Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние народной игры на агрессивное поведение у детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ 5
1.1 Понятие агрессивности в научно-психологической литературе 5
1.2 Агрессивность детей дошкольного возраста 11
1.3. Особенности народной игры 15
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И НАРОДНОЙ ИГРЫ 18
2.1 Методы исследования агрессивности 18
2.2 Анализ результатов 20
2.3. Народная игра как средство предотвращения агрессивного поведения 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается рост агрессивных тенденций и стремлений среди взрослого населения в российском обществе, который обусловлен такими факторами как: тяжелое материальное положение, не стабильность в работе, семейные проблемы, а также участившаяся пропаганда насилия с экрана телевизоров.
Повышенная агрессивность взрослых отражается и на агрессивности детей.
Проблема агрессивного поведения детей дошкольного возраста изучалась такими учёными, как Т.Б. Беневольская, Л.Берковиц, Л.С.Выготский, И.В.Дубровина, И.С. Зимина, Т.В. Павлова, Е.О. Смирнова, И.А.Фурманов и др.
Проблема межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками исследовалась Я.Л. Коломинским, М.И. Лисиной, А.А. Реан, Т.А. Репиной, Н.Н Шкондой и др.
Теоретико-методологические основы исследования составили: теории агрессии: инстинктивная теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц), фрустрационная теория агрессивного поведения (Д. Доллард, Л. Берковиц), теория социального научения (А. Бандура), теория переноса возбуждения (Д.Зиллман), когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковиц); представление о социометрическом статусе Я.Л. Коломинского; возрастные особенности агрессивности (Е.О. Смирнова, И.А. Фурманов).
Объект исследования ‒ личность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь агрессивности и народной игры детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в изучении агрессивности и народной игры детей старшего дошкольного возраста, их взаимосвязи.
Гипотезой исследования является предположение о наличии взаимосвязи между агрессивностью и народной игрой детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
— на основе изучения и анализа научной литературы определить сущность феномена «агрессивность», его виды, факторы, мотивы;
— охарактеризовать особенности агрессивности детей старшего дошкольного возраста;
— проанализировать практические исследования по проблеме взаимосвязи народной игры детей старшего дошкольного возраста с агрессивностью;
— определить совокупность диагностических методик для изучения агрессивности и народной игры детей старшего дошкольного возраста;
— исследовать агрессивность и проведение народной игры с детьми старшего дошкольного возраста, наличие взаимосвязи между ними;
— провести обработку полученных результатов, их анализ и обсуждение.
Методы и методики исследования:
— теоретические — теоретический анализ научной литературы, а также сравнение, обобщение материалов и исследовательских данных отечественных и зарубежных источников с целью изучения базового понятийного аппарата;
— эмпирические:
— Методика №1. Тест Рене Жиля
— Методика №2. Тест руки Э. Вагнер.
— Методика №3 Анкета для родителей Г.П. Лаврентьевой и Т.М.Титаренко.
— Методика №4. «У кого больше?» Я.Л. Коломинского.
— методы обработки данных: качественный анализ, метод математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате решения задач исследования сделаны следующие выводы:
Агрессивность – форма поведения, характеристиками которой являются внешне выраженные действия субъекта в отношении объекта агрессии, которые носят как деструктивный, так и конструктивный характер.
Старший дошкольный возраст (5–6 лет) – это период, когда у определенной категории детей происходит сохранение и развитие агрессии, что в последствии может спровоцировать формирование такого устойчивого качества личности как агрессивность.
Средствами агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста выступают: случаи физического насилия, вербальные средства, мимические и пантомимические, деструктивные действия.
Сделан вывод о том, что мальчики чаще применяют физические средства агрессии и деструктивные действия, а девочки — вербальные, а также мимические и пантомимические.
Основными источниками агрессивности выступают:
— семья,
— сверстники,
— средства массовой информации.
Распространенными мотивами агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста выступают:
— защита себя от агрессии другого или защита товарища,
— нарушение сверстником установленных в детском сообществе правил,
— стремление завладеть игрушкой.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ
1.1 Понятие агрессивности в научно-психологической литературе

Рассмотрим сущность понятия «агрессивность».
Так, в толковом словаре русского языка агрессивность (от лат. aggressio – нападение) трактуется как наступление, нападение, агрессивное отношение к чему-нибудь [2]. Из этого определения можно заключить, что в основе агрессии лежит действие.
В Большой психологической энциклопедии агрессивность рассматривается в качестве целенаправленного мотивированного деструктивного поведения, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе и наносит вред объектам нападения (как одушевленным, так и неодушевленным ); устойчивой характеристики субъекта, отражающей его склонность к поведению направленному на внешние объекты, цель которого — причинение им вреда или выражение гнева, злости [3]. Отсюда выходит, что агрессивность – это форма поведения, которая носит целенаправленный деструктивный характер в отношении определенных объектов как живых, так и не живых. Агрессивность и агрессивное поведение — синонимы.
Основными мотивами агрессивности являются:
— страх или фрустрация;
— желание вызвать страх у других или обратить их в бегство;
— стремление добиться признания собственных идей или осуществления собственных интересов [1].
В словаре практического психолога уточняется, что агрессивность, как индивидуальное или коллективное поведение или действие, направлено на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы [34]. Отсюда выходит, что субъектами агрессивности выступают индивид, коллектив, а ее результатом — физический либо психический вред объекту нападения.
В связи с этим можно привести экспликацию данного термина Х.Дельгаро, рассматривающего человеческую агрессивность в качестве поведенческой реакции, которая характеризуется проявлением силы в попытке нанести ущерб личности или обществу.
В других справочных изданиях под агрессивностью понимается нападение, наступление с целью насильственных действий (сильные физические, словесные или символические действия, причиняющие ущерб другим или себе) [34]; совокупность поведенческих реакций, которые имеют отрицательную эмоциональную окраску по отношению к партнеру, и сопровождаются грубостью, порицанием, с целью подчинения своей воле [38]; действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим.
Среди других определений дефиниции можно привести позиции Ф.Аллана, К. Лоренц, Э. Фромма, К. Хорни и др.
Ф. Аллан определяет агрессивность как некую внутреннюю силу, которая дает человеку возможность противостоять внешним силам [25].
К. Лоренц [18] рассматривает данный феномен как врожденную реакцию человека для защиты территории, которую он занимает.
Согласно Э.Фромму, К. Хорни, агрессия представляет собой реакции личности на враждебную для нее окружающую действительность.
Е.Г. Шестакова [45] отмечает, что агрессивное поведение как внешне выраженное действие, может быть направлено:
— на причинение вреда объекту нападения (деструктивная агрессия),
— на преодоление препятствий без намерения навредить (конструктивная агрессия).
С точки зрения И.М. Кондакова, [29],. агрессивность может выступать в качестве:
— средства достижения той или иной цели, которая является значимой;
— способа психологической разрядки;
— способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении .
Согласно В.П. Зинченко [29], агрессивность – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс , фрустрацию и др. состояния; один из основных способов решения проблем, которые связаны с сохранением индивидуальности и тождественности, защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, сохранением контроля над окружением, существенным для субъекта.
Для более полного понимания сущности феномена агрессивности рассмотрим теории агрессии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы