Курсовая с практикой на тему Влияние самооценки на проявление лидерских качеств у старшеклассников (10-11 класс)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы исследования влияния самооценки на лидерские качества у
старшеклассников. 6
1.1. Понятие самооценки в
психологии. 6
1.2. Особенности формирования
лидерских качеств у старшеклассников ………………………………………………………………………….15
Выводы по
Главе 1. 21
Глава 2.
Организация и проведение эмпирического исследования влияния самооценки на
проявление лидерских качеств старшеклассников. 23
2.1.
Диагностика самооценки и лидерских качеств старшеклассников. 23
2.2. Результаты диагностики и
их интерпретация. 23
Выводы по Главе 2. 28
Заключение. 30
Список
использованных источников. 31
Приложения. 33
Введение:
Актуальность темы.
Исследование самооценки
учащихся на протяжении длительного времени является предметом многочисленных
психолого-педагогических исследований. Так, В.И. Андреев полагал, что
формирование устойчивой самооценки начинается ещё в дошкольном детстве. При
этом ключевое значение имеют особенности детско-родительских отношений [2].
Л.С. Выготский отмечает значимость развивающих занятий для формирования
самооценки детей. При этом он указывает на взаимосвязь развития интеллекта и
творческих способностей детей и особенностей их самооценки [8]. Н.Г. Морозова
отмечает связь формирования самооценки с особенностями установления
межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками в процессе
различных видов деятельности [16]. В.А. Сластёнин отмечает значимость формирования
самооценки в старшем школьном возрасте с успешностью последующей деятельности
выпускника школы [21]. Б.М. Теплов отмечает, что на формирование самооценки
ребёнка в значительной степени оказывает влияние уровень тревожности [27].
В
последние годы развитие лидерских качеств учащихся стало весьма актуальным
вопросом педагогики и психологи, что связано с совершенствованием инноваций.
Перспективному социуму необходимы квалифицированные и мотивированные профессионалы
во всех сферах жизни, и стать такими
личностями способны в основном люди с хорошими лидерскими навыками и
уверенностью в себе. По мнению различных
исследователей, (Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.П. Чернявской) низкие
результаты, показанные старшеклассинками в определённой области, нежелание
выполнять задачи, поставленные педагогами, часто являются следствием низкой
самооценки. Для того чтобы избежать этих негативных явлений, необходимо
проводить специальную работу, направленную на выявление самооценки, которая
оказывает влияние на профессиональное становление молодых людей.
Идеи о существовании
взаимосвязи лидерских качеств с самооценкой выдвигались различными учёными
(С.Л. Рубинштейном, Н.К. Бахаревой, В. Франклом и др.). Однако данная проблема
на сегодняшний день исследована недостаточно, в связи с чем необходимо
получение новых сведений в этом направлении. Таким образом, тема данного
исследования является актуальной.
Объект
исследования – старшеклассники
(учащиеся МБОУ «Средняя школа №9» г. Нижнекамска).
Предмет
исследования – особенности самооценки в контексте лидерства старшеклассников.
Цель
исследования– исследовать особенности воздействия самооценки учащихся
на их лидерские качества.
Гипотеза исследования: существует предположение,
что между стремлением к лидерству старшеклассников и особенностями их
самооценки существуют определённые
взаимосвязи, а именно: чем выше самооценка, тем выше лидерские качества
старшеклассников.
В задачи исследования входило:
1. Определить
сущность и характеристики самооценки.
2. Провести
обзор особенностей лидерских качеств старшеклассников.
3. Провести
эмпирическое исследование самооценки и лидерских качеств старшеклассников в
контексте развития лидерских качеств.
Методологическую
основу исследования составили концепции
единства личности и деятельности Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Б.С. Братусь,
Л.С. Выготского, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, К.К. Платонова и
др.; теоретические подходы к социально-психологическому исследованию личности
Г.В. Акопова, Г.М. Андреевой, Е.С. Кузьмина, Д. Майерса,
В.М. Миниярова, В.Н. Мясищева, Б.Д. Парыгина, В.А. Ядова, Н.Н.
Ярушкина и др.; методологические положения о личности как активном субъекте
жизнедеятельности (К.А. Абульхановой-Славской, Н.Р. Битяновой,
А.В. Брушлинского, Л.И. Божович, И.С. Кон, Б.Д. Парыгина, А.В.
Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.; методологические подходы к разработке
социально-психологических средств организации процессов самоопределения
Л.И. Анциферовой, М.Р. Гинзбург, А.А. Гудзовской, С.Л. Рубинштейна,
Г.П. Щедровицкого и др.); научно-практические исследования по проблемам
профессионального самоопределения личности Т.П. Варфоломеевой,
Е.А. Геник, С.А. Гильманова, Ю.М. Забродина, Э.Ф. Зеер, Ф.С. Исмагиловой,
Т.В. Кудрявцева, Е.Н. Фармановой, А.П. Чернявской, В.Ю. Шегуровой и др.
Методы исследования. С целью подтверждения гипотезы данного
исследования нами был применён комплекс теоретических и практических методов:
анализ литературных источников и интернет-ресурсов, проведение эмпирического
исследования, анализ опыта работы психологов-консультантов.
Теоретическая значимость. Проведён комплексный анализ самооценки
учащихся старших классов, а также особенностей формирования у них лидерских
качеств.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть
использованы в практической деятельности педагога-психолога, а также для
проведения дальнейших психолого-педагогических исследований.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе
введение, две главы основной части, заключение, список использованных
источников, приложение.
Заключение:
Психологи обычно
рассматривают самооценку как устойчивую характеристику личности, хотя
существуют и её нормальные, кратковременные вариации. Синонимы или почти
синонимы самооценки включают в себя самоуважение, самоуважение, самоуважение,
самоуважение и самосознание.
Современный ФГОС как одну
из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной
личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать
их, самостоятельно принимать правильные, жизненно важные решения, позитивно
самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. Адекватно
сформированный, зрелый "образ Я" представляется как один из основных
факторов формирования субъектности личности, приводящий к самореализации в
жизни. Развитие «Я-образа» или «Я-концепции» и самооценки, являющейся одним из
ее важных компонентов, определяет развитие поведенческого компонента,
связанного с развитием основ компетентности в учебно-познавательной
деятельности.
Как
показывают исследования психологов, развитие лидерских качеств детей необходимо начинать с раннего
возраста. В старшей школе данная деятельность должна стать частью
педагогического процесса. Развитие лидерских качеств предполагает создание
педагогом определённой среды.
В данном исследовании
было установлено, что самооценка оказывает влияние на лидерские качества
старшеклассников, а именно: чем выше самооценка, тем в большей степени старшеклассник
проявляет лидерские качества. Таким образом, гипотеза исследования полностью
подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы исследования влияния самооценки на лидерские качества у
старшеклассников
1.1. Понятие самооценки в психологии Самооценка — это
субъективная оценка человеком своей собственной личности. Самооценка включает в
себя убеждения о себе (например, «я нелюбим», «я достоин»), а также
эмоциональные состояния, такие как триумф, отчаяние, гордость и стыд. Л.В.
Куликов отмечает, что Смит и Макки определили данную характеристику, отметив: «Я-концепция-это
то, что мы думаем о себе; самооценка — это положительные или отрицательные
оценки себя, как и то, как мы чувствуем себя по этому поводу» [13, c. 83].
Самооценка является значимой
психологической характеристикой личности, поскольку она предсказывает
определенные результаты, такие как академическая успеваемость, счастье, удовлетворение
в браке и отношениях, преступное поведение. Самооценка может относиться к определенному
признаку (например, «я считаю, что я хороший писатель, и я чувствую себя
счастливым из-за этого») или глобально (например, «я считаю, что я плохой
человек, и я имею плохое представление о себе в целом»).
Психологи обычно рассматривают самооценку как
устойчивую характеристику личности, хотя существуют и её нормальные,
кратковременные вариации. Синонимы или почти синонимы самооценки включают в
себя самоуважение, самоуважение, самоуважение, самоуважение и самосознание [18,
c.
38].
Согласно исследованиям
Л.И. Божович, идентификация самооценки как особого психологического конструкта
берет свое начало в работах философа и психолога, геолога, антрополога Уильяма
Джеймса (1892).Джеймс выделил несколько измерений самости, с двумя уровнями
иерархии: процессами познания и результирующим знанием о себе («Я-я»).
Наблюдение себя и хранение этих наблюдений создают три типа знания, которые в
совокупности составляют «я», согласно Джеймсу. Социальное «Я» ближе всего
подходит к самооценке, включающей в себя все признанные другими характеристики.
Материальное «Я» состоит из представлений о теле и имуществе, а духовное «Я» —
из описательных представлений и оценочных диспозиций относительно «Я». Этот
взгляд на самооценку как совокупность отношений индивида к самому себе
сохраняется и сегодня [4, с. 109].
В работе В.Б. Шапаря [18,
c.
95] имеются сведения о том, что в середине 1970-х годов социальный психолог
Моррис Розенберг определил самооценку как чувство собственного достоинства и
разработал шкалу самооценки Розенберга (RSE), которая стала наиболее широко
используемой шкалой для измерения самооценки в социальных науках (Приложение
1).
В начале 20-го века
бихевиористское движение свело к минимуму интроспективное изучение психических
процессов, эмоций и чувств, заменив интроспекцию объективным изучением через
эксперименты по поведению, наблюдаемому в отношении к окружающей среде.
Бихевиоризм рассматривал человека как животное, подлежащее подкреплению, и
предлагал рассматривать психологию как экспериментальную науку, подобную химии
или биологии. Как следствие, клинические исследования самооценки были
проигнорированы, так как бихевиористы считали идею менее подверженной строгому
измерению [25, c.
110].
В середине 20-го века рост феноменологии и
гуманистической психологии привел к возобновлению интереса к самооценке.
Самооценка тогда играла центральную роль в самоактуализации личности и в
лечении психических расстройств. Психологи начали рассматривать связь между
психотерапией и личной удовлетворенностью людей с высокой самооценкой как
полезную для данной области. Это привело к появлению новых элементов в
концепции самооценки, включая причины, по которым люди склонны чувствовать себя
менее достойными и почему люди становятся обескураженными или неспособными самостоятельно
решать проблемы.
В.Д. Небылицын отмечает,
что по состоянию на 1997 год основной подход к самооценке включал самооценку
как одно из четырех измерений, составляющих фундаментальную оценку самого себя
— наряду с локусом контроля, нейротизмом и самоэффективностью. Концепция
основных самооценок впервые рассмотрена Локком и Даремом (1997). С тех пор
доказала способность предсказывать удовлетворенность работой и производительность
труда [17, c.
105].
Многие ранние теории предполагали, что
самооценка является основной человеческой потребностью или мотивацией. А.В.
Петровский пишет, что американский психолог Абрахам Маслоу включил самооценку в
свою иерархию человеческих потребностей (Приложение 2). Он описал две её различные
формы: потребность в уважении со стороны других в форме признания, успеха и
восхищения и потребность в самоуважении в форме любви к себе, уверенности в
себе, навыка или способности. Считалось, что уважение со стороны других людей
более хрупко и легко теряется, чем внутренняя самооценка. Согласно Маслоу, без
удовлетворения потребности в самоуважении индивиды будут вынуждены искать его и
не смогут расти и достигать самоактуализации. Маслоу также утверждает, что
самым здоровым выражением самоуважения «является то, которое проявляется в
уважении, которое мы заслуживаем для других, больше, чем известность, слава и
лесть» [22, c.
110].
Современные теории
самооценки исследуют причины, по которым люди мотивированы поддерживать высокое
уважение к себе. Социометрическая теория утверждает, что самооценка
эволюционировала, чтобы проверить уровень статуса и принятия в своей социальной
группе. Согласно теории управления террором, самооценка выполняет защитную
функцию и снижает тревогу о жизни и смерти.