Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Влияние особенностей самооценки на мотивацию деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей самооценки и
мотивации деятельности старшеклассников. 4

1.1 Психологическая характеристика старшеклассников. 4

1.2. Особенности мотивации
деятельности старшеклассников. 10

1.3. Особенности самооценки старшеклассников. 14

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации
деятельности и уровня самооценки старшеклассников. 19

2.1. Организация и методики исследования. 19

2.2 Результаты исследования и их интерпретация. 21

Заключение. 29

Литература  31

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Одна из важных задач, которая стоит
перед психологией и педагогикой, заключается в формировании активной личности,
которая будет мотивированна на деятельную жизненную позицию. В связи с этим
необходимым считается изучение роли мотивации в деятельности индивида. Заметим,
что определение взаимосвязи мотивации с самооценкой личности представляет собой
одной из перспективных направлений психологических исследований. Среди
отечественных ученых данной проблемой занимались В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин.
Так отмечается, что становление субъекта деятельности, который способен
сознательно ставить жизненные цели и добиваться их, обеспечивается мотивацией
достижения, отражающей ценностное отношение индивида к себе как к личности и
субъекту деятельности.

Проблема мотивации,
мотивов поведения и деятельности одна из стрежневых в психологии. Большое
количество монографий как отечественных (В. Г. Асеев, В. И. Ковалев, А. Н.
Леонтьев, Д. И. Узнад- 65 зе), так и зарубежных авторов (Г. Холл, Л. Мюррей, А.
Маслоу, Х. Хекхаузен и др.) посвящено изучению и разработке вопроса мотивации.

На актуальность изучения
так же указывает тот момент, что в период старшего школьного возраста
формирование таких качеств как самооценки и мотивация деятельности
представляются в группе социально важных, поскольку оказывают влияние на
реализацию личности в социуме, построение межличностных отношений, достижений в
поставленных целях и т.п.

Вопросом изучения
самооценки в старшем школьном возрасте занимались Л.И. Божович, М.И. Лисина,
И.С. Кон, Н.А. Менчинская, А.И. Липкина и многие другие.

В связи с этим целью исследования является определение
особенностей взаимосвязи между мотивацией деятельности и самооценкой личности у
старшеклассников.

Объект
исследования – процесс формирования самооценки и мотивации
достижений в старшем школьном возрасте.

Предмет
исследования – взаимосвязь мотивации деятельности и
самооценки старшеклассников.

Гипотеза
исследования: мы предполагаем, что уровень самооценки
старшеклассников оказывает значительное влияние на наличие мотивации
деятельности. Так, при низком уровне самооценки у старшеклассников мотивацией
деятельности будет избегание неудачи, а при нормальном и высоком уровне
самооценки – мотивация достижения успеха.

Поставленная цель и
выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:

1. Составить
психологическую характеристику старшеклассников.

2. Изучить особенности
становления мотивации достижения у старшеклассников.

3. Выявить особенности
самооценки в старшем школьном возрасте.

4. Организовать
исследование и подобрать методики диагностики.

5. Проанализировать
особенности взаимосвязи между мотивацией достижения и уровнем самооценки
старшеклассников.

Методы
исследования:

1. Теоретический (анализ,
синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).

2. Эмпирический
(анкетирование, тестирование подростков)

3. Количественный и
качественный анализ полученных данных.

Структура работы
определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Старший
школьный возраст является важным моментом становления личности и ее физических
и психологических особенностей. Важнейшая психологическая особенность его –
зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний старшеклассников
предвосхищает будущее их положение, которого они фактически еще не достигли,
намного превышает их возможности.

Старший школьный возраст
характеризуется частичным разрушением личностной целостности посредством
быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии и
мышлении. Это определяет, что особое место для старшеклассников занимает
поддержка родителей и окружающих, для его временно ослабевшего «Я» посредством
удовлетворения потребности в любви и принятии.

Важно, что в старшем
школьном возрасте происходит существенное развитие рефлексии в определенных
условиях, среди которых на первый план выходит удовлетворение потребности старшеклассников
в самораскрытии.

Имея ярко выраженные
потребности и мотивы, человек становится субъектом своей жизнедеятельности и
может полностью принимать ответственность за свое развитие. Старший школьный
возраст важен для становления данного компонента, так как одним из
новообразований данного возрастного периода является личностное
самоопределение, когда старшеклассник начинает формировать умение делать выбор
и нести за него ответственность.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки
преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является
ведущей. А главным возрастным мотивом старшеклассников является
мотив деятельности, который, как правило, связан со стремлением добиваться
успеха, избегать неудач, с тем, чтобы повысить или сохранить самоуважение,
самооценку, уважение окружающих. Развитие мотива, баланс стремления к успеху и
желание избегать неудач могут различаться: одни старшеклассники больше
стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются
сохранить уже достигнутое, не рисковать.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей самооценки и
мотивации деятельности старшеклассников

1.1 Психологическая
характеристика старшеклассников

Известно, что возрастные
категории всегда обозначают не только возраст и уровень биологического развития
индивида, но также и его социальные статус и общественное положение.
Современная психология определяет старший школьный возраст от 14 до 16 лет [22].

Один из исследователей,
Л.С. Выготский говорит о том, что переходный возраст включается два ряда
процессов – натуральный и социальный [5]. Натуральный ряд
заключается в процессах биологического созревания организма, включая половое
созревание, а социальный заключается в процессе обучения, воспитания и
социализации. Данные процессы полностью взаимосвязаны, но не являются
синхронными. Это объясняется несколькими положениями:

1. Различность темпов физического и психического
развития. Данные различия существуют в психическом развитии, в интересах старшего
школьника, в умственной зрелости, его уровне самостоятельности.

2. Наличие больших внутренних диспропорций, когда
отдельные биологические системы организма могут созревать в различное время.
Намного больше вариаций в данном контексте происходит в психическом плане,
когда старший школьник еще может быть в одинаковых отношениях со взрослыми, в
то же время оставаться совершенно ребенком.

3. Социальное возмужание по времени не является
тождественным физическому. Так, физическое созревание старшего школьника может
происходит быстрее и заканчиваться ранее, если сравнивать настоящее время и
прошлое столетие. Что касается социального созревания, то отмечается, что
строки обучения увеличились и позже наступает трудовая деятельность. При этом,
средний возраст вступления в брак уменьшился. Это приводит к неопределенности
нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном
сознании [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы