Курсовая с практикой на тему Влияние образа отца (матери) на эмоциональное благополучие и половую идентичность подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗА РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ 5
1.1. Понятия «гендерная идентичность», «гендер» и «гендерные различия» 5
1.2. Особенности гендерной социализации детей 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗА РОДИТЕЛЕЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ПОЛОВУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 19
2.1. Организация и методики исследования 19
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Актуальность исследования. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержку другим людям. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с близкими взрослыми является главным и решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр.
Семья – это скрытое от внешнего наблюдения пространство сложных взаимоотношений. Супружеские и родительско-детские отношения в каждой отдельной семье индивидуальные и неповторимые. Семья играет ключевую роль в формировании гендерной идентичности детей, в частности, подросткового возраста.
Психологические исследования показывают, что первичным звеном гендерной социализации личности является семья, родители, значимые взрослые, принимающие участие в воспитании ребенка. Формирование личности ребенка определяют состав семьи, порядок рождения ребенка, личность родителей, их образ, характер детско-родительских взаимоотношений в семье. В семье закладываются нормы, правила, ценности, гендерные стереотипы, установки и тому подобное. Весомыми составляющими гендерной идентичности в семье есть гендерные особенности родителей, их идентичность и ролевые функции, пол ребенка, представление родителей об особенностях воспитания ребенка данного пола.
Цель исследования – выявить особенности влияния образа отца (матери) на эмоциональное благополучие и половую идентичность подростков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «гендерная идентичность», «гендер» и «гендерные различия».
2. Описать особенности гендерной социализации детей.
3. Провести эмпирическое исследование влияния образа родителей на эмоциональное благополучие и половую идентичность подростков.
Объект исследования – гендерная социализация подростков.
Предмет исследования – особенности влияния образа отца (матери) на эмоциональное благополучие и половую идентичность подростков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В современных условиях вопросы гендера приобрели большую популярность. Однако, довольно редко встречаются в психологических источниках психокоррекционные методы, которые обеспечивают формирование гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей. Их изучение является важным, поскольку они выступают главным компонентом самосознания и самоидентификации ребенка. Внимание обращено именно на детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей из-за того, что гендерная идентификация сегодня значительно затруднена многими факторами: недостаточное количество моделей типично-мужского поведения (неполные, функционально-неполные семьи); значительно больше времени мальчик проводит с представительницами женского пола; трансформационные процессы человечества, которые предъявляют повышенные требования к представителям «сильного пола», общественные тенденции к унификации пола, гендерная стереотипность мышления, отсутствие осознанного родительства, отсутствие гендерной образованности родителей, наличие амбивалентных чувств у отца или матери.
В результате анализа теоретических аспектов проблемы гендерной идентичности подростков было выявлено, что гендерные отличия определяются посредством характеристик, которые присущи мужчинам и женщинам. Данными характеристиками являются следующие: сильный – слабый, доминантный – подчиненный и др. Главные гендерные роли – это роли родителей, детей и супругов. Психология уделяет мало внимания данному аспекту. Таким образом, в изучении нуждаются такие базовые гендерные роли как мать / отец, сын / дочь, муж / жена.
Проблема гендерной социализации ребенка всегда является одной из самых актуальных проблем общества. Именно процесс гендерной социализации личности является неотъемлемой составляющей личностного становления ребенка для полноценного существования в обществе. Психологические исследования показывают, что первичным звеном гендерной социализации личности является семья, родители, другие взрослые, которые принимают участие в воспитании ребенка. Формирование личности ребенка определяют состав семьи, порядок рождения ребенка, личность родителей, характер детско-родительских взаимоотношений в семье. В семье закладываются нормы, правила, ценности, гендерные стереотипы, установки и тому подобное. Весомыми составляющими гендерной социализации в семье есть женщины особенности родителей, их идентичность и ролевые функции, пол ребенка, представление родителей о особенности воспитания ребенка данного пола.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что образ родителей не оказывает влияние на гендерную идентичность подростков, однако, непосредственно влияет на эмоциональное
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗА РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятия «гендерная идентичность», «гендер» и «гендерные различия»
Пол в психологических исследованиях традиционно рассматривается как второстепенная переменная рядом с возрастом, образованием, национальностью. Однако пол или гендер, как это сейчас говорят, не является бинарной переменной. Исследователи выделяют целый ряд аспектов гендера, как собственно биологический пол, гендерная идентичность, гендерные отличия и тому подобное.
Многомерность гендера была выяснена в исследованиях, которые подвергли сомнению биологическую природу пола и продемонстрировали его социально-сконструированный характер. Феминистическая критика традиционных исследований, в которых нормы и стандарты, полученные на выборках белых мужчин из среднего класса, объявляются универсальными, привела к появлению большого количества женских студий с одной стороны, исследований мужчин и маскулинности – с другой. Отдельную группу составляют исследования геев и лесбиянок. Результатом этих разнообразных поисков стало понимание того, что гендер как культурный конструкт является многомерным, в нем можно определить три уровня или измерения: биологический (пол), психологический (маскулинность – феминность) и социальные (гендерные роли).
Понятие «пол» и «гендер» иногда употребляют как синонимы, хотя большинство исследователей их различают. Первый воспроизводит биологические, второй – социальные и культурные особенности дифференциации индивидов по признаку пола. Если пол характеризует генетическую принадлежность индивида к одной из двух категорий, то гендер – это пол как продукт воспитания, влияния культуры или «социальный пол» [1]. Кроме этих двух категорий можно говорить о таких базовых