Курсовая с практикой на тему Влияние предметно-практической деятельности на уроках технологии на формировании самостоятельности младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава I. Самостоятельность как
наиважнейшее качество личности
1.1. Самостоятельность как
свойство личности
2.1. Общая характеристика
учебного предмета «Технология»
2.2. Предметно-практическая деятельность на уроке
технологии. Понятие, характеристика
Введение:
Актуальность темы исследования заключается в том, что на
современном этапе оптимизации начального образования проблема формирования
учебной самостоятельности младших школьников стала особенно актуальной.
Концепция модернизации российского образования и Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования обосновывают
социально-педагогическую направленность данной проблемы. Одной из ценностных
ориентаций образования является развитие способности учиться как первого шага к
самообразованию. Достижение этого требует полного освоения младшими школьниками
всех компонентов учебной деятельности.
Анализируя современное состояние начального образования,
многие ученые отмечают «неспособность школ научить учащихся самостоятельно
учиться» [15]. Педагогическая практика показывает, что не только традиционные,
но и развивающиеся системы обучения (Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова, Л.В.
Занкова) не могут в полной мере научить обучающихся самостоятельно учиться. Они
лишь частично уделяют внимание формированию отдельных компонентов
образовательной самостоятельности, отсутствуют механизмы ее формирования и
развития. В то же время традиционный, репродуктивный и обучающий характер
преподавания продолжает сохраняться и преобладать в школьной практике. Таким
образом, проблема формирования самостоятельности у младших школьников остается
наиболее актуальной для педагогической практики.
Существенным вкладом в современное теоретическое осмысление
проблемы формирования самостоятельности школьников являются труды педагогов и
ученых разных исторических эпох, как К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, П.Ф.
Каптерев, Б.П. Есипов, А.А. Кирсанов, В.В.Давыдов и др.
Цель исследования: выявление возможностей влияния
предметно-практической деятельности на уроках технологии на формирование самостоятельности
младших школьников.
Объект исследования: является процесс формирования
самостоятельности младших школьников.
Предметом
исследования
является предметно-практическая деятельность на уроках технологии как средство формирования
самостоятельности младших школьников.
Исходя из поставленной цели,
были решены следующие задачи:
1.
Рассмотреть самостоятельность как свойство личности.
2.
Изучить специфику проявления и формирования самостоятельности
детей младшего школьного возраста (возрастные особенности).
3.
Рассмотреть проблему формирования самостоятельности младших
школьников в исследованиях педагогов и психологов.
4.
Дать общую характеристику учебного предмета «Технология».
5.
Изучить предметно-практическую деятельность на уроке технологии.
Понятие, характеристику.
6.
Проанализировать возможности предметно-практической
деятельности в области формирования самостоятельности уроках технологии в
начальной школе.
В
ходе работы были использованы следующие методы исследования:
¾
изучение психолого-педагогической;
¾
изучение методической и учебной литературы;
¾
анализ литературы по проблеме исследования;
¾
обобщение теоретических выводов;
¾
наблюдение за учебной деятельностью школьников на уроках
технологии;
¾
анализ учебной деятельности младших школьников.
Заключение:
В заключении, можно сделать выводы.
В «Толковом словаре» В.И. Даль описывает «самостоятельность»
как свойство, качество человека, «у кого свои твердые убеждения, в ком нет
шаткости». A.И. Савенков рассматривает самостоятельность как
личностное свойство. B.С. Чебровская
рассматривает самостоятельность как интегрированное свойство личности, которое
берёт начало в активности, а также в развивающемся в онгогенезе посредством
освоения разнообразных видов деятельности. Н.Г.Алексеев определяет
самостоятельность как свойство личности, характеризующееся двумя
взаимосвязанными факторами: совокупностью средств — знаний, умений и навыков,
которыми обладает личность, и ее отношением к процессу деятельности, ее
результатам и условиям осуществления, а также к складывающимся связям с другими
людьми.
Далее, можно определить учебную самостоятельность младших школьников как
интегративное качество личности, проявляющееся в способности самостоятельно
ставить учебные цели, планировать собственную учебную деятельность, находить и
использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей,
контролировать и оценивать процесс и результат учебной деятельности; структура
учебной самостоятельности включает следующие компоненты: мотивация и
целеполагание, планирование, выполнение учебных действий, контроль и рефлексия.
В Федеральном государственном стандарте
начального общего образования в пункте 11 «Метапредметные результаты освоения
основной образовательной программы начального общего образования» отмечается
необходимость усвоения способов решения проблем творческого и поискового
характера. Предметно-практическая деятельность обеспечивает рост творческого
потенциала, познавательной активности, обогащение форм взаимодействия со
сверстниками и взрослыми, достижение определённого результата, развитие
культуры. Предметно-практическая деятельность – это практические действия с
предметами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание
действительности. Чтобы предметно-практическая деятельность имела
образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны
содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального
напряжения, носить проблемный (эвристический) характер.
Учебный предмет «Технология» в начальной
школе обладает мощным развивающим потенциалом. Уроки строятся на уникальной
психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности.
Педагоги и психологи отмечают в
предметно-практической деятельности важное обстоятельство: оперируя предметами,
ребенок может нагляднее «увидеть» многие абстрактные связи и понятия. Не только
дети, но и взрослые часто прибегают к этому способу: то, что с трудом решается «в
уме», мы стремимся по возможности смоделировать на предметах. И тогда сугубо
интеллектуальные задачи с помощью предметно-практических действий становятся
более доступными, легко решаемыми. С другой стороны, подключение практической
деятельности позволяет значительно повысить степень сложности заданий,
предлагаемых учащимся, и тем самым активизировать их умственное развитие. А
эффективность педагогического процесса зависит от используемых методов и
приёмов обучения. Видится, что если во все обязательные уроки внести элементы
игры, в помощь предоставить такой реквизит, как: пластилин, гуашь, разные
бусинки, шарики и маленькие кубики, и уменьшить часть теоретического материала,
то продуктивность обучения увеличится в разы.
Развивающий потенциал предметно-практической деятельности
младших школьников на уроках технологии раскрывается в процессе ознакомления
детей с различными видами искусства посредством актуализации творческого
воображения и обогащения эстетического опыта.
Таким образом, выявленные возможности
предметно-практической деятельности могут успешно применяться учителями на
уроках технологии в начальных классах и способствовать эффективному развитию
самостоятельности у младших школьников. Гипотеза о том, что предметно-практическая
деятельность на уроках технологии в начальных классах действительно сможет
способствовать формированию самостоятельности младших школьников, если позволит
проявить в младших школьниках инициативность, адекватную самооценку и личную
ответственность за результат свой деятельности подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Самостоятельность как наиважнейшее качество
личности
1.1.
Самостоятельность как свойство личности
Явление, обозначаемое в
русском языке словом «самостоятельность», имеет многозначное содержание. В.И.
Даль в Толковом словаре живого великорусского языка описывает «самостоятельность»
как свойство, качество человека, «имеющего свои твердые убеждения, не имеющего
шаткости» [5]. У С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова «самостоятельный» рассматривается
в трех значениях, а именно: во-первых, независимый, как осуществляемый
собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи, во-вторых,
независимый, как детерминированный, обладающий собственной инициативой, и,
в-третьих, самостоятельный, как существующий отдельно от других, независимый [17].
Такая же тенденция наблюдается и в российской науке.
Особый интерес для нас
представляют работы, в которых самостоятельность рассматривается как личностное
качество.
А. И. Савенков рассматривает
самостоятельность как личное свойство, характеризующее людей с признаками
поисковой активности. В структуре самостоятельности эти ученые выделяют три
компонента, а именно: «во-первых, это независимость суждений и действий,
способность осуществлять важные решения без посторонней помощи; во-вторых,
ответственность за свои действия и их последствия и, в-третьих, внутренняя
уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно» [25]. Автор также
утверждает, что люди, склонные к независимости, характеризуются большей
изобретательностью и интеллектом [25].
В.С. Чебровская
рассматривает самостоятельность как интегральное свойство личности, которое
берет свое начало в деятельности, а также в развитии онкогенеза через освоение
различных видов деятельности: «в результате индивидуального развития
самостоятельность наполняется субъективным опытом, который определяет
возможность различных уровней самостоятельности, к которым относятся такие,
как: интуитивно-эпизодический уровень, репродуктивный уровень, эвристический
уровень и творческий уровень, различающиеся по характеру деятельности. В фокусе
рассмотрения самостоятельности находится совокупность умений субъекта, которые
сформировались в онтогенезе [30]. Развитие самостоятельности, по ее мнению,
требует создания системы как внешних, так и внутренних условий.
Психологическими
механизмами овладения самостоятельностью являются такие, как возможность
свободного выбора, целенаправленность деятельности и личная ответственность за
результат, которые являются осознанными.
Исследуя формирование
самостоятельности, автор отмечает, что она обеспечивается за счет реализации
личностно-деятельностной модели обучения, которая базируется на принципах
развивающего обучения и позволяет обучающемуся реализовать свои личностные
ресурсы и активизировать их, лучше понять характеристики успеваемости, а также
усвоить необходимые профессиональные стандарты [30].
Большое внимание феномену
самостоятельности уделяется в возрастной психологии и педагогической
психологии.
В частности, в возрастной
психологии проблема, связанная с развитием самостоятельности, рассматривается
на таких разных этапах онтогенеза человека, как в дошкольном возрасте (И. Я.
Кулагина, г. Сартан, Е. Эриксон и др.), в среднем школьном возрасте (И. С. Кон,
А. К. Осницкий и др.), в подростковом возрасте (Е. Г. Баранов, Т. И. Шамова, Е.
С. Макарова и др.) [12].
Н.Г. Дайри определяет
самостоятельность как свойство личности, характеризующееся двумя
взаимосвязанными факторами: совокупностью средств-знаний, умений и навыков,
которыми обладает человек, и его отношением к процессу деятельности, ее
результатам и условиям реализации, а также к возникающим отношениям с другими
людьми. Таким образом, задачи процесса формирования самостоятельности включают
в себя не только совершенствование знаний, умений и навыков, но и развитие
соответствующих мотивов [4].
Несмотря на некоторые
различия в его определениях, большинство исследователей сходятся во мнении, что
самостоятельность в каждом возрасте различна как по объему, так и по содержанию
[22].
В педагогической
психологии самостоятельность изучается в контексте познавательной
самостоятельности, при этом она рассматривается как качество личности,
включающее в себя единую систему направленности личности, способности индивида,
а также способность индивида овладевать и применять общие и специальные знания,
умения и навыки без посторонней помощи в решении новых познавательных задач [24].
Таким образом, в
психологических исследованиях проблемы, непосредственно связанные с
независимостью, получили достаточно разностороннее рассмотрение. Наибольший
интерес в этом исследовании представляют следующие идеи:
¾
самостоятельность – это интегральное свойство личности, которое
тесно взаимосвязано с уровнем развития субъектности, а также с деятельностью
человека, которая формируется и развивается в деятельности, через накопление
опыта самостоятельных действий, действий в различных ситуациях и условиях;
¾
самостоятельность выражается в инициативности, активной
деятельности, а также творческой активности;
¾
в самостоятельности как личном свойстве выделяются следующие
составляющие: независимость суждений и действий, ответственность за свои
действия и поступки и их последствия, внутренняя уверенность в правильности
своих суждений и действий;