Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние современных гаджетов на детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Влияние современных гаджетов на развитие дошкольников 6
1.2. Влияние компьютерной зависимости на умственное развитие дошкольников 11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ ГАДЖЕТОВ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
2.1. Организация исследования 15
2.2. Анализ результатов исследования 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Развитие индустрии электронных и компьютерных игр ставит перед широкими кругами ученых новые вопросы, среди которых не последнее место принадлежит таким: как влияют новые гаджеты и игровые технологии на развитие ребенка; есть ли игровая деятельность в киберпространстве явлением, которое соотносятся с традиционным пониманием игры; в чем заключается отличие компьютерных и традиционных игр; изменения в личности современного ребенка происходят под влиянием компьютерных игр.
Споры о пользе и вреде компьютера, а точнее, уже о роли хай-тек революции в жизни не только взрослых, но и детей дошкольного возраста, ведутся на всех социальных уровнях. Ученые, анализируя проблему формирования высших когнитивных процессов детей, влияние компьютера и Интернета на их физическое и психическое здоровье, приходят к неоднозначным выводам.
За последние годы было проведено немало исследований, направленных на выявление различных аспектов влияния гаджетов на развитие детей (И. Жилавская, А. Новикова, Н. Рыжих, Н. Хлизова и другие). Определением роли гаджетов в развитии детей дошкольного возраста и медиа-грамотности родителей занимались педагоги-исследователи А. Дейкина, А. Немирич, Г. Онкович, И. Челышева и другие. Среди широкого круга научных трудов для нашего исследования важны работы, посвященные медиа-потреблению. Так, Н. Пекора рассматривала особенности американского телевизионного контента, производимого для детей в историческом аспекте, и его влияние на детскую психику. Ученый Т. Фролова определила особенности медиа-потребления в аспекте семьи. В печатных материалах М. Аникиной раскрываются аспекты медиа-потребления молодежной аудитории в условиях соперничества традиционных и новых средств массовой информации.
В работе А. Гладковой, указано, что телевидение имеет очень важную роль в сознании детей отношения к культурным ценностям, во внушении восприятия социальной реальности. Исследовательница доказывает, что морально-этические качества, в значительной степени формируются под влиянием просмотра телевизионного контента; чем выше количество медиа-потребления, тем выше уровень восприимчивости. На основе пересмотренного контента (в частности, мультфильмы и телепередачи, которые не всегда предназначены для этой возрастной категории) дети строят представление о модели поведения в определенных ситуациях, или о моральных качествах, которыми желательно обладать (при этом воспринимая главного героя как образец для подражания, который не всегда «наделен» положительными качествами).
Проблема исследования. В публикациях об особенностях использования детьми современных гаджетов в целом сходятся во мнении, что различные гаджеты (телевизоры, планшеты, телефоны, компьютеры) бесспорно влияют на личность, а также являются неотъемлемым средством современного семейного досуга. В то же время наблюдается негативная тенденция потери семьей ее ведущей роли в формировании личности ребенка. Все больше исследователи отмечают влияние информационной среды через современные гаджеты на личность ребенка, даже когда речь идет о самых маленьких.
Объект исследования – процесс развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования − влияние современных гаджетов на развитие детей дошкольного возраста, в частности, умственное развитие.
Цель исследования: выявить специфику влияния современных гаджетов на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Описать влияние современных гаджетов на развитие дошкольников.
2. Дать характеристику влиянию компьютерной зависимости на умственное развитие дошкольников.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей влияния гаджетов и компьютерной зависимости на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
− анализ литературы по теме исследования;
− синтез и обобщение;
− диагностика.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами обобщена информация о специфике влияния гаджетов, компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; а также в возможности его использования в работе с дошкольниками, имеющими признаки компьютерной зависимости.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сегодня отмечается активное развитие различных ИКТ и IT-технологий, все более доступными становятся различные современные гаджеты. Отметим, что некогда телевидение, а сегодня современные гаджеты (компьютеры, планшеты, телефоны) все чаще выступают лидерами среди способов проведения досуга у детей, наряду с этим существенно уменьшается количество людей, имеющих привычку читать. Среди последствий, связанных с влиянием гаджетов, компьютерных игр и пр. на другие аспекты жизнедеятельности детей, важными, по нашему мнению, являются: уменьшение ресурсов времени, постоянное стрессовое состояние; уменьшение межличностной коммуникации и увеличение одиночества; возникновения страха перед окружающим миром; снижение интеллектуальной активности.
Проникновение информационных технологий в жизни подрастающего поколения требует от ученых и родителей усиления внимания к проблеме умелого их использования детьми. Так, нет единого мнения относительно влияния медиа-средств на личность. Одни исследователи видят в средствах массовой информации источник знаний, другие – препятствие в образовании и воспитании подрастающего поколения. Поэтому, бесспорным является факт, что необходимо системно и грамотно выстроить отношения дошкольников и их родителей как потребителей информации с огромными ресурсами газет, журналов, кино, Интернет, книг. Потреблению информации надо учить так же терпеливо и продуманно, как рисованию, чтению и тому подобное.
Анализ литературы относительно возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и влияния на их развитие частого использования современных гаджетов показал, что в этот период происходит интенсивное всестороннее развитие ребенка. Однако чрезмерное использование гаджетов замедляет это развитие и даже препятствует ему.
Проведенное исследование особенностей мышления старших дошкольников с признаками компьютерной зависимости и без признаков компьютерной зависимости, позволяет нам сделать следующие выводы:
– способность к обобщению понятий находится на высоком уровне развития у 52% старших дошкольников с признаками компьютерной зависимости и 82% старших дошкольников без признаков компьютерной зависимости;
– элементарные образные представления детей об окружающем мире, о логических связях и отношениях, которые существуют между объектами этого мира находятся на высоком уровне у 57% старших дошкольников с признаками компьютерной зависимости, у 91% старших дошкольников без признаков компьютерной зависимости;
– большинство старших дошкольников без признаков компьютерной зависимости обладают высоким уровнем развития логического мышления и способностью к обобщению. Они способны самостоятельно найти последовательность картинок и составить по ним логический рассказ; большинство младших школьников с признаками компьютерной зависимости обладают средним уровнем развития логического мышления;
– 52% старших дошкольников с признаками компьютерной зависимости и 91% младших школьников без признаков компьютерной зависимости обладают высоким уровнем планирования и самоконтроля.
Таким образом, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста с признаками компьютерной зависимости уровень развития мышления ниже, чем у детей без признаков компьютерной зависимости.
Такие результаты проведенного исследования свидетельствую о том, что компьютерная зависимость, неконтролируемое пользование дошкольниками современными гаджетами создает существенные препятствия на пути их умственного развития, формирования коммуникативных и речевых умений.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Влияние современных гаджетов на развитие дошкольников

Сегодня жизнь детей, начиная с раннего возраста тесно связана со средствами массовой коммуникации и различными гаджетами, к которым традиционно относят кинематограф, телевидение, прессу, видео, Интернет, спутниковое телевидение, компьютер, планшеты, телефоны и пр.
Их популярность определяется следующими факторами:
− наличие терапевтической, компенсаторной, рекреативной, эстетической, познавательной, информационной, коммуникативной, нравственной, социальной и других функций;
− опора на зрелищно-развлекательные жанры, стандартизации, серийность, сенсационность, систему «эмоциональных перепадов», что позволяет осуществлять разрядку нервного напряжения зрителей;
− гипнотизм, угадывание желаний публики, интуицию и тому подобное.
Психическое здоровье является динамическим процессом психической деятельности, свойством которого является детерминированность психических явлений, адекватность реакции на социальные, биологические и физические условия [6].
Анализируя эти источники, следует уделить значительное внимание засорению информационного пространства. Все ощутимее становится влияние информации, подаваемой средствами массовой коммуникации – телевидением, кино, Интернет, радио, газеты, журналы. Часто информация носит агрессивный характер, поэтому опасность заключается в появлении новых физических и психических болезней, связанных с процессом ее получения и переработки [7].
Сегодня изучение проблем влияния гаджетов на психическую сферу ребенка имеет чрезвычайно важное значение. Педагоги, психологи, учителя, родители, ученики, взрослые и сами дети должны знать об особых психологических «отношениях», которые устанавливаются между зрителем и телевизором, который в наше время стал не просто источником разнообразной информации, а часто служит собеседником, является суррогатом живого общения, техническим средством, которое претендует на роль главного воспитателя ребенка. Проблема касается не только воспитания детей, но и их обучения.
Для детей дошкольного возраста характерно бездумное поглощение информации, транслируемой с телеэкранов, компьютерных мониторов, с радиоприемников. Погружаясь в информационный, виртуальный мир, ребенок очень часто даже и не задумывается над смыслом того, что им воспринимается [13, с. 67]. Педагоги и психологи отмечают, что дети не могут самостоятельно найти и отобрать из огромного потока наиболее актуальную и удовлетворяющую их потребность информацию, которая способствует духовному обогащению и всестороннему развитию.
В своих исследованиях Г. Тойнерт и Б. Шорбу считают, что то, как дети воспринимают, оценивают и перерабатывают медиа-информацию, в значительной степени зависит от семейной интеллектуальной атмосферы и внимания, уделяемого обсуждению информации [3, с. 66]. Достаточно распространенной является тенденция, когда члены семьи, даже собираясь дома в свободное время, почти не общаются – каждый «занят» или просмотром телепередач или пользованием сетью Интернет, или же играет в компьютерные игры. Проведенные Британскими учеными исследования детей в возрасте от 2 до 5 лет доказали существование прямой связи между использованием ребенком современных гаджетов и ухудшением коммуникативных способностей. Односторонность контакта с компьютером, планшетом, когда он «разговаривает» с малышом, не останавливаясь и не отвечая на вопрос, приводит к тому, что ребенку становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми, он позже начинает говорить. Одной из причин этой проблемы является превалирование в структуре общения со взрослыми «немого эфира» (родители вместе с детьми сидят у экрана телевизора или одна из сторон у компьютера) или общения только по потребностям: «Дай», «Отойди», «Не трогай», «Да», «Нет» и другие.
В случае значительной отчужденности членов семьи зачастую имеются значительные проблемы в семейных отношениях. Дети при этом часто находятся фактически один на один с медиа-контентом и последствиями его влияния, ведь в случае нарушения семейных отношений, отчужденности детей и родителей, речь о доверии между родителями и детьми, достаточное для того, чтобы они могли свободно обсуждать впечатления, не идет. В результате информатизации общества происходит разрушение семейных ценностей, члены семьи становятся дальше друг от друга, эмоциональная близость уменьшается, хотя потребность – остается. Таким образом, важной задачей членов семьи, прежде всего родителей, является подготовка детей к жизни в информационном обществе, у безопасному и эффективному взаимодействию с современной системой масс-медиа, к восприятию информации, осознание последствий ее воздействия на психику, формирование культуры общения с медиа, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиа-текстов, обучения различным формам самовыражения через создание медиа-текстов [1, с. 124].
Однако, как отмечает В. Гуров, современным родителям не хватает научных знаний о влиянии медиа-средств на психику и сознание ребенка [10, с. 142].
Современные гаджеты влияют на становление и мотивацию, на познавательную сферу личности, развитие ее интеллектуальных и творческих способностей. То есть память, внимание, мышление, фантазия детей тоже находятся под влиянием. Современное телевидение и Интернет являются наиболее распространенными и популярными. Они имеют положительные стороны – облегчают жизнь, но могут его усложнять – негативно влиять на психику и поведение человека, особенно ребенка, а именно:
− опосредованность общения, и как результат – вытеснение непосредственной живой коммуникации между людьми, исчезновение беседы, разговоры, обеднение контекста общения;
− отсутствие непосредственной обратной связи, монологичность СМИ, невозможность для зрителя узнать, как много людей разделяет его точку зрения;
− большие возможности влияния на сознание людей. В данном случае положительные стороны превращаются в отрицательные.
Рассмотрим особенности влияния гаджетов на психическое развитие детей.
Психомоторика. После длительного сидения у монитора компьютера или планшета в относительно неподвижном состоянии у дошкольника может развиться состояние неестественного возбуждения, как компенсация предыдущего состояния гиподинамии. Дети некоторое время не могут сосредоточить свое внимание, не знают «куда себя деть» [11; 12].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы