Курсовая с практикой на тему Влияние познавательного интереса на развитие мышления и воображения в младшем дошкольном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования: «Игровые технологии как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» 5
1.1. Понятие познавательной активности у детей 5-6 лет 5
1.2. Возрастные особенности детей 5-6 лет — старший дошкольный возраст 7
1.3. Роль игровых технологий для формирования познавательной активности у детей 5-6 лет 9
Выводы по I главе 14
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования познавательной активности у детей 5-6 лет в процессе дидактических игр 16
2.1. Определение уровня познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 16
2.2. Методика формирования познавательной активности в процессе специально организованных дидактических игр 21
2.3. Анализ формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр 24
Выводы по II главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, развитие познавательной активности, одно из важных аспектов дошкольного воспитания и лежит в основе успешного усвоения новых знаний, умений и навыков, а также самостоятельности и инициативности. Именно поэтому так важно развивать эту активность у ребенка до того, как он начнет обучение в школе.
Проблема исследования: Развитие познавательной активности детей 5-6 лет является основополагающей задачей обучения. Стимулирование познавательной активности у старших дошкольников представляется необходимым условием умственного развития личности, и помогает ребенку понимать закономерности окружающего мира, искать ответы на интересующие вопросы, обдумывать причинно-следственные связи жизненных явлений и т.д. Обладая интересом узнавать новое в детские годы, ребенок открывает множество возможностей в дальнейшем. В возрасте 5-6 лет познавательная активность дошкольника находятся в сенситивном периоде, поэтому очень важно наполнить досуг малыша полезными развивающими играми и упражнениями. [3, c.11]
Цель: Изучить игровые технологии, как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования познавательной активности у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: влияние игровых технологий на формирования познавательной активности у детей 5-6 лет.
Задачи:
— рассмотреть аспекты психолого-педагогической литературы по теме исследования;
— дать определение принципам формирования познавательной активности;
— охарактеризовать особенности детей в возрасте 5-6 лет;
— провести исследование взаимосвязи формирования познавательной активности и применения дидактических игр;
— дать рекомендации по использованию дидактических игр с целью развития формирования познавательной активности у детей 5-6 лет;
— составить систему дидактических игр для развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет.
Проблема формирования познавательной активности изучалась в разных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо. Давали описание познавательной активности, как естественное желание дошкольников к познанию. А.К. Маркова, В.П. Лозовая, Ж.Н Тельнова, Г.И Щукина рассматривали особенности познавательной деятельности и методы ее активизации у старших дошкольников. Сейчас в педагогике, и в некоторых других сферах науки, происходит перестройка практики и способов работы, в том числе, получили широкое распространение различного вида игры.
Практическая ценность: заключается в определение особенностей влияния игровых технологий, а именно дидактических игр на формирование познавательной активности у детей 5-6 лет. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в рамках практической деятельности специалистов-педагогов, психологов в рамках деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Методы:
Теоретический метод: анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: экспериментальное исследование, наблюдение.
База исследования: проводилась на базе МДОУ «Брусничка» п. Белоярск. Приуральский район. Исследование проводилось с января по март 2019 года. В нём приняли участие 15 детей 5-6 летнего возраста.
Структура курсовой работы: введение, двух глав, заключение, библиографический список. Объем работы составляет 30 стр.
Заключение:
Подводя итог проведенному в рамках данной курсовой работы психолого-педагогическому исследованию, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы:
Познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста – это одна из главных задач педагогики. Чтобы структурировать всесторонне развитую личность, нужно сформировать подходящие условия для саморазвития. Познавательная деятельность активизирует в дошкольнике любознательность, пытливость, повышает интерес ко всему окружающему.
В дошкольном возрасте совершенствуется познавательная сфера, которая состоит из таких компонентов:
— Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
— Информация (опыт, достижения, которые скопило человечество во время познания мира);
— Отношение к миру (эмоциональная реакция на объекты, предметы, явления и события мира).
Дидактическая игра — доступный, полезный, эффектный формирования познавательной активности у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики. [3]
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Вводить новые игры рекомендуется постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации. [15]
Проведя экспериментальное исследование на тему: «Игровые технологии как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста», можно констатировать следующие результаты по двум методика диагностики.
Результаты диагностики уровня формирования познавательной активности у детей 5-6 лет по методике: «Небылицы» показали, что на основании полученных данных можно сделать вывод, что высокий уровень наглядно – образного мышления выявился только у одного ребенка (5% детей). Так же у одного ребенка наблюдается выше среднего уровень развития мышления. (5%). У девяти детей определен средний уровень наглядно – образного мышления (65% детей). А у четырех детей выявили низкий уровень наглядно – образного мышления (25%).
Результаты диагностики по методике «Складывание разрезных картинок» показали следующие данные: Выявлен у одного ребенка уровень наглядно-образного мышления — выше среднего (10% детей). У семерых детей определен уровень средний наглядно-образного мышления (40%). Пять детей продемонстрировали уровень ниже среднего (30%), и у трех ребят выявлен низкий уровень развития наглядно-образного мышления (20%).
По полученным данным двух методик, можно заметить, что результаты практически одинаковы, т.е. большая часть тестируемых детей имеет средний уровень развития наглядно-образного мышления. [16]
На основании эмпирического исследования можно рекомендовать воспитателям с целью развития наглядно-образного мышления использовать дидактические игры. Система дидактических игр прописана в п.2.3.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования: «Игровые технологии как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
1.1. Понятие познавательной активности у детей 5-6 лет
Познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста – это одна из главных задач педагогики. Чтобы структурировать всесторонне развитую личность, нужно сформировать подходящие условия для саморазвития. Познавательная деятельность активизирует в дошкольнике любознательность, пытливость, повышает интерес ко всему окружающему.
В дошкольном возрасте совершенствуется познавательная сфера, которая состоит из таких компонентов:
— Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
— Информация (опыт, достижения, которые скопило человечество во время познания мира);
— Отношение к миру (эмоциональная реакция на объекты, предметы, явления и события мира).
Цели познавательной активности:
— Обрести новые знания, усвоить их.
— Освоить нужные умения и навыки.
— Освоить навык воспроизводить и использовать полученные знания.
ФГОС ДО характеризует формирование познавательной активности «как процесс постепенного перехода от одной фазы развития познавательной деятельности к другой». К этим этапам относят: [1, c.12]
1. Любопытство, выявление которого в этом возрасте определяется избирательным отношением к различному предмету, обусловленное внешними признаками, зачастую открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами.
2. Любознательность описывается активным видением мира, выявляющимся в стремлении ребенка проникнуть за границы увиденного и познанного. Именно в старшем дошкольном возрасте любознательность формируется устойчивой чертой характера и имеет большую ценность в развитии дошкольника в целом. Этот этап отличается демонстрацией сильных эмоций: удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности от деятельности. Примерами проявления любознательности являются детские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему солнце светит?». Для формирования детской любознательности значение обретает умение взрослого отвечать на такие вопросы. [2]
3. Познавательный интерес характеризуется повышенной устойчивостью, четкой избирательной направленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой значительное место занимают познавательные мотивы. Выявлением такого интереса воспринимают стремление ребенка самостоятельно давать ответы на поставленные вопросы, проявлять интерес причинно-следственными связями.
4. Познавательная активность демонстрируется в возрасте 5-6 лет на самом высоком уровне познавательного формирования. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности реализуется путем накапливания положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником представляется познавательная потребность. Познавательная активность является природным индикатором интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение) [4].
Определенная роль в формировании познавательной активности принадлежит взрослым (родителям, педагогам и т.д.), которые в процессе наблюдений, игр активизируют ребёнка к осмысленной реализации действий, самостоятельному поиску; формировать умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свое понимание; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность. Познавательная направленность дошкольника носит избирательный характер. Когда различные термины, предметы или явления видятся ему значимыми, имеющими жизненную важность, тогда он с удивлением их исследует, старается изучить окружающий мир.
Можно отметить, что под воздействием познавательной активности стимулируются познавательные процессы, и всю познавательную деятельность которые лежащие в базе творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Под её воздействием активней проходят восприятие, ярче становится наблюдение, укрепляется эмоциональная и логическая память, активнее работает воображение. Интерес отвечает за поиски и догадки. Под воздействием познавательной активности деятельность дошкольника становится продуктивней. Успешная познавательная деятельность в свое время укрепляет познавательный интерес. Таким образом, внутренние аспекты процесса познания, демонстрируемые познавательной активностью, становится базой, которая способствует более благоприятному, длительному, и продуктивному развитию познавательной деятельности ребенка. [5]
Таким образом, познавательную активность необходимо признать одним из самых важных факторов процесса познания, который воздействует на формирование позитивной и светлой атмосферы обучения, и на интенсивность течения познавательной деятельности детей.
1.2. Возрастные особенности детей 5-6 лет — старший дошкольный возраст
Возраст 5 – 6 лет называют старшим дошкольным. То есть не только предшествующим, но и благоприятствующим дальнейшему обучению. Этому способствуют все психоэмоциональные и физиологические изменения, происходящие с маленьким человеком. Это базовый период для закладки основных черт характера и манеры поведения. Знание основных возрастных особенностей развития детей 5 – 6 лет поможет родителям оценить и скорректировать многие значимые аспекты.
Самое важное изменение, которое происходит с ребенком в этот период, – замена непроизвольности произвольностью. Теперь ребенок может заставить себя целенаправленно думать, запоминать, быть усидчивым, внимательным, концентрироваться на задании взрослых, управлять своим поведением. Раньше эти процессы у него регулировались степенью эмоциональной заинтересованности. Поэтому сейчас наступает самый благоприятный период для развития познавательных способностей и формирования мотивации к обучению. [3]
Большую часть возрастных особенностей детей этого возраста составляют психологические аспекты. Формируется образ «я». Теперь это не просто самоутверждение. Ребенок начинает оценивать себя с позиции сверстников (стремится быть успешным, популярным), родителей (ему важно быть для них умным, правильным, хорошим), и – внимание – самого себя. То есть он не только может критично оценить свои действия или их результат, не только понимать, насколько он умный или добрый, но и представлять, каким он хочет стать в будущем.