Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние родительского отношения на формирование агрессивности у ребёнка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические исследование влияния родительского отношения на формирование агрессивности у ребёнка 4
1.1 Понятие и виды агрессии в психологии 4
1.2 Особенности агрессивного поведения в дошкольном возрасте 8
1.3 Родительское отношение и его влияние на формирование агрессивного поведения ребенка 13
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния родительского отношения на формирование агрессивности у ребёнка 19
2.1 Описание процедуры исследования и методы исследования 19
2.2 Результаты исследования 23
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 32

 

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время неуклонно растёт число детей с устойчивым агрессивным поведением. Уже в дошкольном возрасте можно наблюдать детей с различными проявлениями агрессии в адрес сверстников, взрослых, предметов. Это наиболее острая проблема для психологов, педагогов, врачей и общества в целом.
Наибольшее влияние на развитие личности ребёнка дошкольного возраста оказывает семья. Это первое общество в жизни человека, которое с раннего детства направляет чувства, сознание и волю ребёнка. Именно в семье дети приобретают первый опыт взаимодействия с другими людьми. Этот опыт закрепляется и формирует передающиеся из поколения в поколение модели поведения. От характера детско-родительских отношений зависит то, какую жизненную позицию выберет ребёнок, как будут складываться его отношения с окружающим миром в детстве, а потом и во взрослом возрасте.
Проблема детско-родительских отношений остаётся неизменно острой на протяжении всего развития психологии. В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Д. Боулби, В. И. Гарбузов, А. И Захаров, М. Эйнсуорт, А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковский, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер, и др.).
Тема агрессивности детей так же постоянно находится в поле зрения учёных. В настоящее время существует большое количество концепций, объясняющих данный феномен, проводятся экспериментальные исследования, разрабатываются методики коррекции в рамках различных психотерапевтических школ. Среди зарубежных исследователей феномена агрессии можно выделить З. Фрейда, Э. Фромма, К. Лоренца, Д. Ричардсона, Р. Бэрона, Л. Берковеца, К. Брюнтера, А. Басса, А. Бандуру и др. В отечественной психологии проблему агрессивности разрабатывали Л. С. Выготский, Л. Б. Гиппенрейтер, Г. Э. Бреслав, П. П. Блонский, А. И, Захаров, Р. В. Овчарова, С. Л. Колосова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк, И. А. Фурманов и др.
Цель исследования: изучить влияние отношения родителей на формирование агрессивного поведения у ребёнка.
Объект исследования: агрессивное поведение ребёнка.
Предмет исследования: влияние отношения родителей на формирование агрессивного поведения детей.
Гипотеза исследования: на формирование агрессивного поведения у детей оказывает влияние отношение к ним родителей.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и виды агрессии в психологической литературе;
2. Изучить теории детско-родительских отношений в психологической литературе;
3. Провести диагностическое исследование агрессивности детей и отношения родителей к детям;
Методы исследования:
1. Анализ психологической и психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирическое исследование.
Методики исследования:
1. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столина;
2. Графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой.
Эмпирическая база исследования: исследование проходило на базе МБДОУ №21 г. Сергиев Посад. Общий объем выборки – 20 детей в возрасте 5-6 лет и их родители.
Структура работы: состоит из введения, Главы 1 и Главы 2, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в проведенном нами исследовании были изучены типы родительского отношения и агрессивность детей.
Для достижения цели были сформулированы задачи исследования и сделаны выводы по ним.
Решая первую задачу, мы теоретически изучили и проанализировали понятия агрессии и агрессивности, а так же особенности их проявления в дошкольном возрасте.
Решая вторую задачу, мы теоретически изучили и проанализировали типы родительского отношения к детям и их нарушения.
Решая третью задачу, мы эмпирически исследовали родительское отношения к детям, агрессивность детей дошкольного возраста и сделали выводы.
В ходе исследование были получены результаты, позволяющие сформулировать следующие выводы:
 Агрессия – это отдельные действия и поступки, агрессивность –относительно устойчивое свойство личности, агрессивное поведение – п форма реагирования на различные неблагоприятные ситуации. Рассмотрение этих понятий с точки зрения различных подходов имеет свое практическое применение.
 У большинства дошкольников присутствуют те или иный формы агрессивного поведения, которые в большинстве случаев носят инструментальный или реактивный характер. В тоже время у некоторых детей этого возраста присутствуют значительно более выраженная склонность к агрессивности, которая обусловлена как внутренними (психологическими), так и внешними (социальными) причинами.
 Социальное неблагополучие семьи, нездоровый психологический климат, разобщенность родителей и отсутствие близости между родителями и ребёнком к ребёнку оказывают существенное влияние на формирование агрессивности у детей. На форму агрессивного поведения ребёнка оказывает влияние тип нарушения родительского отношения.
 Нарушения родительского отношения к детям дошкольного возраста проявляется в том, что родители не доверяют детям, не считаются с их интересами, не верят в их способности, требуют безоговорочного послушания, стремятся контролировать во всём. Так же присутствуют крайности в отношении родителей к детям. Родители либо стремятся к полному контролю и психологическому слиянию с ребёнком, либо отстраняются от него и предоставляют самому себе, не оказывая поддержки.
 У детей с нарушенным родительским отношением преобладает высокий уровень агрессивности, в то время как у детей с адекватным родительским отношением преобладают средний и низкий уровни агрессивности. Цели исследования достигнуты, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические исследование влияния родительского отношения на формирование агрессивности у ребёнка
1.1 Понятие и виды агрессии в психологии
Слово «агрессия» имеет латинское происхождение. В его основе лежит глагол «gressus», означающий «шаг, движение», и предлог направленности «ad». Исходя из этого, можно предположить, что изначально «агрессия» означала «движение к», «приближение».
В психологической литературе существует множество определение агрессии. Исследователи данного явления дают их на основе изучения явлений и актов поведения, поддающихся объективному наблюдению и измерению.
Словари психологических терминов определяют агрессию как вид индивидуального или коллективного поведения или действия, которое направлено на причинение физического или психического вреда либо на уничтожение кого-либо или чего-либо (человека, группы людей, предмета и т.д.). Агрессия может являться реакцией на физический и психический дискомфорт, стресс, фрустрацию, или являться средством достижения значимой цели. Так же агрессию определяют как мотивированное деструктивное действие или комплекс действий (поведение), которое противоречит нормам и правилам взаимодействия людей в социуме, наносящее урон неодушевленным объектам, причиняющее физический ущерб или психологический дискомфорт людям (негативные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).
А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы [1]. Уилсон определяет агрессию как физическое действие или угрозу такого действия, направленное на уменьшение свободы или генетической приспособленности оппонента [1]. Р. Бэрон и Д. Ричардсон, рассматривая агрессию в контексте социальной позиции, определяют её как форму социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух человек. [4]
Так же, часто авторы разделяют понятия агрессии и агрессивности, определяя агрессию как специфическую форму поведения, а агрессивность – как психическое свойство личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы