Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние нарушенных семейных отношений на психическое развитие подростков.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ НАРУШЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Преимущества и недостатки семейного воспитания 6
1.2. Сотрудничество семьи и школы в воспитании учащихся на современном этапе 13
1.3. Нарушение функционирования семейной системы, ее влияние на развитие личности подростка 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, КОТОРЫЕ ВОСПИТЫВАЮТСЯ В СЕМЬЯ С НАРУШЕНИЕМ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 24
2.1. Методы исследования человека 24
2.2. Исследование особенностей эмоциональной сферы подростков, которые воспитываются в семьях с нарушением семейных отношений 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

  

Введение:

 

Актуальность темы. Семья – это особый мир, своеобразно связан со всеми проблемами общества.
Семье принадлежит приоритетное место в процессе формирования и развития личности с момента ее рождения. Она является первым воспитателем ребенка и средой, где передается духовное богатство, культурные традиции, формируются нравственные ценности.
От того, как родители относятся к своему ребенку, чему учат и как воспитывают, зависит, гармонично будет происходить развитие личности, или эффективным будет общественное воспитание.
Результаты социологических исследований подтверждают недостаточность внимания родителей к потребностей младших членов семьи. Да, свободное время проводили совместно с родителями только 17% детей, менее 27% родителей следили за поведением и досугом своих детей.
Hе имея возможности уделить детям достаточно внимания, надлежащим образом ухаживать за ними, родители тем самым освобождают место для воздействия на детей других авторитетов, которыми чаще всего становятся члены компаний во дворе.
В сложных современных условиях особенно остро чувствуется, что воспитать полноценное поколение, способное построить гуманное общество, невозможно без глубокого усвоения им нравственной культуры, духовных достижений. И только совместными усилиями школы и семьи можно достичь желаемых результатов.
Семейное воспитание – мощный источник формирования высокой нравственности, мировоззрения, культуры.
Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Общеизвестным является тот факт, что для ребенка общие семейные повседневные радости и горести, успехи и неудачи – это источник, из которого рождаются чуткость и доброта, бережное отношение к людям.
Семья дает ребенку первые представления, что такое добре и зло, нормы морали, правила сосуществования, первые трудовые навыки. Именно в семье укладаються жизненные планы и идеалы человека.
В формировании личности ребенка активно участвуют и школа, и книги, и театр, и радио, и кино, телевидения, и весь уклад нашей жизни.
Все это так, но влияние семьи – нечто особенное и такое, что начинается с первых шагов ребенка.
Взаимоотношения родителей и детей является одной из наиболее актуальных проблем, которая исследуется современной психолого-педагогической наукой. Именно во взаимодействии со взрослым ребенок входит в окружающий мир, овладевает ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Кроме того, учитывая, что именно в подростковом возрасте закладываются основы следующего социальной жизни в зрелые годы (П.М.Якобсон), учитывая повышенную эмоциональную чувствительность подростка к воздействиям современного социума, возникает необходимость в исследовании индивидуальной среды ребенка. Компонентом такой индивидуального среды и важного детерминантого развития ребенка, в том числе и подростка, является семейное воспитание (Д.В.Берко, О.В.Либин, А.ЕЛичко, О.С.Понькина, Е.Г.Ейдемиллер и др.).
Цель работы состоит во влиянии нарушенных семейных отношений на психическое развитие подростков.
Объект исследования – теоретические основы влияния нарушенных семейных отношений на психическое развитие подростков.
Предмет исслдеования – экспериментальное исследование эмоциональной сферы подростков, которые воспитываются в семья с нарушением семейных отношений.
В процессе работы над проблемой планируется решение следующих исследовательских задач:
— изучить и описать преимущества и недостатки семейного воспитания;
— рассмотреть особенности сотрудничества семьи и школы в воспитании учащихся на современном этапе;
— описать основные аспекты нарушения функционирования семейной системы, влияние на развитие личности подростка;
— рассмотреть методы исследования человека;
— организовать и провести исследование особенностей эмоциональной сферы подростков, которые воспитываются в семьях с нарушением семейных отношений; описать результаты исследования.
Структура работы: работа состоит введения, двух разделов, каждый из которых раскрывает тот или иной аспект рассматриваемой проблемы, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема детско-родительских отношений была актуальна во все времена.
Воспитание ребенка – дело не простое: рождение ребенка не означает, что все само собой, автоматически, слоится в его воспитании.
Подростковый период является одним из самых сложных периодов взросления ребенка, как для самого ребенка, так и для его родителей. В этот период у подростка начинается половое созревание, происходит становление самосознания и рефлексии, формируется определенный образ мышления, ребенок постепенно начинает выходить из «мира детства» и входить в «мир взрослых».
Подростковый возраст – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость.
Начинается отделение подростка от родителей, оно протекает с кризисами и конфликтами. Ребенок открыто протестует родителям и другим взрослым, может стать грубым, резким.
В связи с этим, даже в благополучных семьях возникают определённые сложности в общении с детьми старшего школьного возраста. Вдобавок на уже существующие проблемы, накладывается новая – родители, часто не понимают, что ребенок вырос, и общение с ним должно строиться иначе, нежели чем с маленькими детьми.
Дисгармония заключается в том, что родители не всегда различают, что нужно запрещать, а что, наоборот, следует разрешить.
Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты.
К нарушениям подобного рода относятся: неоднозначное понимание родителями семейных ролей главы семьи, мужа, жены; завышенные требования, предъявляемые родителями к детям, несовместимость нравственных позиций супругов.
На процесс воспитания влияет и загруженность родителя на работе, усталость, неорганизованный быт, собственное здоровье. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу лишь в том, чтобы добиться послушания ребенка. Поэтому они даже не пытаются понять ребенка, прислушаться к его интонациям, рассмотреть его потребности и возможности. Одни родители при этом стремятся решить за ребенка все его проблемы его, а другие поучают, ругают, читают длинные нотации.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ НАРУШЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

1.1. Преимущества и недостатки семейного воспитания

Рано или поздно мы понимаем, что ребенок потенциально способен к ответственным поступкам, у него есть права, интересы, убеждения и основанное на этом право выбора.
От чего зависит результат воспитания сына или дочери? Почему часто родители не понимают, откуда появляются проблемы взаимоотношений «отцов и детей». Ведь спрашивая: «У кого ты только такой уродился?», мы спрашиваем себя, потому что с малыша получается именно то, что закладывают в него родители генетически и во время его роста и развития. Прямо и косвенно мы влияем на формирование характера ребенка собственным примером, личностью, манерой общения, запретами, требованиями, мерой свободы и ответственности, которую даем ребенку.
Многие родители расстраиваются, когда теряют контроль над поведением своих детей. Как показывает практика семейных отношений, некоторые устойчивые стереотипы воспитания и подходы в отношениях с детьми – неприемлемы.
Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания является родительская любовь. Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. При этом ребенок активно познает мир, уверенно определяет свой путь в жизни, выбирает друзей.
Настоящая родительская любовь учит ребенка культуры чувств, пониманию добра. В дальнейшем она помогает ему решать сложные жизненные проблемы. Э.Фрей описал материнскую и отцовскую любовь. Материнская любовь, по своей природе, является безусловной, родительская – более обусловлена. Мать любит ребенка просто потому, что он есть, и есть именно ее ребенком. Отец любит за то, что соответствует его ожиданиям.
Функцией матери он считает поддержку безопасности, отца – решение жизненных проблем [7, с. 35].
Говорят: мать учит ребенка жить в доме, отец помогает выйти в свет.
Любовь к детям – огромная преобразующая сила. Но она может быть и главной причиной неудачного воспитания детей, когда к ним не относятся разумные требования. Такую любовь в народе называют «слепой».
К сожалению, в современных семьях это повторяющееся явление. Некоторые родители видят любовь к детям в том, чтобы отдать им лучше, создать для них любой ценой лучшие условия. Такие родители с гипертрофированным чувством долга, по отношению к детям, своим трудом обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребенка, отстраняют его от любых забот, усилий и трудностей, принимая это бремя на себя. Дети же, в свою очередь, страдают от отсутствия самостоятельности, инициативы и ответственности. Их лозунг: «Нам разрешено все!». Многие проблемы ждут их, ведь они очень любят руководить, в общении с друзьями ведут себя иногда истерически и грубо. Родительское же лозунг воспитания такого типа современной семьи: «Ребенок всегда права!» Мысль их ребенка, его «правда» для них важнее мнения любого взрослого [10, с.24].
В наше время, к сожалению, нередки случаи, когда родители есть, а вот любви нет. Это вовсе не означает, что в этих семьях дети заброшены. Они могут иметь все, что нужно для нормального физического и умственного развития, но не чувствовать внимания, тепла, доверия родителей. По мнению психологов, независимо от возраста ребенок нуждается в ласке и любви. Иногда родители сетуют на то, что подросток, например, не подпускает к себе, шарахается родительских объятий. В этом случае причина – не только в ребенке: это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявления родительской любви ребенок чувствовал довольно редко, и, как следствие, потребность в родительском внимании не сформировалась.
Любовь, тепло и ласка в детском возрасте вполне вернется в старости заботой и вниманием, терпением и терпимостью детей, которые уже сами станут взрослыми.
Говоря о тоне семейной жизни, нельзя забывать о чутком отношеним к старейшим членам семьи – бабушкам и дедушкам. Нередко в семьях с легкой руки некоторых молодых родителей укореняется пренебрежительное отношение к мнению, советам дедушек и бабушек. Нередко слышишь от родителей: «Вы не знаете, какой у нашей бабушки тяжелый характер, она нам только мешает воспитывать детей». В таких случаях, наверное, надо и к себе быть критическим. Может и вам теперь не хватает выдержки, ведь было время, когда бабушка была необходима и тогда не мешала. Некоторые родители полностью перекладывают на дедушку и бабушку воспитания своих детей. Может быть, следует критически отнестись к своим выводам о бабушкином труде, его вкладе в тепло и покой домашнего очага. Если с детства ребенок будет чувствовать, с каким уважением, отзывчивостью его родители относятся к своим родителям, это обязательно скажется и на их отношении к своим родителям в зрелые годы.
Главная особенность семейного воспитания заключается в тому, что оно является эмоциональным по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию существующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и устремлений.
Дети подражают родителям во всем. Первые их представления об идеале, о совершенстве связаны, прежде всего, с образом родителей. Стремление быть похожими на родителей и внешне, и внутренне превращается в самую мощную движущую силу семейного воспитания. Ничто не действует на детей так разительно, как сила примера, а между всеми другими примерами ни один другой не имеет такой силы, как пример родителей. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или учите его. Вы воспитываете его в любой момент вашей жизни … То, как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или огорчаетесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, – все это имеет для ребенка большое значение», — писал А.С.Макаренко [13, с.92].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы