Курсовая с практикой на тему Влияние подвижных игр на физическое развитие детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические основы влияния подвижных игр на физическое развитие детей. 5
1.1
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста. 5
1.2 Особенности физического воспитания детей
дошкольного возраста. 10
1.3
Особенности использования подвижных игр в системе физического воспитания детей
старшего дошкольного возраста. 13
Глава
2. Оценка влияния подвижных игр на физическое развитие детей. 17
2.1
Организация и методы исследования. 17
2.2
Результаты исследования. 20
2.3
Методические рекомендации по использованию подвижных игр на физкультуре. 26
Заключение. 31
Список
использованных источников. 33
Приложения. 36
Введение:
Введение
Изучение показателей здоровья, физического и двигательного
развития детей старшего дошкольного возраста указывает на тревожные тенденции,
которые продолжают ухудшаться и в настоящее время. По мнению Е.Н. Вавилова,
Н.А. Ноткина, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова и др., от 30 до 40 %
детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного
развития.
Причины этого кроются в современном образе жизни.
Современный ребенок большую часть своего свободного времени проводит за
просмотром телевизора. Психологи, педагоги, медики отмечают общую для
дошкольных учреждений и школ тенденцию — снижение двигательной активности детей
(Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для дошкольника
и младших школьников — выпадение в движениях — потеря здоровья, развития,
знаний.
При решении этой задачи первостепенное значение имеет
выявление новых источников пополнения и обогащения средств двигательного
развития ребенка. В этом аспекте использование традиций физического воспитания
должно быть весьма эффективным, поэтому очень важно изучить возможности
обогащения двигательного развития детей старшего дошкольного возраста за счет
использования подвижных
игр.
По мнению отечественных педагогов Е.Н. Водовозова, П.Ф.
Лесгафта, Э.А.
Покровского, К.Д.
Ушинского, подвижные игры являются эффективным средством физического
воспитания. А.С. Запорожец подчеркивал, что подвижная игра является первой
доступной дошкольникам формой деятельности, которая предполагает сознательное
воспроизведение навыка движений. Игры имеют большое значение с точки зрения
пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно важных
умений и навыков, воспитания нравственности.
Проблема использования подвижных игр как средства
двигательного и психического развития детей находит свое отражение в
современных исследованиях Н.Н. Беспалова, Т.П. Козлова, В.М. Григорьева, В.И.
Прокопенко.
Дидактические основы обучения дошкольников элементам
спортивных игр систематизированы и обобщены в исследованиях Е.И. Адашкевичене,
Л.Н. Волошина, В.Г. Гришина, Т.Н. Дмитренко, В.И. Усакова, А.А. Чепуркина и др.
Использование материалов этих исследований позволяет сделать рациональный выбор
средств и методов обогащения двигательного развития старших дошкольников на
основе использования игр.
Несмотря на то, что проблема физического воспитания
дошкольников отражена в многочисленных исследованиях педагогов, тем не менее,
вопрос использования игр, направленных на двигательное развитие детей 5-6 лет,
представлен недостаточно.
Этим и объясняется актуальность данного исследования,
проблема которого формулируется следующим образом: каковы педагогические
условия влияния подвижных игр на двигательное развитие старших дошкольников?
Цель работы:
выявить педагогические условия влияния подвижных игр на двигательное развитие
старших дошкольников.
Объект исследования:
процесс двигательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
педагогические условия влияния подвижных игр на обогащение двигательного
развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза
исследования: влияние подвижных игр на двигательное развитие старших
дошкольников будет эффективно при соблюдении следующих условий:
— учитывать возрастные и индивидуальные возможности старших
дошкольников;
— применять задания, упражнения в игровой форме для создания
положительной эмоциональной атмосферы;
— использовать последовательный переход от разучивания
элементов в упражнениях к совершенствованию в ходе самой игры.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы влияния подвижных игр на
физическое развитие детей;
2. Охарактеризовать результаты исследования;
3. Разработать методические рекомендации по использованию
подвижных игр на физкультуре.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой
гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретические: анализ
психолого-педагогической и философской литературы, эмпирические: наблюдение,
педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный),
количественный и качественный анализ полученных результатов.
Заключение:
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное
развитие интеллектуальной, морально-волевой и эмоциональной сфер личности.
Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей:
расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок непосредственно не
наблюдал. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями.
Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в
старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые
начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Воспитатель помогает дошкольникам разобраться в этой новой ситуации. Он
поддерживает у детей чувство «взрослости» и на его основе вызывает у них
стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения и
деятельности.
Физическое воспитание детей является очень важным показателем
всестороннего развития личности. Формирует у ребенка необходимые качества,
такие как воля, трудолюбие, коллективизм.
Нужно, чтобы физкультура проводилась правильно. А для этого
необходимо понять его роль и значение в развитии личности.
Физическое воспитание является основой всестороннего и
гармоничного развития личности. Оно неразрывно связано с интеллектом: чтобы работать умственно,
нужно затратить определенное количество физических сил. Правильно воспитанный
физически ребенок более требователен к себе, у него развивается чувство
товарищества и принадлежности к коллективу. Физическое развитие – это не только
укрепление воли, но и совершенствование силы маленького человека.
Подвижная игра – это вид активной деятельности, имеющий
определенные правила и характеризующийся точным и своевременным выполнением
заданий. В него входят различного рода упражнения с увлекательным содержанием и
эмоциональной насыщенностью, побуждающие детей к умственным и физическим
усилиям.
Подвижная игра способствует развитию следующих качеств:
— улучшение способности ориентироваться в пространстве;
— развитие ловкости;
– скоростно-силовые качества;
– развитие навыка быстроты реакции;
— Совершенствование навыков выносливости, координации, силы,
гибкости.
Для решения поставленных задач в исследовании использовались
следующие методы:
— анализ и обобщение научно-методической литературы;
— контрольные испытания (тестирование);
— метод соматоскопии;
— педагогический эксперимент;
— методы математической обработки.
На формирующем этапе исследования мы работали вместе с
воспитателем, выбирали такие игры, содержание которых соответствовало, в первую
очередь, развитию быстроты и ловкости, было доступным, и в то же время
интересным для детей, разработан перспективный план использования подвижных
игр. Двигательные задания в этих играх
постепенно усложнялись. При составлении перспективного плана мы учитывали:
время года, место для игр, т.е. тренажерный зал или спортивную площадку на
улице, а также физическую подготовленность детей.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента было
установлено, что большинство детей (56%) не справились с выполнением
скоростных, скоростно-силовых упражнений, упражнений на проявление гибкости и
силовой выносливости мышц живота.
Анализируя результаты тестирования физической
подготовленности детей 6-7 лет ЭГ и КГ после формирующего этапа, можно
констатировать, что достоверные межгрупповые различия за период эксперимента
наблюдаются в показателях, оценивающих уровень развития специальных
выносливость, скоростно-силовые физические качества и гибкость.
Полученные результаты позволяют говорить об
эффективности занятий физической культурой с использованием
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы влияния подвижных игр на физическое развитие детей
1.1
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Отделение ребенка от взрослого в конце младенчества создает
условия для возникновения нового состояния общественного развития. Ребенок
впервые выходит за пределы семейного мира и создает отношения с миром взрослых.
«Идеальной формой», с которой дети начинают взаимодействовать, становится мир
социальных отношений во взрослом мире. Как считал Л. С. Выготский, идеальная
форма — это та часть объективной действительности (над которой находится
ребенок), с которой он находится в непосредственном взаимодействии, это та
область, в которую пытается войти ребенок. В дошкольном возрасте такой идеальной
формой становится мир взрослых [7].
Важнейшей психической функцией в раннем возрасте (2-3 года)
является появление словесно-образного продуктивного мышления. Свидетельством
перехода к дошкольному воспитанию является выработка нового отношения к предмету,
который начинает рассматриваться как имеющий определенное назначение.
Развитие предметного действия и культурного поведения
связано с развитием различных субъектов. Игры носят процедурный характер, где
главное — действие. Поведение с суррогатами возникает в середине третьего года
жизни. На самом деле изобразительное действие возникает потому, что ребенок
намеревается сфотографировать предмет. Характерно изображение человека в виде
«головоногого» — круга и отходящих от него линий [18].
На третьем году улучшается зрительная и слуховая
ориентировка, позволяющая детям точно выполнять многие задания: выбирать из
двух-трех предметов по форме, размеру, цвету, различать мелодии, петь. Улучшает
слух, особенно фонематический слух. В возрасте трех лет дети могут воспринимать
все звуки на родном языке, но произносить их очень искаженно. Основная форма
мышления становится наглядно-действенной: проблемные ситуации, возникающие в
жизни ребенка, решаются посредством физического воздействия на предметы.
Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, но его настроение
неустойчиво, ребенок легко переходит из одного эмоционального состояния в
другое. Ребенок учится только тому, что ему интересно, и принимает только то,
чему доверяет.
В этой возрастной группе обучение представляет собой сочетание
личного практического опыта и подражания взрослым. Товарищи пока особого
интереса к малышам не проявляют, и он считает их другой темой. Дети играют
рядом, но не вместе. Друг для друга они часто становятся источником негативных
эмоций. Для них характерно наглядно-действенное мышление, их интеллектуальное
развитие зависит от богатства окружающей среды, то есть позволяет ли она
сколько-нибудь осмысленно исследовать окружающий мир путем манипулирования
различными предметами. Речь формируется. Тренировки эффективны только в
состоянии психологического и эмоционального комфорта. Внимание, мышление и
память непреднамеренны [5].
Младший возраст (3-4 года) является важнейшим периодом в
развитии дошкольников. Именно в это время у малышей начинают складываться новые
отношения со взрослыми, сверстниками и объективным миром.
Психологи акцентируют внимание на «трехлетнем кризисе»,
когда маленький дошкольник, еще недавно столь адаптивный ребенок, начинает
проявлять нетерпимость к заботе взрослых, стремление идти навстречу его
требованиям, настойчивость в достижении цели.
Существенно меняются характер и содержание деятельности
детей 3–4 лет, отношения с окружающими, взрослыми и сверстниками.
В эту эпоху доминирующей деятельностью является осмысленное
и эффективное сотрудничество. Важнейшим достижением в этой возрастной группе
является то, что деятельность ребенка становится детерминированной. В самых
разных видах деятельности — игре, рисовании, планировании, бытовом поведении —
дети начинают действовать в соответствии с заранее поставленными целями, хотя
дети быстро отвлекаются на неустойчивость внимания, несформированную
поведенческую произвольность, избегание вещей. Во время игры у детей возникают
первые «творческие» ассоциации. В игре ребенок играет определенные роли и
подчиняет им свои действия [1].
В этом проявляется интерес маленького человечка к миру
взрослых, и они выступают для него образцом для подражания, проявляя стремление
его контролировать. Совместная детская игра начинает превосходить
индивидуальную игру и игру рядом друг с другом. В продуктивной деятельности
игры (рисование, конструирование) ребенок знакомится со свойствами предметов,
развивает его восприятие, мышление и воображение.
Основной формой мышления становится визуализация, т. е. от манипулирования
предметами дети могут перейти к манипулированию мыслями и образами. Дети
способны не только объединять предметы по их внешнему сходству (форма, цвет,
величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда,
посуда, мебель). Он знал, что видел перед собой в этот момент. Это
представление основано не на демонстрации общих и существенных признаков
предметов, а на объединении их, входящих в общую ситуацию или имеющих общее
назначение.
Детское любопытство быстро растет. В этом возрасте
значительно изменяется развитие речи: значительно увеличивается словарный
запас, появляются основные типы суждений об окружающей среде, которые
выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
В этом возрасте сохраняется непреднамеренность важнейших
психических процессов — внимания, памяти, мышления, потребности в эмоциональном
комфорте. Однако основным видом коммуникации становится контекстный трафик. Это
означает, что взрослые в первую очередь вовлекают детей в качестве партнеров в
совместные веселые занятия [11].
В 4-5 лет у дошкольников улучшаются физические возможности:
движения становятся более уверенными и разнообразными.
Дошкольники остро нуждаются в двигательной активности. Если
эту потребность не удовлетворить и ограничить физическую активность, они могут
быстро стать гиперактивными, игривыми, капризными. Поэтому в средней группе
особенно важно формирование осмысленного хозяйственного права через различные
подвижные игры, игровые задания, записи танцевальной деятельности, хороводы и
т. д. для обогащения жизни детей. Когда вы замечаете чрезмерное возбуждение
ребенка, его или ее внимание необходимо переключить на более расслабляющие
занятия. Это поможет ребенку восстановиться и успокоиться.
Пятый год жизни – время интенсивного физического роста и
развития ребенка. Происходят качественные изменения в развитии основных
движений детей. Эмоционально-двигательная деятельность становится не только
средством физического развития, но и формой психической разгрузки для детей,
для которых характерно значительное ускорение.
Особенно важны общие ролевые игры. Также необходимы
дидактические игры и подвижные игры. В этих играх у детей развиваются
познавательные процессы, восприятие, умение следовать правилам, поведенческие
навыки и базовые движения.
У детей 5 лет особенно интенсивно прогрессирует
изобразительная и конструктивная продуктивная деятельность. Их рисунки и
строительные сюжеты становятся гораздо разнообразнее, но идеи еще не ясны и
устойчивы.
На пятом году жизни дети активно осваивают связную речь,
умеют рассказывать небольшие письменные произведения, рассказывать об игрушках,
рисунках, некоторых событиях личной жизни. Важнейшим новообразованием этой
эпохи является завершение основного процесса активного языкового становления и
уход сознания непосредственно за пределы воспринимаемой действительности.
Взрослых сегодня в первую очередь интересуют привлекательные и знающие
источники информации. Коммуникация имеет внеконтекстные деловые черты [20].
Дети начинают интересоваться своими сверстниками как
товарищами по играм. Особенно важно мнение коллег. Мысли по-прежнему визуальны
и воображаемы.
Переход в старшую группу (5-6 лет) связан с изменением
психологического статуса ребенка. Впервые дети начинают ощущать себя самыми
старшими в детском саду [16].
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются
интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности. Развитие
характера и деятельности характеризуется появлением новых качеств и
потребностей. Расширяются знания о предметах и явлениях, непосредственно не
воспринимаемых ребенком. Детям интересны связи между предметами и явлениями.
Внедрение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в
старшую группу связан с изменением психологического статуса детей. Впервые
начинаешь чувствовать себя самым старшим из детей в детском саду. Воспитатели
помогают дошкольникам справиться с этой новой ситуацией. Он поддерживает у
детей чувство «взрослости» и на этой основе дает возможность детям решать
новые, более сложные задачи познания, общения и действия [15].
Развитию самостоятельности способствует навык детей ставить цели (или
принимать их от взрослых), думать о способах их достижения, реализовывать планы
и оценивать результаты, а не цели. Педагоги вкладывают значительные средства в
развитие этих навыков, что создает основу для активного управления детьми во
всех видах деятельности.
Высшей самостоятельностью детей является творчество. Этому
способствует создание творческих ситуаций в играх, театре,
художественно-изобразительной деятельности, физическом труде и словесном
творчестве. Все это неотъемлемая часть образа жизни дошкольников, посещающих
детский сад. В интересной творческой деятельности дошкольники сталкиваются с
проблемой самостоятельного определения идей, способов реализации. Воспитатели поддерживают
инициативу детей и создают атмосферу коллективного творчества в группах по
интересам [13].
Старшие дошкольники проявляют интерес к школе. Возможность учиться в школе
создает особую атмосферу в группе. Интерес к школе естественным образом
развивается через общение с учителями, встречи с учителями, совместные занятия
с учениками, посещение школы,
ролевые игры на школьную тематику. Необходимость в том, чтобы сочетать
развивающийся интерес детей к их новому социальному статусу («Я хочу быть
мальчиком») с растущим чувством успеха и потребностью учиться и узнавать новое.
Педагоги развивают у детей внимание и память, формируют зачаточную
саморегуляцию, способность к саморегуляции поведения. Этому способствуют
разнообразные игры, требующие от детей сравнения предметов по множеству
признаков, поиска ошибок, запоминания, применения общих правил, выполнения
действий по обстоятельствам. В эти игры ежедневно играют с детьми. Обязательным
условием полноценного развития дошкольников является содержательное общение со
сверстниками и взрослыми.
Важным показателем самосознания детей 5-6 лет является
их оценочное отношение к себе и другим. Позитивные мысли о своей возможной
будущей внешности позволяют ребенку критически рассмотреть некоторые свои
недостатки и попытаться их преодолеть с помощью взрослого. Так или иначе,
поведение дошкольника связано с его мыслями о себе и о том, кем он должен или
хотел бы быть. Позитивное восприятие ребенком «я» напрямую влияет на его или ее
успех в действиях, его или ее способность заводить друзей и его или ее
способность видеть положительные качества в интерактивных ситуациях.
Дошкольники усваивают его и в то же время познают себя как активных агентов в
своих взаимодействиях с внешним миром. Самопознание придает ребенку смысл
самому себе и окружающему миру.
Дошкольный возраст – это долгий период в жизни ребенка. В
настоящее время условия жизни быстро расширяются. Семейные рамки выходят за
пределы улиц, городов и стран. Ребенок знакомится с миром межличностных отношений,
различными функциями людей и социальными функциями.