Курсовая с практикой на тему Влияние особенности личности на судебно-экспертную деятельность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Общая
характеристика судебно-экспертной деятельности. 4
1.1. Судебно-экспертная
деятельность: понятие и особенности. 4
1.2. Заключение эксперта.
Специфика взаимодействия эксперта и юриста. 9
Глава 2. Психологические
аспекты судебно-экспертной деятельности. 16
2.1. Психология отдельных
видов судебно-экспертной деятельности. 16
2.2. Ошибки эксперта,
связанные с особенностями личности и возможные пути их предотвращения. 21
Заключение. 25
Список использованных
источников. 27
Введение:
Актуальность
темы исследования обусловлена важностью судебной экспертизы и заключений эксперта
при расследовании уголовных дел, при рассмотрении гражданских, арбитражных,
административных дел, формировании доказательств по делу и судопроизводстве.
Целью уголовного разбирательства является всестороннее и полное рассмотрение
дела, оценка и расследование доказательств, позволяющих назначить наказание,
соответствующее совершенному преступлению, на основе принципа законности. Целью
гражданского судопроизводства – правильное рассмотрение и разрешение дел,
защита и охрана нарушенных прав и свобод.
Использование специальных знаний может
значительно облегчить реализацию вышеобозначенных задач. Неслучайно
законодатель назвал эксперта «другими участниками уголовного процесса», по
сути, группой людей, способствующих отправлению правосудия.
Достижения современной науки значительно расширили
возможности специалистов. Надлежащее использование этого потенциала является
важной задачей для правоприменительных органов.
С практической точки зрения изучение процедуры
назначения и процесса проведения судебной экспертизы является актуальным,
учитывая тот факт, что сегодня, прежде всего, необходимо четко понимать цели экспертного
исследования, его объекты и возможности. Эти знания позволят не только
правильно определить и изучить объекты исследования, но и четко поставить
вопрос на разрешение экспертизы, что будет способствовать объективному
исследованию и формированию фактических данных.
С теоретической точки зрения анализ правового
статуса эксперта, выявление проблем определения статуса и выработка предложений
по совершенствованию действующего законодательства имеют большое значение.
Однако несмотря на то, что судебные эксперты
обладают специальными знаниями, они являются людьми и, следовательно, им
присущи определенные особенности, психо-эмоциональные характеристики, которые
оказывают сильное влияние на их профессиональную деятельность.
Объектом настоящего исследования является
судебно-экспертная деятельность.
Предметом исследования выступает влияние
личности на судебно-экспертную деятельность.
Целью исследования является комплексный
анализ личностных особенностей на профессиональную судебно-экспертную
деятельность.
Объект, предмет и цель исследования
обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:
– рассмотреть понятие и особенности
судебно-экспертной деятельности;
–исследовать заключение эксперта и
особенности взаимодействия эксперта и юриста в рамках судебно-экспертной
деятельности;
–изучить психологию отдельных видов
судебно-экспертной деятельности;
–выявить возможные ошибки, связанные с особенностями
личности эксперта, и потенциальные пути их решения.
Исследование носит комплексный характер,
используются как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования: анализ и
синтез, индукция и дедукция, формально-юридический метод, сравнительный.
Заключение:
Суды
широко используют возможности экспертиз для установления истины. Этой ситуации
способствуют два обстоятельства: во-первых, сам характер экспертизы как
средства объективного получения информации о фактах, а также тот факт, что
экспертиза постоянно совершенствуется, привлекая новейшие достижения
научно-технического прогресса себе в помощь. Это делается двумя способами.
Прежде всего, благодаря использованию новых, более совершенных методов,
возможности изучения традиционных объектов многократно увеличиваются, чтобы
извлечь больше информации, чем было доступно ранее. А, во-вторых, появляется
возможность исследовать новые объекты, которые ранее были недоступны. Это
направление часто приводит к созданию новых видов экспертизы. Так, со временем
были внедрены в практику судебно-фоноскопические экспертизы,
судебно-лингвистические экспертизы, судебные компьютерно-технические экспертизы
и т. д.
Как известно, при проведении различного рода
судебных экспертиз задействованы знания из самых разных областей науки,
техники, искусства и ремесел. Чтобы определить, какой вид экспертизы следует
проводить, на основании каких специальных знаний, необходимо правильно
классифицировать судебные экспертизы. Приемлемая классификация может быть
сделана на основе так называемого триединства: предмет исследования, его
объекты и методы исследования. Целью экспертизы являются фактические данные
(обстоятельства дела), исследованные и установленные в ходе производства по делу
на основании определенных знаний в области науки (техники, искусства).
Объектами экспертизы являются материальные носители информации о фактах и событиях.
Эти вещественные доказательства (или их копии, модели), документы, трупы и их
части и т. д. необходимо использовать в процессе доказательства.
При этом на судебно-экспертная деятельность
очень сильно воздействуют личностные особенности эксперта. Это воздействие
проявляется в различных аспектах данной судебно-экспертной деятельности.
Данная ситуация также порождает различного рода экспертные ошибки, которые
также были исследованы в рамках настоящей работы, а также предложены некоторые
потенциальные пути их решения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика судебно-экспертной
деятельности
1.1. Судебно-экспертная
деятельность: понятие и особенности
В ходе
судебных разбирательств существует постоянная необходимость решения вопросов,
требующих профессиональных знаний в различных областях науки, техники,
искусства и ремесла. В таких случаях судьи и иные участники судопроизводства обращаются
к людям с такими знаниями. Специальные знания – это знания, выходящие за рамки
общего образования и простого повседневного опыта. Они приобретаются в ходе
профессиональной деятельности в определенной области науки, техники, искусства,
ремесел, являются основой теоретических и фундаментальных принципов
соответствующих областей знаний и подкрепляются знаниями, приобретенными в ходе
специальной подготовки.
Следует отметить, что в настоящее время
российское законодательство не содержит легальной дефиниции судебно-экспертной
деятельности. В данной связи, прежде всего, необходимо пояснить, что понятие
экспертной деятельности в целом намного шире, чем понятие судебно-экспертной
деятельности, ведь последняя осуществляется только в рамках отправления
судопроизводства. Таким образом, в данном случае, имеет место ограничение
сферы, в которой такая деятельность может быть реализована. Однако в целом
необходимо понимать, что содержание и характер такой деятельности является
идентичным.
Юридические знания, которыми располагают
следователи, прокуроры, адвокаты и судьи и иные профессиональные участники
различных видов судопроизводств, предусмотренных российским законодательством, также
являются особыми, поскольку они приобретаются во время обучения в юридических
университетах и практической юридической деятельности. Однако в рамках этого
предмета, в отношении рассматриваемых вопросов, специальные знания будут
относиться к тому, что недоступно для людей с юридическим образованием.
Люди, обладающие специальными знаниями, могут
выступать в качестве специалистов или экспертов в судебном процессе. Конкретные
знания могут быть использованы в процессуальной и непроцессуальной формах.
В процессуальной форме специальные знания
используются для:
—
применения собственных специальных знаний иных участников процесса рассмотрения
дела в суде;
—
участие специалиста в производстве различных следственных и процессуальных действий;
— производство экспертизы: процессуальная
форма использования специальных знаний в судопроизводстве включает производство
судебной экспертизы [8].
На основании вышеизложенного, считаем
возможным определить судебно-экспертную деятельность как урегулированную
законодательством деятельность лиц, которые обладают специальными знаниями и
уполномочены участниками судопроизводства на проведение действий, направленных
на исследование соответствующих объектов, явлений и процессов. Целью данной
деятельности является получение законных и обоснованных заключений, которые
будут использованы в процессе рассмотрения дел в суде.
Деятельность экспертов государственных судебно-экспертных
учреждении регламентируется Федеральным законом № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О
государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федераций» [4]
(далее – ФЗ о ГСЭД).
Ст. 4 ФЗ о ГСЭД провозглашает следующие
принципы государственной судебно-экспертной деятельности: законность;
соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица;
независимость эксперта; объективность, всесторонность и полнота исследований,
которые необходимо проводить с использованием современных достижений науки и
техники. К этим принципам следует отнести и соблюдение государственными
судебно-экспертными учреждениями одного профиля единого научно-методического
подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации
экспертов (ст. 11 ФЗ о ГСЭД).