Социальное воспитание в образовательных организациях Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние неполной семьи на развитие эмоциональной сферы подростка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Эмоциональные переживания подростков из неполных семей. 6

1.1. Эмоциональное развитие подростка. 6

1.2. Условия развития эмоциональной сферы детей из неполных семей. 8

1.3 Причины влияния неполной семьи на развитие эмоциональной сферы
подростка. 12

1.4 Методы диагностики эмоционального развития подростков из неполных
семей  16

2. Характеристика неполной семьи. 19

2.1 Сущность неполной семьи. 19

2.2 Причины возникновения неполной семьи в современном обществе. 23

2.3. Особенности личности ребенка в неполной семье. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ: 31

  

Введение:

 

Невозможно переоценить
то значение, какое имеют эмоции для индивидуального развития человека, становления
личности ребенка и его социализации. Не случайно практически все авторы, пишущие
об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их
удовлетворением.

Установлено,
что социальное поведение детей зависит от общей социальной ситуации и, особенно,
от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками.

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является
родительская семья.

Именно в семье
формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным
ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности
и основной в психологической поддержке и воспитании. Формирование и развитие эмоциональной
сферы человека – одна из актуальных проблем психологической науки в целом и педагогической
психологии в частности.

Вопрос о неполных семьях актуален потому,
что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились
естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни.
Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие
жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них
материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло
бы дать счастливое супружество [2].

На практике наиболее частыми причинами образования
неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие
типы неполных семей сегодня являются доминирующими.

Согласно статистике, начиная с середины 1990-х
гг., каждый пятый российский ребенок рождался вне брака. Каждый раз тем самым в
России вновь и вновь возникала новая неполная семья.

К сожалению, перешагнув порог нового тысячелетия,
Россия не смогла переломить указанные тенденции.

Число семей, состоящих из двух родителей,
продолжает уменьшаться. К сожалению, существование ребёнка в неполной семье отрицательно
влияет на многие сферы его жизни. В своей работе мы хотели бы обратить внимание
на эмоциональную сферу, которая пронизывает всю психическую жизнь человека, будучи
одним из главных факторов, детерминирующих субъективное качество бытия личности,
характеризуя как индивидуальные, так и социальные процессы.

 Современная социальная среда с ее информационными
перегрузками, нестабильностью, напряженным ритмом жизни, многовариативностью путей
самоопределения и конкуренции предъявляет новые требования к ресурсам эмоциональной
сферы личности.

Наиболее остро
последствия дифицитарного развития проявляются в подростковом возрасте: ситуация
усугубляется интенсивным психофизиологическим развитием, эмоциональной нестабильностью,
импульсивностью, повышенной уязвимостью и особой чувствительностью подростка к воздействиям
среды.

Исследование
эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в неполных семьях, является актуальной
проблемой психологии развития. Как уже говорилось ранее, на сегодняшний день все
большее количество семей распадается, увеличивается количество разводов, в результате
чего дети нередко остаются с одним из родителей.

Для подростка
это важнейшая часть реальности, в которую он попадает с рождения, растет, развивается,
формируется как личность. Семья – это первая и важнейшая социальная группа, оказывающая
наибольшее влияние на развитие личности подростка.

Неполная семья
не всегда благоприятна для успешного психологического развития и становления личности.

Воспитание подростка
в неполной семье может повстречать ряд трудностей, поэтому изучение особенностей
становления личности подростка – весьма актуальная задача современной психологии.

Объект исследования:
эмоциональное развитие подростка

Предмет исследования:
влияние неполной семьи на развитие эмоциональной сферы подростка.

Цель исследования:
изучить какое влияние оказывает неполная семья на развитие эмоциональной сферы подростка

Гипотеза исследования:
воспитание подростка в неполной семье оказывает влияние на его эмоциональную сферу , потому что психологический климат неполной
семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими из-за отсутствия
одного из родителей

Задачи исследования:

1. Описать сущность
понятия «эмоциональная сфера»

2. Раскрыть понятие
«семья» и её влияние на эмоциональное развитие детей в целом.

3. Проанализировать
специфику развития эмоциональной сферы подростков из неполных семей.

4.
Подобрать комплекс диагностических методик для изучения особенностей эмоциональной
сферы подростков из неполной семьи

Методы исследования:

1. Анализ литературы
по проблеме исследования;

2. Психодиагностический
метод с использованием методик

База исследования: МБОУ.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подростковый возраст считается бурным периодом
внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Согласно опросу подростков,
половина 14-летних иногда чувствуют себя настолько расстроенными, что плачут и
хотят бросить всех и все. Четверть опрошенных сообщили, что иногда им кажется,
что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. По статистике,
каждому подростку в 12 лет в этом возрасте приходит в голову мысль о
самоубийстве.

Эмоциональный фон деятельности и
общения у детей в неполных семьях снижен по сравнению с детьми в полных семьях.
Дети из неполных семей с трудом приспосабливаются к жизни, но стремятся строить
теплые, эмоционально насыщенные отношения со сверстниками. В отсутствие отца
дети из неполных семей имеют особое отношение к своим матерям. В то же время
исследования отношения матерей к детям в таких семьях не выявили существенных
различий с родителями в полных семьях. То есть все родители любят своих детей и
стараются обеспечить хорошую семейную атмосферу в семье, но детям неполных
семей необходимо установить особые отношения со своими матерями, братьями и
сестрами. Они также более нежны со своими близкими, боятся потерять их,
потерять свою любовь, чувства, заботу, потерять возможность любить их.

Воспитание ребенка в неполной семье имеет много
функций. Поскольку никого из родителей нет, остальным приходится решать все
материальные и бытовые проблемы семьи. В то же время он должен восполнить
недостаток влияния образования на детей.

В результате неполная семья, несмотря на
некоторые объективные трудности, все же имеет полный потенциал для полноценного
воспитания детей. Родители, которые в силу сложившейся ситуации являются главой
неполной семьи, должны четко осознавать психологические особенности ситуации и
не допускать, чтобы они привели к негативным последствиям. Опыт многих успешных
семей с одним родителем говорит о том, что это возможно

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Эмоциональные переживания подростков из неполных семей

1.1. Эмоциональное развитие
подростка

Подростковый возраст считается бурным периодом внутренних
переживаний и эмоциональных трудностей. Согласно опросу подростков, половина 14-летних
иногда чувствуют себя настолько расстроенными, что плачут и хотят бросить всех и
все. Четверть опрошенных сообщили, что иногда им кажется, что люди смотрят на них,
говорят о них, смеются над ними. По статистике, каждому подростку в 12 лет в этом
возрасте приходит в голову мысль о самоубийстве.

Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет,
теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии.
Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение своей внешности и поведению,
что приводит к нежеланию идти навстречу недостаткам некоторых людей. Временами тревога
парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывался от большинства
форм групповой активности. Существует страх открытых и закрытых пространств.

Некоторые особенности эмоциональных реакций обусловлены
гормональными и физиологическими процессами (физиологи объясняют резкое повышение
общего возбуждения и ослабление торможения всех видов состояний). Однако есть и
психологические факторы: рефлексия, самооценка приводит к вниманию к своему телу,
внешнему виду, что в свою очередь создает тревожность, подвижность, активность.

С уровнем организации и саморегулирования организма повышается
эмоциональная чувствительность, но в то же время повышается возможность психологической
защиты. Спектр факторов, способных вызвать эмоциональное возбуждение человека, с
возрастом расширяется. Взрослого человека спасает развитие эффективных
механизмов внутреннего торможения и самоконтроля, а также избирательность
реагирования на внешние воздействия.

Подростковый возраст — это проявление аномалий личностного
развития, существующих в латентном состоянии дошкольного периода. Отклонения

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы