Курсовая с практикой Педагогика/Психология Конфликтология

Курсовая с практикой на тему Влияние семейных конфликтов на формирование личности ребенка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ
КОНФЛИКТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.. 6

1.1. Конфликт и конфликтная ситуация. 6

1.2. Психологический климат в семье как один из основных
факторов психологического здоровья детей. 12

ГЛАВА II. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.. 17

2.1. Характеристика базы исследования. 17

2.2. Обобщение опыта психолога по изучению влияния
семейных конфликтов на формирование личности ребенка. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 29

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 32

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Мир детства – особый
мир, со своей логикой и своим обаянием. Ребенок часто видит то, что не видит
взрослый. От родителей зависит, каким будет мир детства детей: радостным,
справедливым, чистым и добрым или печальным, несправедливым и злым.

Фактору взаимодействия детей с родителями традиционно
отводится важная роль в развитии личности детей, их личностной и эмоциональной
и сферы. Родители, постоянно контактируя с ребенком, помогают ему упорядочивать
и регулировать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать
различные психотехнические приемы организации его поведения.

Семья, как малая группа, благодаря своим особенностям
создает для своих членов условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения
эмоциональных потребностей, позволяющие человеку чувствовать собственную
принадлежность к социуму, усиливающие чувство его безопасности и покоя,
вызывающие желание помочь и поддержать других людей. Общение ребенка с близкими
взрослыми – это главное и решающее условие формирования всех его психических
способностей и качеств: речи, мышления, эмоциональной сферы, самооценки,
воображения и пр.

Семья – это скрытое от
внешнего наблюдения пространство сложных взаимоотношений. Супружеские и
родительско-детские отношения в каждой отдельной семье индивидуальные и
неповторимые. Под стилем семейного общения понимается совокупность родительских
чувств, ожиданий, установок, оценок, шаблонов поведения по отношению к ребенку.

Психологическая культура личности является для науки
достаточно новым понятием (впервые упоминается в работах А.А. Бодалева и
Н.И. Обозова в 80-е годы прошлого века), чем и обусловлена актуальность
данного исследования.

Исследованием темы
влияния стиля семейного общения на развитие личности ребенка занимались ученые
Е. Арутюнянц, А. Болдуин, Д. Боумрид, В. Гарбузов,
А. Дмитриева, Е. Эйдемиллер, А. Захаров, А. Личко,
А. Спиваковская и многие другие.

История человечества
показала, что агрессивность является неотъемлемой частью жизни общества. Но
формы ее проявлений могут быть как более опасными, так и вполне недопустимыми.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее распространенных
проблем на сегодняшний день. Особенности ее проявлений беспокоят не только
педагогов, но и родителей.

Как правило, с усвоением правил
и норм поведения просоциальные формы поведения сменяют непосредственные
проявления детской агрессивности. Однако, у определенной категории детей
агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и
развивается, трансформируясь в устойчивое свойство личности. В результате
снижается и потенциал ребенка, сужается сфера его полноценного общения,
деформируется личностное развитие. Поведение агрессивного ребенка создает
множество проблем не только для окружения, но и для самой личности. Важно
понять причины такого поведения или детерминанты агрессивности и условия ее
формирования.

Проблемой детской
агрессивности и ее коррекции занимались А.Г. Антонова,
Т.П. Висковатова, Т.С. Гурлева, Е.И. Дранищева,
И.В. Дубровина, Н. Жутиков, Т.П. Смирнова, И.А. Фурманов и
другие. Применение в психокоррекционной работе различных техник арт-терапии
раскрывали Л.А. Белозоров, Т. Казакова, Т.Е. Комарова,
В. Лабунская, В.В. Лебединский, О.В. Чех. Использование
арт-терапевтическим приемов и техник в работе с детьми описывали
М.В. Киселева, Л.Д. Короткова, Л.Д. Лебедева, Т.П. Юрченко
и другие.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общение выполняет в
обществе функции объединения индивидов и их развития, позволяет трактовать его
одновременно и как реальность общественных отношений, и как реальность
межличностных отношений. В межличностных отношениях оно необходимо для
существования самых разнообразных отношений между людьми. Поскольку семья
представляет собой «ячейку общества», то эффективная коммуникация между членами
семьи также очень важна, поскольку она сближает членов семьи и ведет к
взаимопониманию.

Была раскрыта сущность
понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация» в психолого-педагогической
литературе. В результате решения данной задачи мы пришли к выводу, что конфликт
является столкновением противоположных интересов, взглядов; серьезное
расхождение, острый спор, что представляет собой обычное явление в процессе,
когда участники взаимодействуют с целью достижения единого результата,
поскольку пути, ведущие к нему, представляются каждым по-разному. То есть
конфликт возникает по причине не подтверждения ролевых ожиданий, которые
выдвигают друг другу партнеры общения.

Становление внутреннего мира личности ребенка происходит под
воздействием множества факторов, таких как особенности взаимоотношений в семье,
со сверстниками и педагогами; эмоциональное здоровье ребенка; воспитательное и
социализирующее воздействие таких источников информации как интернет, радио,
телевидение, компьютерные игры, кино, журнальная и газетная продукция.

Семья является ведущим фактором развития личности
ребенка. Именно от семьи и взаимоотношений ее членов зависит формирование
личности и дальнейшая ее судьба.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт. На
формирование личности ребенка оказывают влияние не только мать и отец, однако и
другие члены его семьи. Для развития ребенка очень важной является
доброжелательная атмосфера, единство взглядов у родителей на воспитание и
развитие малыша. Для психологического здоровья детей их родителям необходимо
уделять огромное внимание внутреннему миру детей: уверенности или неуверенности
в себе, в своих силах, проблемам и переживаниям, интересам, способностям; их
взаимоотношениям с людьми. Вместе с тем, имеются условия, оказывающие
отрицательное влияние на психологическое здоровье детей. Среди них:

– нарушенные отношения между членами семьи (отсутствие
одного из родителей, конфликты между родителями и пр.);

– нарушение воспитания в семье (детско-родительских
отношений).

Семья, обладая особыми возможностями в формировании
эмоционального, чувственного развития ребенка, создает предпосылки для развития
индивидуальности и психологического здоровья ребенка, поскольку ничто так не
выражает ее субъективный мир, как чувства.

Педагогом-психологом было
проведено эмпирическое исследования влияния семейных конфликтов на формирование
личности ребенка. Выборку исследования составили дети подросткового возраста в
количестве 20 человек возрастом 12-15 лет.

Отметим, что По словам
педагога-психолога, у 10 детей из 20, принимавших участие в исследование,
отмечается частое возникновение конфликтов в семьях.

Было установлено, что
проявление агрессии в большей степени свойственно подросткам, в семьях которых
имеют место частые конфликты между членами семьи.

Таким образом, гипотеза
исследования была подтверждена задачи решены в полной мере, цель исследования
достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

1.1. Конфликт и
конфликтная ситуация Сегодня понятие
«конфликт» является социальным феноменом, проникающим в различные сферы социума
и жизнедеятельности людей. Это вызывает интерес многих ученых из разных
областей знаний. Несмотря на это многие ученые посвящают свои труды
исследованию общих характеристик данного явления. В контексте данной работы
ставим перед собой задачу раскрытия сущности и выявления черт такого вида
конфликтов, как межличностный конфликт.

Т.Р. Баймуратов дает
следующую трактовку исследуемого понятия. Ученый пишет, что конфликт является
столкновением интересов, мнений, взглядов. Конфликт представляет собой
серьезное расхождение, острый спор. Сегодня это обычное явление среди людей,
которые взаимодействуют для достижения общей цели, так как пути, ведущие к
нему, каждым представляются по-разному. Как отмечает Т.Р. Баймуратов, такая
ситуация называется неподтверждением ролевых ожиданий, выдвигаемых коммуникантами
по отношению друг к другу. Конфликт в рамках современной конфликтологии
является организованным взаимодействием, дающим возможность удерживать единство
действий, столкнувшихся за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств
разрешения противоречия. Под конфликтом понимают также наиболее острый способ
разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в
противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными
эмоциями [3].

Относительно точки зрения
зарубежной психологии отметим, что практически каждая психологическая теория
обладает своей трактовкой понятия конфликта. Вторая половина ХIХ века
обозначена первыми попытками создания теоретических подходов к проблеме
конфликта. На рубеже XIX-XX веков в зарубежной психологии отмечено появление
относительно целостных концепций конфликтов, которые сформировались в русле
традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции,
свойственные данному течению. Данные подходы послужили фундаментом, на который
последние 40-45 лет при изучении конфликтов опираются западные психологи.

Таким образом, на
сегодняшний день психологическая наука оперирует значительным количеством
теорий, содержащих обоснование конфликтного поведения только исходя из
психологических позиций. Учеными, разработавшими такие концепции, не
исключалась роль социальной среды, в которой происходят все процессы
межличностного взаимодействия. При этом, социальные факторы не являются
основными, их можно контролировать и детерминировать с точки зрения психологии
личности. Их позиция сводится к такому положению: конфликты, на возникновение
которых повлияли социальные факторы, могут быть определенным образом
контролируемыми, изменяемыми, их также можно предупреждать. Однако, невозможно
сдержать конфликты, возникшие под воздействием психологических факторов, они
существуют вместе с человеком, зависят от его личностной сферы, сознания и даже
подсознания.

Рассмотренными
теоретическими подходами межличностные конфликты отдельно не выделяются,
однако, как правило, они касаются именно столкновения личностей. Считаем, что
М. Дойч сделал наибольший вклад в исследование межличностных конфликтов.
Ученый характеризует конфликт как следствие объективного столкновения
интересов. Кроме этого, ученым было выделено следующих два типа взаимодействия:
конкуренция; кооперация.

Согласно теории
М. Дойча, конфликтным взаимодействием является конкуренция. При этом одна
из сторон во взаимодействии препятствует достижению целей другой стороны.
Соперничество, характерное для конкуренции, предполагает использование таких
тактик, как: ограничение коммуникации; применение угроз и хитрости; минимизация
осознания сходства в ценностях; увеличение чувствительности к противоположным
интересам и пр. [11].

Противоположной является
кооперация, являющаяся наиболее эффективным типом взаимодействия между людьми.
Ему характерны: открытость в общении; усиление восприимчивости участников;
сходство и общность интересов; увеличение желания помочь другим и тому
подобное.

Конфликт, по мнению
М. Дойча, может иметь либо конструктивный, либо деструктивный характер.
Конфликт тогда будет конструктивным, когда его стороны довольны результатом
конфликта. Признаки деструктивного конфликта – это: расширение; эскалация. То
есть конфликт становится независимым от начальных причин, и продолжается даже
после устранения его причин [11].

Межличностные конфликты
являются наиболее распространенным типом конфликтов. «Они охватывают
практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге
сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходят
столкновения между лидерами или представителями государств» [9, с. 108].
Исследовательница Н.В. Гришина при описании конфликтной ситуации в
контексте межличностных отношений обозначает данную ситуацию как ту, в которой
между участниками общения возникли противоречия, которые проявляются в их
противодействии друг другу (противостоянии, противоборстве) и сопровождается
аффективными проявлениями [9, с. 108]. Конфликтная
ситуация переживается участниками межличностного конфликта как значимая
психологическая проблема, требующая разрешения

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы