Курсовая с практикой на тему Влияние народной игры на агрессивное поведение у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ 5
1.1 Понятие агрессивности в научно-психологической литературе 5
1.2 Агрессивность детей дошкольного возраста 11
1.3. Особенности народной игры 15
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И НАРОДНОЙ ИГРЫ 18
2.1 Методы исследования агрессивности 18
2.2 Анализ результатов 20
2.3. Народная игра как средство предотвращения агрессивного поведения 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается рост агрессивных тенденций и стремлений среди взрослого населения в российском обществе, который обусловлен такими факторами как: тяжелое материальное положение, не стабильность в работе, семейные проблемы, а также участившаяся пропаганда насилия с экрана телевизоров.
Повышенная агрессивность взрослых отражается и на агрессивности детей.
Проблема агрессивного поведения детей дошкольного возраста изучалась такими учёными, как Т.Б. Беневольская, Л.Берковиц, Л.С.Выготский, И.В.Дубровина, И.С. Зимина, Т.В. Павлова, Е.О. Смирнова, И.А.Фурманов и др.
Проблема межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками исследовалась Я.Л. Коломинским, М.И. Лисиной, А.А. Реан, Т.А. Репиной, Н.Н Шкондой и др.
Теоретико-методологические основы исследования составили: теории агрессии: инстинктивная теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц), фрустрационная теория агрессивного поведения (Д. Доллард, Л. Берковиц), теория социального научения (А. Бандура), теория переноса возбуждения (Д.Зиллман), когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковиц); представление о социометрическом статусе Я.Л. Коломинского; возрастные особенности агрессивности (Е.О. Смирнова, И.А. Фурманов).
Объект исследования ‒ личность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь агрессивности и народной игры детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в изучении агрессивности и народной игры детей старшего дошкольного возраста, их взаимосвязи.
Гипотезой исследования является предположение о наличии взаимосвязи между агрессивностью и народной игрой детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
— на основе изучения и анализа научной литературы определить сущность феномена «агрессивность», его виды, факторы, мотивы;
— охарактеризовать особенности агрессивности детей старшего дошкольного возраста;
— проанализировать практические исследования по проблеме взаимосвязи народной игры детей старшего дошкольного возраста с агрессивностью;
— определить совокупность диагностических методик для изучения агрессивности и народной игры детей старшего дошкольного возраста;
— исследовать агрессивность и проведение народной игры с детьми старшего дошкольного возраста, наличие взаимосвязи между ними;
— провести обработку полученных результатов, их анализ и обсуждение.
Методы и методики исследования:
— теоретические — теоретический анализ научной литературы, а также сравнение, обобщение материалов и исследовательских данных отечественных и зарубежных источников с целью изучения базового понятийного аппарата;
— эмпирические:
— Методика №1. Тест Рене Жиля
— Методика №2. Тест руки Э. Вагнер.
— Методика №3 Анкета для родителей Г.П. Лаврентьевой и Т.М.Титаренко.
— Методика №4. «У кого больше?» Я.Л. Коломинского.
— методы обработки данных: качественный анализ, метод математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
В результате решения задач исследования сделаны следующие выводы:
Агрессивность – форма поведения, характеристиками которой являются внешне выраженные действия субъекта в отношении объекта агрессии, которые носят как деструктивный, так и конструктивный характер.
Старший дошкольный возраст (5–6 лет) – это период, когда у определенной категории детей происходит сохранение и развитие агрессии, что в последствии может спровоцировать формирование такого устойчивого качества личности как агрессивность.
Средствами агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста выступают: случаи физического насилия, вербальные средства, мимические и пантомимические, деструктивные действия.
Сделан вывод о том, что мальчики чаще применяют физические средства агрессии и деструктивные действия, а девочки — вербальные, а также мимические и пантомимические.
Основными источниками агрессивности выступают:
— семья,
— сверстники,
— средства массовой информации.
Распространенными мотивами агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста выступают:
— защита себя от агрессии другого или защита товарища,
— нарушение сверстником установленных в детском сообществе правил,
— стремление завладеть игрушкой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ
1.1 Понятие агрессивности в научно-психологической литературе
Рассмотрим сущность понятия «агрессивность».
Так, в толковом словаре русского языка агрессивность (от лат. aggressio – нападение) трактуется как наступление, нападение, агрессивное отношение к чему-нибудь [2]. Из этого определения можно заключить, что в основе агрессии лежит действие.
В Большой психологической энциклопедии агрессивность рассматривается в качестве целенаправленного мотивированного деструктивного поведения, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе и наносит вред объектам нападения (как одушевленным, так и неодушевленным ); устойчивой характеристики субъекта, отражающей его склонность к поведению направленному на внешние объекты, цель которого — причинение им вреда или выражение гнева, злости [3]. Отсюда выходит, что агрессивность – это форма поведения, которая носит целенаправленный деструктивный характер в отношении определенных объектов как живых, так и не живых. Агрессивность и агрессивное поведение — синонимы.
Основными мотивами агрессивности являются:
— страх или фрустрация;
— желание вызвать страх у других или обратить их в бегство;
— стремление добиться признания собственных идей или осуществления собственных интересов [1].
В словаре практического психолога уточняется, что агрессивность, как индивидуальное или коллективное поведение или действие, направлено на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы [34]. Отсюда выходит, что субъектами агрессивности выступают индивид, коллектив, а ее результатом — физический либо психический вред объекту нападения.
В связи с этим можно привести экспликацию данного термина Х.Дельгаро, рассматривающего человеческую агрессивность в качестве поведенческой реакции, которая характеризуется проявлением силы в попытке нанести ущерб личности или обществу.
В других справочных изданиях под агрессивностью понимается нападение, наступление с целью насильственных действий (сильные физические, словесные или символические действия, причиняющие ущерб другим или себе) [34]; совокупность поведенческих реакций, которые имеют отрицательную эмоциональную окраску по отношению к партнеру, и сопровождаются грубостью, порицанием, с целью подчинения своей воле [38]; действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим.
Среди других определений дефиниции можно привести позиции Ф.Аллана, К. Лоренц, Э. Фромма, К. Хорни и др.
Ф. Аллан определяет агрессивность как некую внутреннюю силу, которая дает человеку возможность противостоять внешним силам [25].
К. Лоренц [18] рассматривает данный феномен как врожденную реакцию человека для защиты территории, которую он занимает.
Согласно Э.Фромму, К. Хорни, агрессия представляет собой реакции личности на враждебную для нее окружающую действительность.
Е.Г. Шестакова [45] отмечает, что агрессивное поведение как внешне выраженное действие, может быть направлено:
— на причинение вреда объекту нападения (деструктивная агрессия),
— на преодоление препятствий без намерения навредить (конструктивная агрессия).
С точки зрения И.М. Кондакова, [29],. агрессивность может выступать в качестве:
— средства достижения той или иной цели, которая является значимой;
— способа психологической разрядки;
— способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении .
Согласно В.П. Зинченко [29], агрессивность – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс , фрустрацию и др. состояния; один из основных способов решения проблем, которые связаны с сохранением индивидуальности и тождественности, защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, сохранением контроля над окружением, существенным для субъекта.
Для более полного понимания сущности феномена агрессивности рассмотрим теории агрессии.