Курсовая с практикой на тему Влияние сети Интернет на развитие средств массовой информации России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы изучения возникновения и функционирования
Интернета. 6
1.1.
Интернет-пространство в контексте концепций становления информационного
общества. 6
1.2.
Специфика коммуникаций в интернет-пространстве. 10
1.3. СМИ и
Интернет — конкуренция или сотрудничество. 13
Глава 2.
Модели трансформации СМИ России под воздействием Интернет-коммуникаций. 16
2.1.
Электронные версии, Интернет-дубли. 16
2.2.
Конвергентные медиа. 20
2.3.
Перспективы интеграции Интернет-технологий в систему СМИ.. 26
Заключение. 29
Библиографический
список. 31
Введение:
Актуальность
исследования. Одной из основных тенденций современного этапа в развитии
цивилизации является значительный рост объемов информации и коммуникации, прежде
всего, за счет Интернет-технологий. Создание и массовое распространение Интернета
дало толчок всем сферам жизни общества и стимулировало развитие информационного
общества. Несмотря на то, что термин «информационное общество» вошел в широкий
научных оборот не так давно (в начале 90-х годов ХХ века), на сегодня этот
вектор развития общественных отношений становится все более важным и
системообразующим. Об этом, в частности, свидетельствует и то внимание, которое
уделяется вопросам развития информационного общества в России и за рубежом.
Так, информационное общество признается сегодня одним из основных направлений
социального и экономического развития РФ. Основные аспекты перехода к
информационному обществу урегулированы на законодательном уровне и закреплены в
Государственной программе «Информационное общество».
С информатизацией общественной жизни в целом значительно
меняется и журналистика. Именно под воздействием влияния новых информационных
технологий сегодня происходит кардинальное изменение функций и популярности
различных медиа, повышается их влияние на жизнь общества. Более того, возникают
новые медиа и масс-медиа, способы передачи информации и ее получения. На
страницах современных электронных СМИ трансформируются традиционная форма и
содержание массовой информации: изменяется сам характер коммуникации,
модифицируются организационные структуры СМИ и т.д. Поэтому изучение
особенностей влияния сети Интернет на развитие средств массовой информации
России является достаточно актуальным.
Степень изученности
темы. Тенденции развития информационного общества в России часто становятся
объектом изучения в научных кругах, статистических и маркетинговых
исследованиях. Так, например, Институтом статистических исследований и
экономики знаний НИУ ВШЭ выпускается статистический сборник «Информационное общество
в РФ», ежегодный сборник «Индикаторы информационного общества». Но при этом
акцент таких исследований сделан на тенденциях влияния сети Интернет на
экономику и государственное управление, тогда как не менее важное направление
влияния Интернета – воздействие на СМИ – остается менее изученным. Вместе с
тем, в последнее десятилетие значительно выросло количество научных
исследований, которые раскрывают особенности журналистики в информационном
обществе, тенденции изменений системы СМИ под воздействием цифровизации. Например,
указанные вопросы рассмотрены в работах М.М. Лукиной[1], Г.В. Лазутиной[2], В.А. Тулисовой[3] и др.
Объектом исследования
в данной работе выступает журналистика в условиях распространения
Интернет-технологий.
Предметом
исследования является влияние сети Интернет на развитие средств массовой
информации России.
Целью исследования в данной курсовой работе является изучение тенденций изменения
современных СМИ под влиянием Интернет-технологий.
В соответствии с
поставленной целью задачи исследования были сформулированы следующим
образом:
— охарактеризовать
интернет-пространство в контексте концепций становления информационного
общества;
— рассмотреть
специфику коммуникаций в интернет-пространстве;
— описать
взаимодействие СМИ и Интернет;
— охарактеризовать
электронные версии, Интернет-дубли СМИ;
— изучить
тенденции развития конвергентных медиа;
— рассмотреть
перспективы интеграции Интернет-технологий в систему СМИ.
Теоретическая
значимость работы определяется тем, что она способствует развитию научных
знаний в области теории и практики массовой информации и коммуникации. Анализ
тенденций развития современных СМИ на практических примерах позволил показать
основные направления изменений журналистики под влиянием Интернета.
Практическая
значимость исследования состоит в
том, что выделенные тенденции развития СМИ и описанный опыт изменения
конкретных средств массовой информации могут стать примером к модернизации всех
СМИ России на современном этапе. [1]
Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред.
М. М. Лукиной.— М.: Аспект Пресс, 2010. – 324 с.. [2]
Лазутина Г.В. Журналистика в информационном поле России (по итогам
исследования) // Медиаскоп. – 2018. – Вып. 2. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.mediascope.ru/2447 [3]
Тулисова В.А. Трансформация средств массовой коммуникации: от традиционных
средств массовой информации к NEW MEDIA
// Вопросы теории и практики журналистики. – 2017. – Т.6. №2. – С. 228-244.
Заключение:
Результаты исследования свидетельствуют о том, что
современный этап развития мирового сообщества и каждого отдельного государства
связан с активным использованием информационных технологий. Именно ИКТ создают
предпосылки демократизации общества, улучшения качества жизни населения в
стране, а также способствуют развитию журналистики. С учетом влияния Интернет
основными тенденциями развития СМИ на современном этапе становятся их
конвергенция и дигитализация. Оба этих процесса тесно связаны с развитием новых
информационных технологий и поэтому активизировались они именно в ХХI веке.
Для Интернет-СМИ характерна, прежде всего, коммуникационная
функция. Поэтому современный этап развития журналистики можно описать значительной активизацией коммуникативной
активности редакций и целевой аудитории. Этому способствует массовое внедрение
Интернет-технологий, как в работу СМИ, так и в проведение досуга потребителями
информации. Основными инструментами коммуникации на современном этапе являются
электронные комментарии, электронные письма, электронные опросы и анкеты.
При этом для нынешнего этапа развития СМИ характерно их
сотрудничество с Интернет-ресурсами.
Например, социальные сети и СМИ сегодня являются тесно связанными между
собой и способствуют развитию друг друга. Журналист может делиться своим
контентом в социальных сетях. Чем больше журналист пользуется социальными
сетями, тем выше его погруженность в события. Социальные сети дают возможность
постоянно повышать профессиональные навыки, выступают источником важной информации
и т.д.
Также современный этап развития СМИ тесно связан с созданием
Интернет-версий печатных изданий, телеканалов и радиоканалов. Все это делает
Интернет основной площадкой массовой коммуникации. На ее базе формируются целые
конвергентные СМИ. Они отличаются рядом особенностей, которые связаны, прежде
всего, с трансляцией информационных материалов в разных форматах, в разных
типах СМИ — в печатном издании, в
электронном виде, по ТВ-каналу, радио-каналу, в блогах. Поэтому можно утверждать, что дальнейшие перспективы
интеграции Интернет-технологий в систему СМИ связаны как раз с развитием
конвергентных СМИ, основанных на Интернет-технологиях, а также на сближении СМИ
и блогосферы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения
возникновения и функционирования Интернета 1.1. Интернет-пространство в контексте концепций
становления информационного общества Информационное общество как этап развития общества возникло
в результате стремительных темпов роста научно-технического прогресса и
значительного увеличения объемов информации во всех сферах жизнедеятельности. В
таких условиях общество требовало новых систем обработки информации, что
способствовало развитию экономики знаний[1].
Термин
«информационное общество» начал формироваться во второй половине ХХ века.
Считается, что это научное понятие впервые было использовано японским
профессором Ю. Хаяши. Ученый опубликовал труд
«Японское информационное общество: темы и подходы», который увидел мир в
1969 году. В основе этого научного исследования лежало изучение влияния
новейших компьютерных технологий на общественные процессы. Исследование это
было выполнено на заказ правительства Японии. При этом Ю. Хаяши термином
«информационное общество» описал общество, в котором компьютеризация
обеспечивает человеку возможность использовать надежные источники информации и
значительно автоматизировать производственные процессы[2].
Главным фактором перехода общества к информационному этапу
стало распространение Интернет-технологий. Интернет являет собой новую информационную
технологию, которая получила свое распространение в конце ХХ – в начале ХХI века. Основной функцией сети Интернет является поиск разнообразной по
содержанию информации и осуществление многосторонней коммуникации. Так, в сети
Интернет возможно осуществлять поиск по разным критериям:
—
по всему содержимому текста (так называемый полнотекстовый
поиск);
—
по выделенным метаданным (по определенным заданным атрибутам
текста, изображения и т.д.);
—
по гиперссылкам, которые обеспечивают переходы к иным
электронным документам благодаря установленным связям;
—
адресный поиск, при котором критерием выбора выступает
адрес веб-сервера или веб-страницы и т.д.[3].
Разработка сети Интернет способствовала созданию
нового чрезвычайно быстрого и дешевого канала информации, который предоставляет
не только ее доставку потребителям, но и обмен информацией, коммуникацию. В
связи с развитием Интернета во всем мире, в т.ч. и в РФ, начал формироваться новый
сегмент СМИ – так называемые «новые медиа», которые в качестве основного канала
информации используют как раз Интернет. Данный сегмент СМИ предложил и новый
контент на информационном рынке, в частности, начали развиваться социальные
сети, новостные интернет-сайты, поисковики, интернет-магазины, а также значительные
объемы контента, который производится самими потребителями[4].
Сущность и особенности сетевых медиа как новых
информационных технологий можно описывать с разных точек зрения. При этом можно
выделить технический, социологический, журналистский подход.
Технический аспект анализа сущности
Интернет-технологий в медийном пространстве требует характеристики их
технической структуры. Так, в общем случае современные сетевые средства
коммуникации являют собой Интернет-площадку, сайт, который позволяет зарегистрированным
на нем пользователям размещать информацию и коммуницировать между собой[5].
С точки зрения социологии сущность
Интернет-технологий сводится к тому, что он являют собой специфическое средство
коммуникации. В то же время, сетевые медиа можно рассматривать как форму
интернет-активности пользователей Интернета.
В то же время, при журналистском подходе понятие
Интернета ассоциируется со средствами массовой информации и коммуникации. При
этом тема идентичности некоторых Интернет-медиа и традиционных СМИ является
довольно дискуссионной. Так, вопрос о том, являются ли блоги и социальные сети средствами
массовой информации, довольно часто обсуждается на страницах научных изданий.
В этом аспекте верным кажется мнение, согласно
которого Интернет-ресурсы – это не всегда средства массовой информации, но при
этом они являются средством коммуникации. Массовыми они становятся в том
случае, когда имеют более чем тысячную аудиторию. То есть, массовые
онлайн-медиа — это сети, адресованные широкой аудитории пользователей, внутри
которых они могут реализовать различные типы информационных, коммуникативных,
интегративных, профессиональных и других отношений. При таком подходе к данному
типу СМИ иногда можно отнести также и блоги, а также странички в популярных социальных сетях:
«Одноклассниках», «ВКонтакте», «Fасеbооk» и др.[6].
Pew Research Center совместно с Фондом имени Найт
выявили, что среди американцев 63% пользователей Twitter и 63% пользователей
Facebook используют эти сети для получения новостей об общественных событиях.
Для представителей молодого поколения, или так называемого поколения Y,
Facebook бьёт все остальные медиа как основной источник политической
информации. Для 61 % молодых американцев эта платформа является главным каналом
новостей. Но и для старших поколений эта сеть становится все более значимым
ресурсом. Доклад Института Reuters 2015 года также показал, что все большее
количество новостных СМИ ищут доступ к аудитории через социальные сети в таких
странах как США, Великобритания, Ирландия, Германия, Франция, Италия, Испания,
Дания, Финляндия, Бразилия, Япония и Австралия[7].
Исходя из этого, основным фактором развития СМИ на современном
этапе выступает как раз необходимость внедрения новых технологий в работе
массовых коммуникаций, основанных на онлайн-платформах[8].
Именно Интернет сегодня
становится основным источником информации для большинства населения. При этом
значительную долю информации население получает из Интернет-СМИ, а также из
соцсетей, блогов. Кроме того важно отметить, что сегодня активно проявляется
тенденция конвергенции СМИ, в результате чего смешиваются отдельные направления
коммуникации через СМИ, соцсети и блоги[9].
Так, в научной литературе подчеркивается, что сегодня следует признать блоги и
социальные сети новым типом СМИ, тогда как закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О
средствах массовой информации» к СМИ относит только сетевые издания, то есть
сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированные
в качестве средств массовой информации[10].
Таким образом, проведенный анализ дает
возможность сделать вывод о том, что развитие Интернета привело к формированию
новой информационной реальности, расширению коммуникационных возможностей СМИ,
интеграции и конвергенции традиционных СМИ и различных онлайн-ресурсов.
Поэтому основная доля газетно-журнальной
периодики на современном этапе развития журналистики создает электронные версии
и отдельные интернет-проекты, журналистские блоги, корпоративные страницы в социальных
сетях. При этом активно используются возможности коммуникации с потребителями
информации, активизируется обратная связь с аудиторией. В частности,
потребители имеют возможность:
—
передавать идеи, новости и другую информацию
непосредственно журналистам в электронном виде; —
оставлять комментарии к отдельным журналистским
материалам на страницах Интернет-СМИ;
—
осуществлять коммуникацию не только с редакцией СМИ, но
также и другими представителями целевой аудитории СМИ на странице интернет-издания
посредством комментариев под материалами. С учетом влияния Интернет основными тенденциями
развития СМИ на современном этапе становятся их конвергенция и дигитализация.
Оба этих процесса тесно связаны с развитием новых информационных технологий и
поэтому активизировались они именно в ХХI веке. [1]
Байнова М.С. Развитие управления в информационном обществе // Материалы
Афанасьевских чтений. – 2017. – №1. – С.97. [2]
Арутюнян Г. Информационные и деиндустриализованные общества // 21-й ВЕК. –
2016. – № 4 (41). – С. 6. [3]
Волкова В.Н. Классификация информационных технологий / В.Н. Волкова, А.Ю.
Васильев, А.А. Ефремов, В.Н. Юрьев // Открытое образование. – 2015. – №5. – С.
20. [4]
Балтабаева В.А., Мочалина А.Ю. Средства массовой информации в условиях
трансформационных преобразований в медиа-индустрии // Вестник МГУП. – 2015.–
№2. – С.208. [5]
Газизова Р.И. Социальные сети как платформа для создания медиаконтента СМИ
Республики татарстан // Филологические науки. Вопросы теории и практики. –
2016. – № 7(61): в 3-х ч. Ч. 2. – C. 90. [6]
Смеюха В.В. Социальные сети: функционально-типологический аспект // Вопросы
теории и практики журналистики. – 2013. – №2. – С.103. [7]
Боклаге Е., Попова Е. Новостные СМИ и социальные сети: друзья или враги? [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
https://ru.ejo.ch/nashi-novie-statyi/novostnie-smi-i-socialnie-seti [8]Лободенко
Л.К. Взаимодействие журналистики, рекламы и PR в СМИ. Монография. – Челябинск:
Цицеро, 2015. – С.17. [9]Петрова
Е.И. Интернет-СМИ и социальные сети: этапы конвергенции // Коммуникативные
исследования. – 2014. – №2. – С.131. [10]
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018) "О средствах массовой
информации" // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/