Курсовая с практикой на тему Влияние профессиональных сценариев, свойственных старшим членам моейродительской семьи на мой профессиональный
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния профессиональных сценариев, свойственных старшим членам моей родительской семьи на мой профессиональный путь 5
1.1 Психологические особенности профессионального самоопределения 5
1.2 Влияние профессиональных сценариев старших членов семьи на самоопределение 8
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Практические аспекты влияния профессиональных сценариев, свойственных старшим членам моей родительской семьи на мой профессиональный путь 12
2.1 Самоанализ влияния профессиональных сценариев, свойственных старшим членам моей родительской семьи 12
Выводы по главе 2 14
Заключение 17
Список литературы 22
Введение:
В последние годы в связи с изменившимися условиями жизни появились новые проблемы, волнующие подростков. Первая серьёзная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники и их родители, — это выбор подростком будущей профессии.
Актуальность исследования заключается в том, что для подростков выбор профессии всегда был сложным делом, однако в новых социально-экономических условиях профессиональный выбор приобрёл дополнительную значимость.
В процессе работы удалось сформулировать цель данного исследования: проанализировать теоретические и практические аспекты влияния профессиональных сценариев, свойственных старшим членам моей родительской семьи на мой профессиональный путь.
Задачи исследования:
1. Описать психологические особенности профессионального самоопределения.
2. Оценить влияние профессиональных сценариев старших членов семьи на самоопределение.
3. Провести самоанализ влияния профессиональных сценариев, свойственных старшим членам моей родительской семьи.
Объект исследования — учащиеся и родители.
Предмет исследования — изучение влияния семьи на мое профессиональное самоопределение.
С объектом и предметом исследования связан выбор методов моего исследования:
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, сравнение и сопоставление, сбор и обработка полученных результатов.
Гипотеза: профессиональное самоопределение подростков будет успешным если семья формирует основу для выбора профессии и помогает сделать профессиональный выбор.
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.
Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его «Я-концепции».
К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности психической функции планирования.
Выбор профессии зависит от интересов, способностей, ценностей выбирающего человека, возраста, материальных возможностей и планов семьи, от места жительства.
Самому трудно разобраться, если даже интересов много. Ведь нужно знать, какие бывают профессии: что делает человек, с каким объектом он работает и какие требования предъявляет данная профессия к человеку. Вот это и нужно знать при выборе профессии.
Раньше люди выбирали профессию один раз и на всю жизнь. Главный плюс такого подхода в том, что они не распыляются и осваивают все тонкости одного дела. Устраиваются на работу и больше не испытывают стресс из-за поиска. Но эта стабильность станет минусом, если работа разонравится.
Сейчас подход к карьере изменился: можно сменить специальность в любом возрасте.
Заключение:
В процессе исследования удалось:
1. Описать психологические особенности профессионального самоопределения.
2. Оценить влияние профессиональных сценариев старших членов семьи на самоопределение.
3. Провести самоанализ влияния профессиональных сценариев, свойственных старшим членам моей родительской семьи.
Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.
Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…
Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.
О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.
Профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная ориентация» (это многоаспектная, целостная система научно — практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально — экономических, психолого — педагогических и медико — физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации).
Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.
Практические рекомендации.
Типичные ошибки при выборе профессии
1. Неумение анализировать собственные способности и склонности.
2. Влияние популярности и престижности профессии.
3. Увлечение внешней стороной профессии.
4. Выбор профессии под влиянием друзей.
5. Несамостоятельность выбора профессии.
6. Сравнение школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
7. Недостаточная информированность о мире профессий.
8. Недооценка своих физических способностей.
9. Выбор профессии приравнивается к выбору уровня образования.
Теперь остановимся на особенностях психологического сопровождения на стадии оптации, т.е. на подготовке старшеклассников к сознательному выбору профессионального пути. Здесь важное значение приобретает профессиональное консультирование, которое осуществляет школьный психолог. Основная задача профориетационной и профконсультанционной работы со старшеклассниками — всемерное содействие пробуждению собственной активности молодого человека. Можно выделить наиболее распространенные ситуации психологического сопровождения самоопределения старшеклассников:
1. Обращение к психологу за подтверждением правильности выбора профессии.
2. Обращение к психологу за помощью в самоопределении, в случае отсутствия выраженных интересов и способностей.
3. Обращение к психологу в связи с тем, что у школьника наблюдается расхождение между интересами и способностями Здесь позиция психолога такова: при выборе профессии в наибольшей степени следовать за интересами оптанта, исключение – прямые ограничения психофизиологического характера.
4. Обращение к психологу вызвано расхождением мнения учащегося и его родителей относительно профессионального выбора Здесь имеет место работа со всей семьей. Позиция психолога: отстаивание интересов оптанта, исходя их его реальных возможностей и склонностей, тактично помогая родителям лучше понять своего ребенка. Центральным моментом профессионального самоопределения старшеклассников является конкретный выбор профессии.
Как избежать ошибок при выборе профессии
В большинстве случаев, школьникам, которые выбирают себе профессию, советуют пройти профессиональные пробы, на которых им предлагают познакомиться с интересующей их профессией. Целью данных проб является получение практического опыта работы и выявление у школьников склонностей к работе по определённой специальности. На практике профессиональные пробы не отличаются высокой эффективностью и редко способствуют выбору профессии. Это объясняется тем, что участникам профпроб в итоге не предоставляется возможность по-настоящему попробовать себя в конкретной профессии, так как это в принципе невозможно, из-за отсутствия у них необходимых знаний и навыков. Обычно все профпробы сводятся к общению с представителями какой-либо профессии или посещению предприятий, на которых они работают. Такие мероприятия обычно не дают желаемого результата, потому что полностью не показывают все объективные качества и особенности профессии. Однако людям, определившимся со своей будущей профессией, однозначно стоит пройти профессиональные пробы этой профессии, чтобы лучше её узнать.
Критерии, по которым выбирают работу
Престиж
Престижная работа дает уверенность в себе и высокое социальное положение. Но не думайте, что статус профессии и ее восприятие в обществе — это что-то непоколебимое.
Всего пару десятилетий назад профессии юриста и экономиста были очень престижными. Сейчас рынок труда переполнен такими специалистами. В результате эти профессии потеряли статусность.
Даже самая престижная работа принесет лишь разочарование, если к ней не лежит душа. Так что этот критерий выбора не должен быть единственным.
Доходность
Выбирать профессию по принципу «где больше платят» логично, но не гонитесь за одной лишь высокой зарплатой. Помните и о других условиях.
Мнение и советы близких
Бывает, старшеклассники выбирают вуз и сферу деятельности по совету родителей. Потому что подростки недостаточно знакомы с рынком труда, доверяют родным или не понимают, чего хотят сами. Взрослым же кажется, что они лучше знают, кем должен стать ребенок.
Жизненный опыт никто не отменял, но не стоит решать за других. Если ребенок мечтает о карьере артиста, но по настоянию родителей поступает в юридический, работа в будущем не принесет ему радости. К советам мудрых родственников стоит прислушиваться, но выбирать самостоятельно.
Собственные желания
Хорошо, когда человек точно определился с выбором профессии и готов преодолеть препятствия на пути к цели. Есть немало примеров людей, которые получили желаемое вопреки обстоятельствам. Например, режиссера Стивена Спилберга три раза подряд не принимали в вуз его мечты — Университет Южной Калифорнии. А Уолта Диснея уволили из редакции, потому что у него не было воображения и хороших идей.
Лучше, чтобы желания совпадали с возможностями. В повседневной жизни не все способны на героизм, и чрезмерные трудности могут демотивировать.
Востребованность
Изучайте исследования сервисов по поиску работы и другие источники, чтобы узнать о востребованных профессиях.
Фрагмент текста работы:
. Теоретические аспекты влияния профессиональных сценариев, свойственных старшим членам моей родительской семьи на мой профессиональный путь
1.1 Психологические особенности профессионального самоопределения
Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды.
Не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение – система ясных и устойчивых убеждений. Бывают такие школьники, которые идут на поводу у других, кто-то очень безмятежен, а кто-то предсказуем [9].
Перед выходом во взрослую жизнь, в относительно короткий срок необходимо создать свой жизненный план, т.е. решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник не просто должен представлять свое будущее, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении [2].
То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний.
Существует такая тенденция в старших классах, что чем ближе школьный выпуск, тем чаще бывают пересмотры своих жизненных планов и ниже уровень притязания. Это может быть следствием разумного отказа от выдуманных надежд, но может быть и проявлением страха перед решительным шагом.
Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения.
Самоопределение связано с новым восприятием времени, т.е. соотнесением прошлого и будущего, восприятием школьниками настоящего и будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь же осознается, появляется устремленность в будущее.
Самоопределение и некая стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Старшеклассники пишут: «Трудный возраст означает, скорее период физических перемен, тогда как кризис юности означает ряд моральных или философских проблем», «В трудном возрасте ты еще ребенок, который капризничает и хочет показать свою самостоятельность. Кризис юности состоит в выработке собственных убеждений» [2].
Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. [7].