Курсовая с практикой на тему Влияние семейного воспитания на сформированность внутренней позиции младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Внутренняя позиция первоклассника 3
1.2 Роль отца и матери в воспитании внутренней позиции ребёнка………..10
1.3 Влияние негативных явлений в семье — препятствие в формировании внутренней позиции ребёнка…………………………………………………14
Выводы к главе 1………………………………………………………………………..16
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ РЕБЁНКА………………………………………………………………….17
2.1 Данные эксперимента на констатирующем этапе…………………….…..17
2.2 Календарно – тематическая план занятий для повышения адаптации и мотивации первоклассников…………………………………………………21
2.3 Подведение итогов эксперимента на контрольном этапе…………………24
ВЫОДЫ К ГЛАВЕ 2…………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………………28
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………………33
Введение:
Актуальность темы.
Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей заботой общества. Значимым институтом формирования личности младших школьников является семья. Формирование ребёнка как личности происходит в семье. В семье происходит становление его нравственных взглядов, физическое и психическое развитие, складывается мировоззрение, его отношение к моральным и общечеловеческим ценностям.
К сожалению, в последние годы наблюдается резкий спад значения института семьи. Увеличиваются количества разводов, либо среди молодёжи культивируется понятие «свободные отношения», то есть совместная жизнь без каких-либо обязательств. В результате растёт количество матерей – одиночек, желающих воспитывать ребёнка одна.
В современном обществе много неполных семей. Растёт число родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей .
Согласно утверждению З.Матейчика в неполной семье становление ребёнка происходит в более трудных, напряжённых и жёстких условиях. Многие негативные процессы, пережитые ребёнком в процессе воспитания в неполной семье может отразиться и в его дальнейшей жизни.
Другой проблемой в семейном воспитании выступает социокультурные изменения феномена отцовства. Изучению этой проблемы занимают скромное место в современной науке. Образы «мужа» и «отца» обычно рассматриваются в сопоставлениями с образами женщины и матери, и, как правило, они вторичные по отношению к этим социальным ролям и общественным образам. Отдельно феноменом отцовства и местом мужчины в семье занимается небольшое количество учёных, среди них В.А. Рамих, Т.А. Гурко, В. Цимбалюк, М.В. Золотухина, И.Г. Остроух.
Следующая проблема: нехватка внимания со стороны родителей к детям из-за чрезмерной их занятости. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах педагогики и психологии.
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция.
Семейное воспитание играет ключевую роль в разностороннем развитии ребёнка. Развитие личности ребёнка не должен идти стихийно.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.
Цель работы. Определить сформированность внутренней позиции младших школьников под влиянием семейного воспитания.
Задачи:
— дать определение понятию «внутренняя позиция ребёнка»;
-дать оценку роли семьи в становлении личности ребёнка;
-дать оценку материнства и отцовства и их вклад в воспитании ребёнка в современной семье;
— дать оценку внутрисемейным отношениям и их влиянию на становление позиций ребёнка;
-провести эксперимент по изучению внутрисемейных отношений и по их влиянию на формирование внутренней позиции ребёнка;
Объект работы. Внутренняя позиция младшего школьника.
Предмет работы. Влияние семейного воспитания на сформированность внутренней позиции младших школьников
Методы работы. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретический анализ литературы по теме исследования, метод тестов, опрос, наблюдение, методы математической обработки и анализа эмпирических данных.
Теоретическая база основана на положениях отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких.
В частности, использовались методики:
Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе»
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в психологами в целях консультирования родителей и детей.
Эмпирическая база работы. В исследовании приняли участие учащиеся первого класса, 28 детей учреждение: БОУ СОШ №78 г. Омска
Заключение:
Родители влияют на любознательность и активно заинтересовывают ребенка познавать окружающий мир. Это проявляется через экскурсию по музею, похождение в театр, поход. Так же родители учат самостоятельно отвечать за свои поступки, это происходит с помощью каких-нибудь поручения, у ребенка появляется ответственность за свое дело или поручение. Таким образом, ребенок учится ответственности. Вежливость это очень хорошее качество у человека, родители учат своего ребенка уже с самых ранних лет вежливости. Сказать «спасибо» «здравствуйте» это только малая часть вежливых слов. Вежливый ученик это самое практичное качество у ребенка. У каждого ребенка есть свое мнение, но не каждый может высказать его, чувствуя неуверенность и страх. Для того чтобы преодолеть ребенку эту неуверенность, родители учат его побороть страх или раскованность с помощью каких-нибудь приемов, позволяющие раскрыться ребенку и высказать свое мнение или свою позицию. Каждый ученик, а точнее учащийся в начальных классах должен знать правила безопасного и здорового образа жизни. Родители направляют ребенка на то, чтобы он кушал вовремя, вставал во время, выполнял свой режим дня. Главное оберегал себя от вредных привычек, интернет зависимости. Родители вкладывают такую же часть по безопасности ребенка, как и учитель.
Младший школьный возраст как жизненно важный этап в интеллектуальном развитии детей. Основные направления преобразования мышления в течение первых лет обучения в школе. Способы стимулирования интеллектуального развития детей этого возраста. Необходимость комплексного формирования всех видов интеллектуальной деятельности у детей младшего школьного возраста. Основные виды деятельности младших школьников: учение, труд, общение и игра. Особая роль учебной деятельности в развитии ребенка этого возраста. Сочетание различных видов деятельности как условие оптимального развития ребенка. Превращение познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) из непосредственных в опосредствованные и из непроизвольных в произвольно регулируемые. Условия ускоренного развития и совершенствования речи младших школьников. Кризис семи лет. Негативная симптоматика кризиса: упрямство, строптивость, негативизм, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Стратегия поведения родителей
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Внутренняя позиция первоклассника
Ребёнок покидает домашнюю, либо среду дошкольного образовательного учреждения и попадает в новую среду. В школе ребёнок развивается физически, психически, и это происходит по новым школьным требованиям.
Есть несколько видов готовности к школьному обучению, на основе которых выстраивается внутренняя позиция ребёнка :
Психологическая готовность;
Личностная готовность;
Интеллектуальная готовность;
Волевая готовность;
Нравственная готовность;
Особенности мышления;
Физическая готовность;
Эмоциональная сфера[1];
Сложность и многоплановость рассмотрения категории «позиция» отражается в определении, предложенном А.В. Булыгиной: «Позиция личности — интегративное образование, включающее в себя, с одной стороны, уровни развития человека в его целостности, а с другой, определенную линию поведения в системе деятельности и общения человека как субъекта, реализацию его жизненных устремлений, ценностных ориентаций»[
Понятие «внутренняя позиция школьника» была впервые трактоавно в начале 50-х годов 20 столетия Л.И.Божович [2,22].
В психологию это понятие вошло как для анализа формирования психологической готовности к переходу в школу у детей 6 – 7 лет. Внутренняя позиция ребёнка, по мнению большинства исследователей начинается закладываться в дошкольном возрасте.
По Л.С Выготскому, внутренняя позиция ребёнка – это новообразования («ключевое переживание»), у детей 6-7 лет или кризис 7 лет. По мнению Л.С. Выготского, в переживании «…сказывается то, в какой мере все мои свойства, как они сложились в ходе развития, участвуют здесь в определенную минуту»[22]
Но Л.И. Божович с самого начала предлагала использовать это понятие как характеристику личности в более широком возрастном диапазоне. Она отмечала, что данная структура личности возникает в онтогенезе «…в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, как-то им обобщаются и складываются в особое центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и к окружающим людям» [3,21]. По ее мнению, внутренняя позиция, сформировавшись как личностное новообразование старшего дошкольного возраста, затем не исчезает, меняется только ее содержание.
На формирование внутренней позиции оказывают сильное влияние родители. Это прежде всего стили семейного воспитания. Если родители перед ребёнком ставят высокие требования , и средние успехи ребёнка рассматриваются ими как неудачи, оцениваются низко, то у такого ребёнка развиваются ряд комплексов. У ребёнка развивается низкая самооценка, повышенная тревожность[3,21].
Согласно Г.Хоменттаускасу имеются четыре обобщенные установки ребёнка по отношению к родителям (Таблица 1):
— Я нужен и любим, и я люблю вас тоже;
— Я нужен и любим, а вы существуете ради меня;
— Я нелюбим, но от души желаю приблизится к вам;
— Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое.
Таблица 1- Особенности типа семейного воспитания и его влияния на тип внутренней позиции ребёнка