Курсовая с практикой на тему Влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения влияния сказки на словесное творчество старших дошкольников 5
1.1Понятие детского словесного творчества 5
1.2 Этапы обучения творческому рассказыванию, взаимосвязь обучения и творчества 12
1.3 Понятие сказки, ее основные виды и влияние на развитие словесного творчества дошкольников 16
Глава 2. Изучение современных методик развития словесного творчества старших дошкольников 23
2.1 Словесное творчество в контексте детского развития 23
2.2 Методы развития словесного творчества по книге Яшиной В.И. 28
Заключение 34
Список литературы 36
Введение:
Актуальность темы. В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Одна из крайне важных и актуальных проблем — развитие словесного творчества дошкольников. Базовая программа определяет его как одно из ведущих задач современного образования. В стихийном поиске новых методов и технологий, направленных на его реализацию, незаслуженно без внимания остается такой эффективный и проверенный временем средство развития словесного творчества как сказка. А именно сказка лучше активизирует детское воображение и творчество, служит образцом связной рассказы и литературного языка, источником образов и сюжетов.
Несмотря на то, что изучением данной проблемы занимались многие ученые их взгляды были противоречивы, подходы разнообразны:
Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок — цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л.Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и другие).
Эти и другие педагоги — исследователи отмечают незаурядные возможности детей старшего дошкольного возраста в придумывании неординарных сказок с последующим их не менее уникальным рассказыванием. Они свидетельствуют о том, что, как правило, такие сказки являются комбинированием сюжетов знакомых сказок или героев Л.И. Божович, A.M. Бородич, М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая и другие).
Данные этих и других исследований показывают, что проявления у детей литературно-творческих способностей, можно увидеть уже в дошкольном возрасте.
Отметим, что, несмотря на то, что проблема сущности влияние сказки на развитие словесного творчества дошкольников находится всегда в центре изучения, однако многие идеи не подкреплены реальными подтверждениями и представлены лишь общими представлениями, неконкретными суждениями. Данное противоречие легло в основу определения проблемы исследования – развитие словесного творчества дошкольников через обучение рассказыванию сказок.
Проблема обусловила выбор темы «Влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников».
Цель исследования – изучение педагогических условий влияния сказки на словесное творчество старших дошкольников.
Объект исследования – процесс развития словесного творчества дошкольников.
Предмет исследования – Влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников.
Задачами исследования являются:
1.Изучить понятие детского словесного творчества;
2.Рассмотреть влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников на основе анализа литературы.
3.Проанализировать условия, необходимые для обучения творческому рассказыванию;
4.Рассмотреть виды занятий по обучению творческому рассказыванию.
Методы исследования –теоретический обзор литературы, анализ и синтез.
Заключение:
Речевое творчество — один из самых сложных видов детского творчества.
Речь — важный компонент различных видов творческой деятельности детей. Поэтому сложно выделить в наблюдении и анализе, например, процесса рисования, связанного с комментированием ребенком своих действий, создаваемого сюжета (который рождается одновременно на двух уровнях — вербальном и изобразительном), границы каждого вида творческой деятельности. Слово подталкивает, обогащает, стимулирует движения рук, поток мысли, а изображения, возникающие, побуждают к новым словесным образам. И слово, и изображение являются одинаково значимыми для ребенка средствами создания художественного образа, выражения своего состояния, чувств, отражение самостоятельной мысли. Творческий рассказ и языковое вправление как компоненты различных видов детской деятельности — это разные уровни словесного творчества.
Словесно-творческая деятельность — это составление различных типов связных высказываний, с помощью которых ребенок выражает собственные чувства, представления, навеянные художественными произведениями, восприятием окружающего мира. Как составляющая часть разных видов деятельности (игры, рисования, конструирования, театрализации, общение), словесно-творческая деятельность не всегда завершается составлением произведения, который бы отвечал определенным литературным и речевым нормам, поскольку ребенок не ставит перед собой такую задачу. Речевым заданиям подчиняются цели, содержания общей деятельности, что обусловливает выбор речевых действий.
Словесное творчество как первичная форма литературного творчества — это специально организованный мотивированный процесс составления ребенком произведения в любой форме высказывания, что соответствует определенным литературным нормам.
Процесс словесного творчества ориентирован на составление ребенком произведения, то есть на достижение определенного результата. Мотивационная установка, что активизирует словесно-творческий процесс, проявляется в желании по собственной инициативе участвовать в решении задач, предложенных взрослым; в творческой продуктивности — способности составлять несколько вариантов сочинений на одну тему; в игровой установке, стремлении победить в соревновании (кто составит самую интересную сказку). В этой ситуации чаще всего творческий процесс направляется педагогом, что дает возможность совместить учебу и активную творческую речевую практику.
В зависимости от условий, в которых происходит творческий процесс, различают речевое творчество в условиях обучения и в ситуации инициативной творческой деятельности, в которых по-разному проявляется активная позиция ребенка относительно процесса словесного творчества, роль педагога в управлении творческим процессом (ТП), соответствие составленного ребенком произведения литературно-речевым нормам (жанра, форме, грамматике высказывания), ориентированность на конечный результат, возможность разнообразных вариаций развития творческой идеи.
В условиях организованного обучения инициатива почти всегда идет от воспитателя, который заранее планирует содержание занятия, тему, учебные задачи. Благодаря мастерству, заинтересованности педагога дети включаются в творческий процесс, откликаются на его предложение «Давайте придумаем…». В инициативном творчестве ребенок свободен и обращается к творческой деятельности только тогда, когда на самом деле чувствует настоятельную потребность творить.
Результаты показали, что в дошкольном возрасте уже можно научить ребенка моделировать и экспериментировать (представлять) с текстом (знаком) материала, создавая содержание в форме, которую он сам конструирует. У детей есть способность творчески решать различные проблемы, возникающие в совместной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретические аспекты изучения влияния сказки на словесное творчество старших дошкольников
1.1Понятие детского словесного творчества
Духовно-нравственному воспитанию сегодняшняя психолого-педагогическая мысль уделяет значительное внимание. В новых экономико-политических и социально-культурных условиях для отечественной системы образования формирование духовного мира личности становится одной из сложнейших задач, содержанием которого является „не спонтанное реагирование на гуманитарный хаос в обществе, а разработка нравственных ориентиров и духовных основ воспитания детей и молодежи”. На современном этапе вполне уместным выглядит поиск эффективных путей творческого воспитания детей дошкольного возраста в русле новейших педагогических идей, в частности, в пространстве их словесной творческой деятельности.
То, что речь, слово, словесность играют в воспитании и моральном развитии ребенка чуть ли не самую главную роль, сознавали еще древние греки. Так, Платон, объясняя, каким должно быть воспитание, писал: “…Трудно найти лучше того, которое найдено с давних времен. Для тела – это гимнастическое воспитание, а для души – творческое. И воспитанию творческого должно предшествовать гимнастическое”. К „творческому воспитанию” он включал словесность, которая, по мнению философа, позволяет развить красивую, благозвучную речь, которая является показателем действительно безупречного нравственно-духовного склада человека.
Аксиоматичность этого высказывания скрывает нерешенность проблемы. Становление категории творчества и педагогическое осмысление действенной силе искусства слова – процесс непрерывный и обусловленный общественным развитием человека и человечества. Неотъемлемой характеристикой такого процесса является быстротечность и неоднозначность выводов, которые сначала кажутся их создателям окончательными, но впоследствии не выдерживают проверки временем. Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы, показал, что различные аспекты нравственного воспитания дошкольников были исследованы в работах Л.В.Артемовой, А.Д.Барабаш, А.М.Гончаренко, А.В.Кононко, К.И.Стрюк, Г.Г.Урановой, Т.С.Фасолько, Н.Е.Химич, Г.Г.Хорищенко и др. При этом много значимого сделано исследователями для методики воспитания детей дошкольного возраста. Среди таких работ выделяются публикации Т.Ю.Буженко, Т.И.Гризоглазовой, Л.И.Дименштейн, Ю.М.Ковальчук, А.В.Матвиенко, В.И.Плахтий, А.А.Сараевой, А.Н.Сороцкой и тому подобное.
Наиболее интересными оказались исследования, посвященные анализу роли литературных произведений и вообще словесного искусства в формировании творческой составляющей личности. Так, многие ученые признают эффективным воспитательным средством для детей народную и литературную сказку (С.Ю.Бакулина, Л.И.Березовская Н.И.Конина, Е.И.Радина, С.А.Литвиненко, В.В.Пабат, Л.А. Пеньевская, А.П.Усова). Интересные выводы о роли детской литературы и художественно-речевой деятельности в формировании основ творческого сознания дошкольников и оценочно-этических суждений у детей дошкольного возраста сделали В.И.Плахтий и О.С.Монке. Несмотря на это, эволюция взглядов ученых на роль детской словесной творческой деятельности в воспитании еще не получила своего глубокого и основательного отображения.
Воспитательный компонент словесного творчества дошкольников базируется на признании того, что общей психологической основой воспитания является общение. Совместная словесная творческая деятельность ребенка и взрослого соответствует тому высочайшему диалогическому типовому общению, который наиболее оптимальный с точки зрения организации и обладает максимальным развивающим, воспитательным и творческим потенциалом”.