных природой качеств [27].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы