Курсовая с практикой Педагогика/Психология Педагогическая психология

Курсовая с практикой на тему Влияние семьи на формирование детской личности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 1
Глава 1. Характеристика семьи, тенденции ее развития 3
1.1. Понятие семьи и брака 3
1.2. Влияние семьи на становление личности ребенка 7
1.3. Понятие воспитательного потенциала семьи и его диагностика 10
Глава 2. Воспитательный потенциал семьи и его влияние на формирование детской личности 15
2.1. Исследование стратегий семейного воспитания 15
2.2. Анализ воспитательного потенциала семьи 19
Заключение 28
Список литературы 30

 

  

Введение:

 

Введение
Изменения, произошедшие в последние годы в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формирова-нию и развитию новых общественных отношений.
Эти процессы, происходящие во всех социальных институтах, способ-ствуют формированию гражданского общества в России, способствуют трансформации системы таких институтов, важнейшим из которых является семья.
Это особенно проявляется в отношении молодых семей, которые явля-ются нестабильным социальным субъектом, который находится на стадии развития и осуществляет свою деятельность в постоянно меняющемся обще-стве, что часто оказывает негативное влияние на его развитие и стабилиза-цию.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоро-вьем, трудностями в школе, общением со сверстниками и наоборот, как пра-вило, нарушение отношений между родителями и ребенком приводит к фор-мированию различных психологических проблем и комплексов.
Для маленького ребенка семья — это мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться и сочувствовать. Будучи его членом, ребенок вступает в определенные отношения с родите-лями, что может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В результате ребенок растет или дружелюбным, открытым, общительным или тревожным, грубым, лицемерным.
Казалось бы, никто не имеет права посягать на традиционную роль ро-дителей в воспитании своих детей при выборе форм и методов воспитатель-ного воздействия родителей.
Однако многочисленные факты, свидетельствующие о том, что дети ста-новятся жертвами или сталкиваются с угрозой смерти от рук своих родите-лей, становятся в последнее время нормальным явлением.
Жестокое обращение с детьми теперь стало обычным явлением: до 10% жертв насилия погибают, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии в эмоциональной сфере.
Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травми-рует его психику, препятствует развитию его личности, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия, формы социально неадаптивных, незре-лых людей, которые не могут работать, не способны создать здоровую се-мью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и человеческой проблемой.
Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и начального опыта работы, нравственного и эстетического происхождения, эмоционального, культурного и физического здоровья детей — все это зависит от семьи, от родителей, от их семейных отношений.
Целью исследования является изучение влияния семьи на формирование детской личности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу для реализации поня-тий: семья, семейное воспитание, воспитание в семье;
2. Провести теоретический анализ понятия «семейная культура» в пси-холого-педагогическом аспекте;
3. Изучить влияние семьи на личность ребенка.
Объектом исследования является семья как фактор развития личности.
Предмет исследования — методика изучения семьи.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Итак, в современных условиях семья становится одним из центральных объектов различных областей знаний: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и других. Будущее страны во мно-гом зависит от решения семейных проблем.
Семья имеет свои особенности и требует учета всех ее характеристик, проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи в целом; семья — это гомеостатическая система, то есть сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию к самовосстановлению после любых нарушений; семья — система закрытая; не каждый социальный педагог может войти туда; семья автономна в своей жизни.
Социальный педагог не может решить все проблемы для семьи; ему нужно только усилить его, чтобы решить семейные проблемы, осознать воз-никшую проблему, создать условия для успешного решения.
Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективной, если в ее основе лежит комплексный подход. Он включает изучение и ис-пользование демографических данных (исследования рождаемости), социо-логии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причинами семейных конфликтов), педа-гогике (воспитательная функция семьи); права; экономика (семейный бюд-жет); этнография (быт, культурные особенности); история и философия (ис-торические формы семьи, брак, проблемы семейного счастья, долг); религии.
Чтобы эффективно решать проблемы семьи, необходима постоянная и целенаправленная деятельность по поддержке их со стороны различных гос-ударственных структур и, прежде всего, органов исполнительной власти и управления на всех уровнях. В то же время, государство призвано поддер-живать деятельность общественных объединений, благотворительных фон-дов и других организаций, которые прямо или косвенно занимаются вопро-сами семьи. На уровне региональных исполнительных органов и органов местного самоуправления важно координировать деятельность всех государ-ственных и общественных структур, связанных с решением семейных вопро-сов.
Учитывая тот факт, что семейные проблемы являются сложными и по-тому межведомственными, поэтому необходимо повысить статус исполни-тельных органов по управлению семейной политикой, предоставляя им не-обходимые ресурсы, а также укрепить структурные подразделения, занима-ющиеся вопросами реализации социальной политики по отношению к семье.
Цель исследования была достигнута путем решения следующих задач:
1. Изучена психолого-педагогическую литературу для реализации поня-тий: семья, семейное воспитание, воспитание в семье;
2. Проведен теоретический анализ понятия «семейная культура» в пси-холого-педагогическом аспекте;
3. Изучено влияние семьи на личность ребенка.

 

Заключение:

 

Введение
Изменения, произошедшие в последние годы в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формирова-нию и развитию новых общественных отношений.
Эти процессы, происходящие во всех социальных институтах, способ-ствуют формированию гражданского общества в России, способствуют трансформации системы таких институтов, важнейшим из которых является семья.
Это особенно проявляется в отношении молодых семей, которые явля-ются нестабильным социальным субъектом, который находится на стадии развития и осуществляет свою деятельность в постоянно меняющемся обще-стве, что часто оказывает негативное влияние на его развитие и стабилиза-цию.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоро-вьем, трудностями в школе, общением со сверстниками и наоборот, как пра-вило, нарушение отношений между родителями и ребенком приводит к фор-мированию различных психологических проблем и комплексов.
Для маленького ребенка семья — это мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться и сочувствовать. Будучи его членом, ребенок вступает в определенные отношения с родите-лями, что может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В результате ребенок растет или дружелюбным, открытым, общительным или тревожным, грубым, лицемерным.
Казалось бы, никто не имеет права посягать на традиционную роль ро-дителей в воспитании своих детей при выборе форм и методов воспитатель-ного воздействия родителей.
Однако многочисленные факты, свидетельствующие о том, что дети ста-новятся жертвами или сталкиваются с угрозой смерти от рук своих родите-лей, становятся в последнее время нормальным явлением.
Жестокое обращение с детьми теперь стало обычным явлением: до 10% жертв насилия погибают, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии в эмоциональной сфере.
Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травми-рует его психику, препятствует развитию его личности, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия, формы социально неадаптивных, незре-лых людей, которые не могут работать, не способны создать здоровую се-мью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и человеческой проблемой.
Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и начального опыта работы, нравственного и эстетического происхождения, эмоционального, культурного и физического здоровья детей — все это зависит от семьи, от родителей, от их семейных отношений.
Целью исследования является изучение влияния семьи на формирование детской личности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу для реализации поня-тий: семья, семейное воспитание, воспитание в семье;
2. Провести теоретический анализ понятия «семейная культура» в пси-холого-педагогическом аспекте;
3. Изучить влияние семьи на личность ребенка.
Объектом исследования является семья как фактор развития личности.
Предмет исследования — методика изучения семьи.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Характеристика семьи, тенденции ее развития
1.1. Понятие семьи и брака
Семья, по мнению ученых, является одной из величайших ценностей, со-зданных человеком за всю историю его существования. Ни нация, ни куль-турное сообщество не обходятся без семьи. В своем позитивном развитии, сохранении, усилении интересов общества, государства, в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это были великими мыслителями много веков назад (Платон, Ари-стотель, Кант, Гегель и т.д.). Выявлено много признаков семьи. Чаще всего говорят о семье как основной структурной единице общества, которая непо-средственно вовлечена в биологическое и социальное воспроизводство обще-ства. В последние годы все меньшую по размеру семью называют специфи-ческой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что она характеризуется особой системой межличностных отношений, которая в большей или меньшей степени регулируется законами, этическими кодексами и традициями. Семья и сожительство ее членов, общее хозяйство. [2]
Таким образом, семья — это небольшая социально-психологическая группа, члены которой связаны браком или родством, общей жизнью, вза-имной моральной ответственностью и социальной потребностью, обуслов-ленной потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Из этого определения ясно, что в семье существует два основных типа отношений — брак (брачные отношения между мужем и женой) и родство (се-мейные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).
В жизни конкретных людей семья разнообразна, так как межличностные отношения имеют множество вариаций, широкий спектр проявлений. Для не-которых это семейная крепость, надежный эмоциональный фронт, центр вза-имных забот, радость; для других — своего рода поле битвы, где все его участники борются за свои интересы, ранив друг друга небрежным словом, недисциплинированным поведением. Однако понятие счастья подавляющего большинства живущих на земле связано, прежде всего, с семьей: счастливым считается человек, который счастлив в своем доме. Получается, что люди, которые, по их собственным оценкам, имеют хорошую семью, живут дольше, меньше болеют, производительнее трудятся, более переносят жизненные трудности, более общительны и добрее по сравнению с теми, кто не способен создать нормальную семью. Об этом свидетельствуют результаты социоло-гических исследований, проведенных в разных странах.
Семья как общность людей, как социальный институт влияет на все сто-роны общественной жизни, она прямо или косвенно связана со всеми соци-альными процессами. В то же время семья обладает относительной автоно-мией от социальных и экономических отношений, выступая в качестве одно-го из самых традиционных и стабильных социальных институтов.
В мирских идеях и в литературе термин «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия имеют общее, а не синонимы.
Брак исторически представляет собой целый ряд механизмов социаль-ного регулирования (табу, обычаев, религии, права, морали) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленных на поддержание непрерывности жизни (С. И. Голод, А. А. Клецин). Цель брака — создать се-мью и иметь детей, поэтому брак устанавливает семейные и родительские права и обязанности. [8]
Следует иметь в виду, что:
1) брак и семья возникли в разные исторические периоды;
2) семья — это более сложная связь, чем брак, потому что в нее обычно входят не только супруги, но и их дети, другие родственники или близкие супругов (А. Г. Харчев).
Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:
• «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
• «расширенная семья» увеличенный по своему составу союз: супруже-ская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от дру-га и формирования семейной структуры;
• «смешанная семья» является «восстановлением» семьи, созданной на основе брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных ро-дителей и детей, так как дети от предыдущего брака вступают в новое под-разделение в семье;
• «семья родителя-одиночки» — это семья, которая ведется одним роди-телем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда не был заключен (Леви Д., 1993). [12]
А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют состав:
• нуклеарная семья, которая в настоящее время является наиболее рас-пространенным и состоит из родителей и их детей, т. е. двух поколений. В нуклеарной семье имеются не более трех атомных позиций (отец-муж, мать-жена, сын или дочь, брат-сестра);
• расширенная семья представляет собой семью, которая сочетает в себе две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством, состоящая из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).
Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полиги-ния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или слож-ной ядерной семье.
В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вме-сте с супругами могут находиться дети от данного брака и дети любого из супругов (Антонов А. И., Медков В. М.).
А. Е. Личко (Личко А. Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:
1. Структурный состав: о полной семье (мать и отец); о неполной семье (только мать или отец); об искаженной или деформированной семье (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).
2. Функциональные особенности: о гармоничной семье; о дисгармонич-ной семье.
Существуют различные классификации типов ролей в семье. Таким об-разом, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей. Централистический (или авторитарный, с оттенками патриархально-сти), когда во главе ее стоит один из супругов, нередко жена, которому при-надлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни. Автономный – муж и жена имеют разные роли и не вмешиваются в сферу влияния другого; демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов в равной мере. [10]
Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А. И., Медков В. М., 1996) разделяют на: патриархальные семьи, где главой семьи является отец; матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать; эгалитарная семья, в которой нет отдельных глав семьи и преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.
В дополнение к этому, существует сложная типология семьи, которая предусматривает выделение четырех категорий семей. Они различаются по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: счастливая семья, семья группы риска, неблагополучная семья, асоциальная семья.
Благополучные семьи успешно справляются с функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи воспитания и развития.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих идентифицировать их как безопасные, например, неполные семьи, малоимущие семьи и т.д. Они справляются с задачами вос-питания ребенка с большой нагрузкой, поэтому социальному педагогу необ-ходимо следить за состоянием семьи, дезадаптивными факторами в ней, от-слеживать, насколько они компенсируются другими положительными харак-теристиками, и, при необходимости, предлагать своевременную помощь. [13]
Дисфункциональные семьи, имеющие низкий социальный статус в любой из сфер жизни или в нескольких одновременно, не справляются с возложен-ными на них функциями, их адаптивные способности значительно снижают-ся, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностя-ми, медленно и неэффективно. Для этого типа семьи необходима активная и, как правило, долгосрочная поддержка со стороны социального педагога.
Асоциальные семьи — семьи, с которыми взаимодействие является наибо-лее трудоемким и чье состояние требует фундаментальных изменений. В этих семьях, где родители ведут аморальный, незаконный образ жизни и условия жизни, они не отвечают основным санитарно-гигиеническим требованиям, и, как правило, никто не занимается воспитанием детей, детьми пренебрегают, они голодают, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа со-циального педагога с этими семьями должна осуществляться в тесном кон-такте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечи-тельства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы