Курсовая с практикой на тему Влияние нетрадиционных физических упражнений на развитие эмоциональной сферы дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Проблемы эмоций в отечественной педагогике и психологии 5
1.1. Сущность понятия «эмоции» 5
1.2. Проблема развития эмоций 6
Глава 2. Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников 10
2.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста 10
2.2. Особенности эмоциональной сферы дошкольников 15
Глава 3. Экспериментальная работа по изучению влияния нетрадиционных физических упражнений на развитие эмоциональной сферы дошкольников 18
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 18
2.2. Анализ результатов диагностического исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 29
2.3. Описание хода работы по организации нетрадиционных физических упражнений, в виде подвижных игр, способствующих развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 40
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Введение:
Актуальность исследования определяется общепринятым положением, что дошкольное детство является одним из самых важных этапов жизни ребенка. И только психологически грамотное сопровождение естественного развития ребенка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития. Дошкольный возраст — этап интенсивного психического развития. Развиваются все сферы личности ребенка, такие как интеллектуальная, волевая, эмоциональная.
Классики отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) считают, что эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов. Общение с окружающими развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка с другими людьми (М.И. Лисина).
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, П.М. Якобсон и др.), так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развитию эмоций и произвольности способствуют все виды деятельности ребенка, ведущее место среди которых принадлежит игре, а также общение со взрослыми и сверстниками. Чувства ребенка дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию.
Этим и определяется актуальность нашего исследования, поскольку в конце дошкольного возраста происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы, позволяющее ребенку вступить в новые социальные отношения, связанные с поступлением в школу
Объект исследования – процесс развития эмоциональной сферы дошкольников.
Предмет исследования – комплекс нетрадиционных физических упражнений, способствующих развитию эмоциональной сферы дошкольников.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс нетрадиционных физических упражнений для развития эмоциональной сферы дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятия «эмоции»;
2. изучить проблему развития эмоций;
3. Определить психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста;
4. рассмотреть психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста;
5. изучить особенности эмоциональной сферы дошкольников;
6. провести экспериментальную работу по изучению влияния нетрадиционных физических упражнений на развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Методы исследования. Теоретические (анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации).
Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение и список используемой литературы.
Заключение:
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что эмоциональная сфера личности – это многогранное образование, в которое входят эмоции, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, эмоциональные устойчивые отношения. К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности, которые отражают в виде непосредственного переживания тот смысл, который объекты и ситуации имеют для человека, их значимость для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоциональная сфера детей на протяжении дошкольного детства развивается. Исследователи выделяют три основные направления развития эмоциональной сферы: развитие восприятия, опознания и воспроизведения эмоций; эмоциональное регулирование поведения и общения; развитие социальных эмоций. Основными эмоциональными новообразованиями среднего дошкольного возраста являются: способность опознавать и дифференцировать некоторые эмоциональные состояния, развитие эмпатии как способности сопереживать, сочувствовать, содействовать чувству другого человека; способность к эмоциональному предвосхищению. Период от 4 до 5 лет является базовым периодом развития эмоциональной сферы.
Для исследования уровня развития эмоциональной сферы детей 4-5 лет нами были выделены следующие критерии: способность дифференцировать, называть, объяснять эмоциональное состояние; способность к эмоциональному регулированию поведения; способность к проявлению социальных чувств. Также были определены уровневые показатели и подобраны диагностические методики для исследования эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
Диагностическое исследование показало, что эмоциональная сфера детей 4-5 лет развита недостаточно. Более низкий уровень развития эмоциональной сферы у детей обнаруживается по критериям «способность к эмоциональному регулированию поведения» и «способность к проявлению социальных чувств».
Далее нами был составлен и реализован на практике комплекс подвижных игр для развития эмоциональной сферы детей 4-5 лет, в который вошли игры для развития способности понимать, опознавать, дифференцировать эмоциональное состояние; игры для развития способности к эмоциональному регулированию поведения, внимания к эмоциям других, эмпатии; игры для развития социальных эмоций.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Проблемы эмоций в отечественной педагогике и психологии
1.1. Сущность понятия «эмоции»
Существует множество определений эмоций. Эмоциями называются «психические процессы и состояния в форме непосредственного переживания действующих на индивида явлений и ситуаций» .
Эмоции – это «реакция личности, организма на реальную или возможную ситуацию, которая способствует или не способствует жизнедеятельности, соответствует или не соответствует ее ценностными нормативам и установкам» ,
Эмоции – это «физиологическое отклонение от гомеостаза, которое субъективно переживается в форме сильных чувств (например, любви, ненависти, желания или страха) и проявляется в нервно-мышечных, респираторных, сердечнососудистых, гормональных и других телесных изменениях, которые готовят к внешним воздействиям, которые могут быть совершены либо не совершенные» .
Эмоции:
— «психическое отражение в форме непосредственного страстного переживания отношение явлений и ситуаций с потребностями ;
— «психические процессы, проходящие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека» ;
— непосредственное ситуативное, временное отражение страстного переживания человеком отношения к предметам, событиям и явлениям окружающего мира, которые имеют для нее субъективную значимость, «единство специфического субъективного переживания и некоторого отображаемого содержания» .
Д. Майерс определял эмоцию как «реакцию всего организма, содержащую физиологическое возбуждение, экспрессивное поведение и сознательный опыт», Я. Рейковский отмечает, что эмоция, которая получила достаточную силу и организованность, приобретает способность оказывать существенное влияние на функциональное состояние различных психических механизмов, а степень эмоциональной экспрессивности влияет на характер межличностных отношений .
Исходя из приведенного выше, можно сделать вывод, что эмоции – это психические процессы, которые отражают различной продолжительности и интенсивности субъективные переживания человеком ситуативного или действующего значения предметов и явлений временно-пространственного континуума, которые могут оказывать влияние на функциональное состояние различных психических механизмов, проявляясь в нервно-мышечных, респираторных, сердечнососудистых, гормональных и других телесных изменениях и закрепляясь в памяти человека в виде приобретенного чувственного опыта.