Курсовая с практикой на тему Влияние средств массовой информации на массовое сознание: проблемы современной России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы воздействия средств массовой информации на массовое сознание 4
1.1. Массовое сознание: понятие, структура, особенности 4
1.2. Способности СМИ в информационном обществе при достижении пиар-задач ………………………………………………………………………………………………………………………………………………10
ГЛАВА 2 Анализ влияния средств массовой информации на массовое сознание в современной России 15
2.1. Методы влияния средств массовой информации на аудиторию российский и зарубежный опыт 15
2.2 Особенности влияния средств массовой информации на массовое сознание: проблемы современной России 28
Заключение 34
Список литературы 36
Введение:
Становление информационной цивилизации характеризуется возрастанием роли общественного сознания во всех сферах жизнедеятельности. Высокие технологии, воплощающие в себе силу и мощь человеческого интеллекта, становятся решающим фактором общественного воспроизводства в материальной и духовной сферах. Развитие информационного общества невозможно без эффективного взаимодействия информационных потоков, массовой коммуникации и общественного сознания. При этом общественное сознание формируется и моделируется посредством множества факторов, среди которых на сегодняшний день нет более влиятельного института, чем средства массовой информации.
В информационную эпоху роль СМИ в формировании общественных ценностей, ориентаций и воззрений значительно возрастает. Медиа все глубже стали проникать в жизнь людей и оказывать динамичное и целенаправленное воздействие на массовое сознание. Это привело к тому, что индивиды, составляющие массу, стали жить в мире «информационных фантомов».
Актуальность темы выражается в том, что в современном мире люди ежедневно сталкиваются со средствами массовой информации. Они очень прочно обосновались в нашей повседневной жизни, что мы даже не можем представить свое существование без них.
Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа — информационного общества, главным богатством которого является информация. Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений у отдельной личности, социальной группы или всего общества.
Целью моей работы является изучение самых основных методов влияния СМИ на аудиторию
Для достижения поставленных целей мною решались следующие задачи:
1. Изучить понятие массового сознание.
2. Изучить типы и виды СМИ
3. Рассмотреть методы влияния СМИ;
4. Рассмотреть их влияние в обществе.
Объектом исследования является средства массовой информации
Предмет исследования: возможности влияния СМИ на аудиторию
Работа состоит из следующих частей: введения, в котором коротко охарактеризована вся работа и намечен план работы; Основной части из двух разделов, в которых описана вся суть работы; заключение, в котором подведены все итоги проделанной работы; список использованной литературы.
Средства массовой информации играют большую роль в жизни каждого человека. Они «апеллируют к личности в совокупности ее социальных ролей – как к гражданину, и семьянину, представителю социума в целом и жителю конкретного района. Содержание средств массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность».
Среди основных средств массовой информации можно выделить телевидение, радио и прессу. Интересным представляется и тот факт, что в настоящее время к средствам массовой информации стал относиться Интернет. В Интернет размещают сотни разных газет, радио и телевизионных каналов, получивших таким образом доступ к глобальной аудитории.
Заключение:
СМИ занимает важнейшую часть нашей жизни. Они играют главную роль в формировании общественного сознания, а через него и на формирование внутреннего мира человека, в частности. Все типы и виды СМИ: печать, радио, телевидение, интернет являются основными источниками информации в эпоху развитых информационно-коммуникационных технологий. И чем дальше совершенствуются технологии, тем больше возможностей появляется для воздействия средств массовой информации на аудиторию.
В данной курсовой работе были рассмотрены основные методы психологического влияния на сознание человека, рассмотрена типологическая характеристика СМИ, и их влияние на аудиторию. Можно выделить положительные и негативные стороны влияния СМИ на аудиторию.
Государство оставляет без внимания, а порой и игнорирует деятельность СМИ. Следует тщательнее подбирать различные слагаемые влияния на аудиторию, что бы это влияние осуществлялось в положительном ключе, формируя общественное сознание с помощью только правдивой и реальной информации. А государству и СМИ особенно важно обратить внимание на дальнейшее эффективное использование технологических и интеллектуальных ресурсов науки до доведения до каждого, особенно до молодого поколения истинно важных и необходимых знаний, ценностей и смыслов.
Современное общество невозможно представить без СМИ. Интернет, телевидение, публицистические издания круглосуточно сопровождают нашу жизнь, выполняя многообразные функции: информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса.
Информационное пространство России – это совокупность информационных сфер, в которых реализуют свои интересы публичная власть, гражданское общество и отдельные граждане.
В обществе наблюдаются прямо противоположные оценки и суждения по поводу деятельности средств массовой информации. С одной стороны, публично декларируемая приверженность СМИ принципам свободы слова и зачастую весьма сдержанное отношение журналистов к политической власти привлекают к СМИ симпатии части населения. С другой стороны, необходимость выживания в рыночных условиях вынуждает масс-медиа руководствоваться порой в большей степени не этическими принципами и общественными интересами, а соображениями прибыли. Конечно, такая двойственность восприятия не является спецификой российского массового сознания. Баланс между соблюдением профессиональных и этических норм и необходимостью ориентироваться на максимальную прибыль — это удел любых социальных институтов, вынужденных сочетать в своей деятельности принципы политической свободы и экономической независимости.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы воздействия средств массовой информации на массовое сознание
1.1. Массовое сознание: понятие, структура, особенности
Массовое сознание является важнейшей характеристикой духовной жизни общества, сложно поддающейся изучению. «Сам факт массового сознания – не может вызывать каких-либо сомнений у непредвзятых наблюдателей, поскольку он без труда подтверждается длинным рядом явлений современной общественной практики, касающихся многочисленных форм массового поведения людей, функционирования общественного мнения, деятельности средств массовой информации и пропаганды и др. Подобно иным массовым явлениям – массовой культуре, массовой коммуникации, массовой информации – массовое сознание оказывается тесно связанным с уровнем развития производительных сил, достигнутых человечеством, с новейшим этапом развертывания научно-технической революции и потому существует (наряду с названными явлениями) во всех типах современных обществ, в том числе, разумеется, и в обществе социалистическом. Более того, его функционирование ныне тесным образом вплетено в решение многих социально-экономических и социально-политических задач национального и глобального масштаба»
Массовое сознание «один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей». С содержательной точки зрения, в массовом сознании присутствуют представления, нормы, ценности, образцы поведения, разделяемые представителями значительной части общества, определяемой понятием «масса». Массовое сознание возникает в процессе общения людей, в оценке ими тех или иных политических событий, восприятия информации СМИ, по ходу, например, политического митинга.
В структуре массового сознания выделяют два уровня: первичный – эмоционально-действенный и вторичный – рациональный. Первичный уровень, он же и основной в структуре массового сознания, представляет собой яркие эмоциональные переживания по поводу значимых для людей событий экономического, политического или социального порядка. Они порождают потребность в немедленных действиях, последствия которых трудно просчитать. Рациональный уровень включает в себя три блока. Первый блок состоит из социальных ожиданий по поводу принимаемых властями решений, каких-то мировых событий, а также оценку последствий от их реализации для отдельной личности. Второй блок представлен общественным мнением и настроениями людей в отношении своих лидеров и принимаемых ими решений. И третий блок – это блок политических установок и предпочтений, на основе которых формируется итоговое отношение массы к происходящему. Проявлением массового сознания является стихийное, неорганизованное, внегрупповое поведение больших масс людей.
Поскольку сознание не только отражает бытие, но и способно активно на него влиять, анализ содержания массового сознания позволяет обнаружить как позитивные, так и негативные настроения в обществе, скрытые тенденции, влияющие на развитие общества. Их выявление и учет способствует деятельности государственных структур, принятию ими адекватных решений и успешному управлению общественными процессами. И наоборот, игнорирование состояния массового сознания со стороны государственных органов управления может привести к росту негативных отношений к власти и, как следствие, к социальному взрыву.
Массовое сознание представляет собой совокупность социальных взглядов и чувств, эмоций, идеологических представлений и настроений, общественных интересов и иллюзий, характерных для специфического социального субъекта, некоторой части членов общества. В массовом сознании отражается текущая социальная реальность, не всегда осознаваемая отдельной личностью.
Значительную долю в структуре содержания массового сознания занимает психологическая составляющая, иррациональная и спонтанная по своей природе. Однако это не означает, что в массовом сознании отсутствуют рациональные элементы, объективно отражающие действительность. Можно сказать, что массовое сознание в духовной жизни общества существует в скрытой и активной форме. В первом случае его реальная социально-политическая активность незаметна и неявна. Во втором случае она может бурно проявляться и оказывать решающее влияние на ход исторических процессов. Эта мысль может быть подтверждена событиями так называемой перестройки в СССР. Никто тогда не мог даже подумать о развале Советского Союза, но, к сожалению, это произошло под влиянием агрессивно настроенной части общества и на глазах оцепеневшей другой части.
Большинство исследователей склонны рассматривать массовое сознание как особый тип общественного сознания, характерный для широких слоев населения, состоящий из отдельных представителей классов, социально-этнических общностей, профессиональных групп, социальных страт, которые, при определенных ситуациях, объединяясь, формируют неструктурированное образование – массу с общим видением и чувствованием социальной реальности относительно ее конкретно-исторического состояния.
С точки зрения марксистской философии, массовое сознание есть совокупность ситуативно возникших в конкретной ситуации наиболее распространенных чувств, настроений, идеологических взглядов, мировоззренческих установок, разделяемых широкими слоями населения, присутствующих в общественном сознании через сознание отдельных индивидов. Согласно К. Марксу, общество есть целостное образование – система, не существующая вне составляющих ее элементов, то есть, вне индивидов, личностей, людей. В то же время оно не является простой суммой индивидов. Общество наделено характеристиками, свойственными ему как целому.