Курсовая с практикой на тему Влияние особенностей семейных отношений на эмоциональное состояние младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
аспекты влияния особенностей семейных отношений на эмоциональное состояние
младшего школьника. 6
1.1 Детско-родительские
отношения в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2 Особенности
эмоционального состояния ребенка и его связь со спецификой семейных отношений. 15
Глава 2. Экспериментальное
исследование влияния родительского отношения на эмоциональное благополучие
детей в младшем школьном возрасте. 23
2.1 Задачи и методики
экспериментального исследования. 23
2.2 Анализ результатов по
диагностикам. 25
2.3 Проект по коррекции
родительско-детских отношений и эмоционального благополучия детей младшего школьного
возраста. 32
Заключение. 40
Список использованных
источников. 42
Приложения. 45
Введение:
Актуальность темы исследования определяется тем, что на
данный момент проблема эмоционального благополучия личности в психологии
остается малоизученной. Многие ее аспекты являются недостаточно обоснованными и
требуют наиболее глубокого проникновения в сущность данного явления.
Сфера общения – самый мощный источник, который определяет
психическое развитие и становление человека как личности. В то же время общение
– важнейшая детерминанта эмоциональных состояний. Весь спектр специфически
человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей.
Следовательно, эмоциональные отношения, как составляющая межличностного
взаимодействия, органично входят и в структуру общения, представляя его
эмоциональный компонент.
В младшем школьном возрасте у ребенка возникают сложные и
разнообразные виды отношений с окружающими людьми, определяющие становление его
личности. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом
взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует
определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения
в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура
взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают
социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье,
и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества
определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Родительские установки, или позиции, — один из наиболее
изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими
установками А.С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского
эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов
поведения с ним. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство
безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как
«явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Таким образом, отмечая немалую значимость и роль данной
проблемы, возникла необходимость в проведении исследования для выявления
факторов детско-родительских отношений, которые оказывают влияние на
эмоциональное благополучие ребенка.
Объект исследования: эмоциональное состояние младшего
школьника.
Предмет исследования: влияние детско-родительских отношений
на эмоциональное благополучие младшего школьника.
Цель исследования: исследовать влияние детско-родительских
отношений на эмоциональное благополучие детей младшего школьного возраста.
Гипотезой является предположение о том, что,
детско-родительские отношения являются фактором, оказывающим влияние на
эмоциональное благополучие школьника.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать детско-родительские отношения
как предмет психологического исследования.
2. Изучить особенности эмоционального благополучия ребенка школьного
возраста;
3. Эмпирически исследовать детско-родительские отношения и
эмоциональное благополучие школьника.
В соответствии с намеченными целями и задачами был
использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов
исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ, сравнение,
обобщение научных сведений по проблеме детско-родительских отношений.
2. Эмпирические методы исследования:
·
Наблюдение за отношениями родителей к ребенку и между ними;
·
Наблюдения за эмоциональным благополучием детей в течение дня и при встрече с
родителями;
·
Опросник родительского отношения (Варга А.Я. и Столин В.В.);
·
Опросник «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка»);
·
Беседы с детьми и их родителями (законными представителями);
·
Рисунок человека;
·
Методика изучения детско-родительских отношений «Кинетический рисунок семьи»
(Бернс Р., Кауфман С.); Методологическими основаниями исследования выступают:
¾
подходы к изучению особенностей детско-родительских отношений (А. Я. Варга,
Р.В. Овчарова, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др.);
¾
подходы к пониманию семейного воспитания (Е. Верза, А.Я. Варга; А. Мунтяну, А.
Космович и др.);
¾
подходы к формированию личности в школьном возрасте (Л.И. Божович, А.Н.
Леонтьев, В.С. Мухина, Е.В. Субботский, Д.Б. Эльконин и др.);
¾
подходы к изучению отношения родителей к ребенку, в связи с их влиянием на
развитие его личности (Дж. Боулби, В.И. Гарбузов, В.П. Захаров, Эйнсуорт и
др.);
¾
подходы к пониманию эмоционального благополучия (Н.В. Дмитриева, В.А. Труфакин,
Аргайл, Р. Бернс, Л. Фестингер, Дж. Мид).
