Курсовая с практикой на тему Влияние СМИ на развитие агрессивности младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения проблемы влияния СМИ на развитие агрессивности
младших школьников. 6
1.1. Понятие
«агрессия», «агрессивность» в педагогической литературе. 6
1.2. Влияние
СМИ на развитие агрессивности младших школьников. 13
Глава 2.
Экспериментальная работа по выявлению особенностей влияния СМИ на развитие
агрессивности младших школьников. 16
2.1.
Исследование влияния. 16
2.2.
Программа работы по преодолению влияния СМИ на развитие агрессивности младших
школьников. 29
Заключение. 43
Список
используемой литературы.. 45
Введение:
Актуальность работы.
Все больше внимание педагогов, родителей и психологов приковывает проблема
агрессивного поведения среди детей. Ранее эта проблема в основном касалась
подростков, но сегодня, в эпоху «медийной революции», «сотовых телефонов» и
«цифрового телевидения», все чаще излишняя агрессивность, проявления жестокости
и насилия стали свойственны и младшим школьникам.
СМИ
важная часть нашей повседневной жизни, они являются основным источником
информации и развлечения людей. Средства массовой информации (СМИ), особенно
телевидение и интернет, — это крайне важные источники культурного воспитания и
обучения младших школьников.
СМИ
рассматриваются в междисциплинарном подходе через широкий спектр теорий. В
психологической науке существует целая отрасль, рассматривающая личность в
контексте взаимодействия с современными средствами коммуникации, как
индивидуальными, так и массовыми; выявляет и описывает основные компоненты
медиакультуры, психологические закономерности отношений и поведения людей в
медиапространствах, изучает феномены и механизмы восприятия медиакультуры
человеком, взаимодействие личности и массмедиа в современной культуре
информационно-коммуникационных технологий. Эта отрасль получила название
медиапсихология. Один из основателей медиапсихологии П. Винтерхофф-Шпурк
определяет ее как «область науки, которая на микроаналитическом уровне
описывает и объясняет поведение человека, обусловленное влиянием средств
индивидуальной и массовой коммуникации. Таким образом, предметом изучения
медиапсихологии является использование и влияние масс-медиа и, прежде всего,
ТВ».
Изучение
технологий манипулирования личностью посредством СМИ сегодня активно проводится
психологами. Главным толчком для изучения воздействия средств массовой
коммуникации на социум в целом и на конкретную личность в отдельности стали
социальные изменения начала ХХ века, такие как Первая мировая война и усиление
коммерциализации печатной прессы. Именно распространение военной пропаганды
вызвало обеспокоенность ученых. В культурно-исторической психологии есть
утверждения, которые позволяют полагать, что знаковые образования окружающие
человека, в том числе обширно представленные в сфере медиа-коммуникаций, их
аксиологические характеристики определяют на направленность развития смыслов
отдельного человека и общества в целом.
Масмедиа,
работая для активизации потребительской мотивации и для увеличения и
привлечения аудитории, часто апеллирует к архетипическому содержанию психики,
зачастую нарушая психологическую безопасность своей аудитории. Визуальные
образы благодаря скрытому воздействию на человека становятся эффективным
средством формирования мотивов и поведенческих установок людей. При этом в
ситуации дискредитации ценностей способность влияния на ценностные установки
может нести в себе деструктив, а именно, формирование неадекватного поведения,
особенно у самой некритичной к показанному аудитории – детской.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что СМИ оказывают влияние на агрессивность
младших школьников через рекламу, мультфильмы и художественные фильмы, а также компьютерные
игры, которые транслируют различные модели агрессивного поведения. Детям
свойственно подражать поведению любимых персонажей. Это не значит, что если ребенок
видит сцены насилия, то обязательно будет использовать данные стратегии
поведения повседневно в своей жизни. Однако он может считать такое поведение
приемлемым, из-за чего может иногда использовать некоторые виды агрессии там,
где конфликт можно уладить миром.
Это
происходит вследствие того, что дети отличаются еще ярко выраженной эмоциональной
неустойчивостью, воспринимают почти все буквально и живут «здесь и сейчас». Их
поведение во многом зависит от эмоций. Чем бы не занимались дети, что бы они не
видели, о чем бы не думали все у них вызывает эмоционально окрашенное
отношение. Со временем у одной части детей излишняя агрессия трансформируется и
сублимируется, у другой становится устойчивой частью личности и может
перерастать в патологические черты характера.
У
ребят склонных к агрессивному поведению выделяют следующие общие черты:
—
эмоциональная грубость;
—
озлобленность;
—
неадекватно завышенная или, что бывает гораздо чаще, заниженная самооценка;
—
высокий уровень тревожности.
При
этом, дети с высоким уровнем агрессивности часто ничем не уступают своим
сверстникам в интеллектуальной и социальной сфере, а агрессивное поведение для
них является средством для поднятия своего статуса и демонстрации своей
самостоятельности и превосходства.
В
дошкольном возрасте агрессия чаще вымещается на неодушевленных предметах, таких
как игрушки и мебель, либо на домашних животных.
В
младшем школьном возрасте дети очень редко вымещают злость на неодушевленных
предметах и предметом для вымещения злости являются живые существа — как
животные, так и люди.
Подытожим
тем, что агрессивное поведение детей младшего школьного возраста — это
своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в
котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми
самостоятельно ребенок справится не в силах.
Фрагмент текста работы:
Понятие «агрессия», «агрессивность» в педагогической литературе Многообразие существующих теорий агрессии и ее
проявлений на сегодняшний день не дает единого универсального определения этого
феномена. Наиболее распространенными являются следующие положения, связанные с
проблемой агрессии:
1) Агрессивное поведение (агрессия) –
поведение, имеющее своей целью нанесение вреда кому-либо и противоречащее
нормам поведения в социуме. К агрессивному поведению следует отнести действия,
существующие в контексте отношений человека с окружающим миром и с собой.
2) Склонность к проявлению агрессивности может
вызываться разными факторами: как ситуативными переменными, так и, к примеру,
групповым давлением.
3) Агрессивность можно считать относительно
устойчивым личностным качеством, выражающимся в готовности проявлять
агрессивное поведение. К агрессивности близко примыкает понятие враждебности,
более узконаправленное состояние, которое имеет определенный объект [1]. Агрессия может носить как позитивный характер,
служащий жизненным интересам и выживанию, так и негативный, ориентированный на
удовлетворение влечения к агрессии. Агрессивность характеризуется конкретными
характеристиками: направленностью, формой проявления, интенсивностью. Цель
агрессии – нанесение вреда жертве (вариант враждебной агрессии) или достижение
определенной цели (вариант инструментальной агрессии).
Агрессивность как психологическая
характеристика содержит в себе следующие личностные особенности: мстительность,
отсутствие толерантности к чужим взглядам и мнениям, подозрительность,
импульсивность, напористость, бескомпромиссность. С другой стороны, агрессия
без враждебности может являться продуктивным фактором социальной адаптации,
предполагая конструктивное «обновление среды». В случае правильного воспитания
такая агрессивность усиливается, что стимулирует человека к творческому
самосовершенствованию, а в случае негармоничного воспитания она может
трансформироваться в отклоняющееся поведение личности [5].
Имеется много теоретических обоснований
природы агрессии, факторов ее возникновения, которые можно объединить в четыре
основные категории:
— врожденные побуждения и задатки;
— потребности, активизируемые внешними
стимулами;
— познавательные и эмоциональные процессы;
— актуальные социальные условия в сочетании с
предшествующим научением [3].