Курсовая с практикой на тему Влияние профессиональной деятельности на личностные особенности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 5
1.1.Особенности формирования личности в профессии 5
1.2.Особенности профессиональной деятельности педагога 15
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния профессиональной деятельности на личностные особенности 24
2.1. Подготовка и проведение исследования 24
2.2. Анализ результатов 26
Заключение 42
Список использованной литературы 46
Приложение 48
Введение:
Личность – одно из центральных понятий в психологии, которое непрерывно изучается многими науками. Несмотря на длительность данного процесса, ученые до сих пор по-разному определяют суть данного понятия.
В латинском языке термин «личность» обозначается словом «persona», что в переводе с итальянского значит «театральная маска». Позднее так стали называть самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной надеваемых для определенных ситуаций.
Традиционно личность определяют, как человека — субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. В структуре личности изучаются все психологические характеристики человека и все особенности организма ракурсом физиологии. В психологии принято подчеркивать именно общественный характер личности – ее возникновение и развитие возможно только благодаря жизни человека в обществе.
По мнению Б. Ф. Ломова, «психические явления формируются, развиваются и проявляются в деятельности и общении, но принадлежат они не деятельности и общению, а их субъекту — общественному индивиду, личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да и сами по себе они не существуют. Но этими качествами обладает личность. Таким образом, и проблема общения, и проблема деятельности «замыкаются» на проблему личности».
Объект исследования: личностные особенности профессионалов.
Предмет исследования: влияние профессиональной деятельности на личностные особенности.
Гипотеза исследования основана на том, что личностные особенности влияют на выбор профессии.
Целью работы является анализ влияния профессиональной деятельности на личностные особенности.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие личности
2. Выделить основные черты личности
3. Охарактеризовать особенности профессиональной деятельности.
4. Подготовить и провести исследование влияния профессиональной деятельности на личностные особенности.
Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме личностных особенностей и профессиональной деятельности.
Методологической базой исследования послужили работы А.Ф. Андреева, Е.Ю. Белоножковой, А.П. Егоршина, М.Г. Маловой и др., а также материалы с официальных сайтов сети Интернет.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список источников информации.
Заключение:
Таким образом, сделаем основные выводы. Индивидуальные психологические особенности личности каждого человека формируются с рождения и меняются в течение всей жизни.
Индивидуальные психологические особенности личности, повторяющиеся в разных стереотипных типичных ситуациях, закрепляются в качестве черт темперамента. Люди могут быть трусливыми и отважными, замкнутыми и общительными, грустными и веселыми, пессимистами и оптимистами, жадными и щедрыми и т.д.
Специалисты в этой области составили разнообразные классификации, которые могут описать индивидуальные психологические особенности каждого человека. Различаются два основных направления для систематизирования всего многообразия личностных особенностей диагноста.
Психические процессы, принимающие активное участие в формировании черт личности:
волевая сфера включает в себя такие черты, как самостоятельность, дисциплинированность, решительность, самообладание, организованность;
эмоциональная область наделяет личность такими качествами, как отзывчивость, впечатлительность, безразличие, вспыльчивость, инертность, резкость и др.;
степень интеллектуального развития определяет любознательность, глубокомыслие, находчивость, сообразительность и пр.
При формировании темперамента, своя собственная система убеждений формируется под воздействием воспитания и личного опыта.
Психологические черты темперамента относительно деятельности объясняются глобальными жизненными целями. Отдельные черты темперамента личности ярко проявляются в интересах первостепенной важности. Если нарушена целостность личность и нет самостоятельности, то наблюдается неустойчивость склонностей.
И напротив, если человек настойчив и целеустремлен, то он чаще всего имеет какие-то постоянные интересы и привязанности.
Необходимость признания жизненных успехов определяет особенности в тех или иных действиях, которые могут быть направлены на напористую борьбу за победу или просто устремлены на избежание неудач. Именно поэтому кто-то готов сделать буквально все, проявляя инициативу, а кто-то любыми способами пытается избежать малейшей ответственности.
Отношение к окружающим людям проявляется в честности или лживости, грубости или вежливости, замкнутости или общительности, отзывчивости или нежелании помочь.
Внутреннее отношение к собственной персоне основывается на здоровой степени эгоизма, хотя при этом могут быть перекосы в одну или в другую сторону, что проявляется в завышенной или заниженной самооценке.
Психологические особенности восприятия выражаются в приеме информации извне через обонятельные, вкусовые, осязательные, слуховые, зрительные, кинестетические, двигательные, кожные рецепторы. С их помощью человек оценивает степень удаленности от объекта наблюдения, окружающих предметов, их форму и параметры.
Для учителя важно признание не только в своем ученическом коллективе. Важно взаимосочетание общественных оценок, внимания государства и личного мнения педагога. Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образования в знаниях как ценности приобретает в условиях социально- экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.
Таким образом, среднестатистический портрет педагогического работника школы выглядит так: замужняя женщина, старше 40 лет, с высшим образованием и первой квалификационной категорией, проработавшая педагогом более 20 лет, материальное положение которой ниже среднего (Хватает только на самое необходимое, о крупных покупках речи не идет).
Главными причинами недовольства своей профессией учителя сочли низкий престиж профессии в обществе и загруженность посторонней, не относящейся к учительской, работой.
Материальное положение учителей не вполне благополучное. Об этом говорит то, что подавляющее большинство педагогов подрабатывают. Основная часть респондентов, оценивая уровень своего материального положения, отметили, что им не хватает денег на покупку товаров длительного пользования, нет возможности сходить в театр, на концерт, в кино и т.д.
Очень незначительное число работников сферы образования готовы порекомендовать своим детям, избрать профессию учителя. Остальные педагоги не хотели бы видеть своих детей, в будущем учителями. Перспектива пополнения учительских кадров представляется весьма неутешительной с точки зрения формирования профессиональных династий. Все это усугубляется проблемами, связанными с объективными демографическими процессами, происходящими в стране. По прогнозам демографов, в настоящее время и по 2020 год Россия погружается в “демографическую яму”. С рынка труда уйдут старшие поколения, ныне работающие, а молодежь не придет просто потому, что ее не будет в нужном количестве. На “обезлюдевшем” рынке труда у молодых людей будут значительно лучшие возможности выбора, чем сегодня, и они, скорее всего, не выберут профессию школьного учителя. Все это будет справедливо, если не будут созданы соответствующие социальные и материальные стимулы для привлечения молодых кадров в общее среднее образование.
Система образования нуждается в молодом поколении педагогов, способных наполнить школы энергией и инициативой, в сочетании с высоким профессионализмом. Для решения проблем с молодыми педкадрами и в целях привлечения молодых талантливых специалистов в систему образования на муниципальном уровне создаются советы молодых педагогов, нацеленные на формирование активной жизненной позиции, повышение престижа педагога в обществе, форумы молодых специалистов, осуществляется подготовка молодых специалистов на контрактной основе, производятся ежемесячные дополнительные выплаты и пр. Многочисленные меры поддержки молодых педагогов будут способствовать закреплению кадров в системе образования
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1. Особенности формирования личности в профессии
Формирование личности – сложный и многостадийный процесс, при котором закономерно образуются сложные связи человека как личности с объективным миром. Как мы уже говорили, согласно теории Локка tabula rasa, наша психика (от психос – душа) является «чистой доской». И в процессе жизни все, с чем сталкивается человек, оставляет на этой доске свой отпечаток. В детстве эти следы наиболее яркие [14, с.32].
Чтобы ребенок правильно развивался, ему требуется четкий распорядок дня – режим. Ребенку специально и произвольно прививаются хорошие и плохие навыки. Родители должны создать комфортные условия для того, чтобы смогли сформироваться речь, целенаправленная двигательная активность, правильное физическое и психическое развитие.
Имеется несколько подходов к описанию этапов становления личности. Не все они понятны и однозначны. К примеру, согласно теории психического развития детей Фрейда, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий:
• оральную;
• анальную;
• фаллическую;
• латентную;
• генитальную.
Но как одни из самых подходящих, можно выделить этапы «рождения личности» по Леонтьеву:
1. Первое «рождение» личности в дошкольном возрасте. В это время ребенок впервые соотносит личные мотивы и потребности с социальными правилами. И подчиняется этим социальным требованиям.
2. В подростковом периоде происходит второе «рождение» личности. Оно непосредственно связано с качеством воспитания. То, что было вложено в ребенка за предыдущие годы развития, рождается в форме его почти сформированной личности.
3. Маленький человечек осознает свои мотивы, может предпочитать их или подчинять. Появляется саморуководство и самосознание. Из-за этого ребенок начинает нести уголовную ответственность и отвечать за некоторые проступки согласно закону [9, с.76].
С точки зрения этой теории психического развития, личность ребенка переживает два кризисных момента: первый в дошкольном возрасте и второй в подростковом. Однако концепция этой теории не описывает психическое развитие в младенческом возрасте. А это также важно для целостного понимания всего, что может произойти с растущим организмом. Потому что основы для формирования личности закладываются еще когда ребенок даже не умеет ходить [3, с.87].
Теории психического развития описывают идеальные последовательные стадии, через которые должен пройти ребенок в свое время. Аспекты, которые необходимы для успешного формирования здоровой личности:
1. Доверие. Это первое из личностных качеств, чему следует обучать ребенка. Ребенок должен научиться отграничивать те ситуации, в которых можно безоговорочно доверять, и те, где следует быть повнимательнее к словам и поступкам окружающих.
2. Безопасность. В грудном возрасте нельзя подвергать детей экстремальным ситуациям. Единственное, что требуется для них в этом периоде жизни, – находиться в спокойной и безопасной обстановке с любящими родителями.
3. Инициативность. Нужно хвалить ребенка за хорошие поступки, побуждая его всегда поступать правильно. Часто родители забывают это делать (хотя наказание они всегда практикуют).
Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми.
Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека [3, с.16].