Практическая значимость исследования: заключается в том, что
полученные нами результаты могут использовать в будущем в консультативной
психологии, проводить данные методики с другими семьями. Полученные результаты
могут применяться не только в работе школьных образовательных учреждений, но и
в процессе подготовки специалистов в области работы с детьми школьного
возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Эмоции играют своеобразную и реагирующую роль в той
деятельности, в которой они формируются. С первых дней жизни ребенок
сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, событии).
Взрослые близкие для ребенка, а особенно его родители, не только знакомят
ребенка со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают
свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью проявления определенных
эмоций, интонаций, мимики, жестов, речи.
Эмоциональное благополучие характеризуется как устойчиво-
положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой
отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную
сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение
со сверстниками. Эмоциональное благополучие формируется на основе
эмоционального поведения ребенка, эмоционального отношения ребенка к семье и
эмоционального принятия своих родителей.
Семья оказывает решающее влияние на формирование
эмоционального ощущения ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами,
малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в
его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты
своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения,
речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное
соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут
движения ребёнка к его жизненным целям.
Современное общество характеризуется чрезвычайным
разнообразием типов семей и семейного воспитания. Вопрос о том, какой тип семьи
лучше может завести в дебри философской дискуссии. Гораздо важнее, чтобы при
любом типе организации семенных отношений, родители учитывали потребности
развития ребенка, в этом случае семье удастся воспитать полноценного члена
общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья — ведущий
фактор развития личности ребенка, от которого в большой степени зависит
эмоциональное ощущение и проявление у ребенка младшего школьного возраста.
В завершении работы, отметим основные итоги исследования:
В результате констатирующего этапа эксперимента по итогам
проведения методик мы получили следующие результаты:
Эмоциональное благополучие в семьях ощущают 66,6%
продиагностируемых детей, эмоциональную нестабильность – 13,4% детей, однако 20
% детей ощущают эмоциональное неблагополучие. По определению преобладающего
типа родительского отношения к ребенку в семье можно выделить такой тип как
«принятие» (37%). Также мы смогли определить, что у детей, у которых
наблюдается эмоциональное благополучие, проявляются такие типы родительского
отношения как кооперация и принятие, у детей с эмоциональной нестабильностью – симбиоз,
а у детей с эмоциональным неблагополучием – отвержение, авторитарная
гиперсоциализация, инфантилизация, а так же симбиоз.
Результаты полученных данных позволили нам организовать
экспериментальную группу детей младшего школьного возраста, которую составили
дети с эмоциональным неблагополучием и нестабильностью в семье, а также с
неэффективным типом родительского отношения к ребенку. В группу вошли 10 семей:
дети и их родители.
В разработанный нами проект включены системы мероприятий,
направленных на развитие и гармонизацию детско-родительских отношений в семье школьника.
Система мероприятий разработана для реализации в три этапа: работа с
педагогами, работа с родителями и работа с детьми. Предполагается проведение
мероприятий, каждое имеет свои цели, содержание, домашнее задание.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты влияния особенностей
семейных отношений на эмоциональное состояние младшего школьника
1.1 Детско-родительские отношения в отечественной и
зарубежной литературе
В настоящее время в современном обществе часто встречаются
противоречия в детско-родительских отношениях, наблюдается усиление
конфликтности, напряженности в поведении детей. Конфликты между детьми
родителями порождаются разнообразными причинами, наиболее значимыми из которых:
отношения внутри семьи, возрастные особенности, социокультурная среда, которая
определяет социальные условия развития ребенка. Кроме того, конфликтность может
быть вызвана психологическими изменениями в психическом развитии детей, недостаточном
или некачественном их воспитании.
Пониманию детско-родительских отношений посвящены
исследования многих отечественных и зарубежных ученых-психологов, среди них
работы: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Т.В. Драгуновой, А.Е. Личко, Н.Н.
Авдеевой, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман, И.В. Шаповаленко, Д.Б. Эльконина, Д.
Боулби, В.И. Гарбузова, М. Эйнсуортаи других.
Для определенного общественного уклада характерен особенный
семейный уклад и взаимодействия между родителями и детьми – детско-родительные
отношения, порождающие определенные установки и взгляды на воспитание в семье,
социальные стереотипы. Очевидно, что цивилизованность общества определяется не
только традиционным отношением к женщинам, старикам, а также и отношением к
подрастающему поколению – детям.
В настоящее время одним из наиболее изученных
аспектов детско-родительских отношений являются родительские установки –
позиции. По определению А.С. Спиваковской (1988) родительские установки
являются