Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние межличностных отношений супругов на степень удовлетворенности браком

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения исследования степени удовлетворенности браком в
современных семьях. 5

1.1  Проблема изучения семьи в психологической
науке. 5

1.2 Удовлетворенность
браком. Подходы к интерпретации понятия. 8

1.3. Анализ
факторов, влияющих на характер супружеских отношений. 14

Вывод по 1
главе: 18

Глава 2. Исследование влияния
типа брачных отношений на его устойчивость  19

2.1. Устойчивость классической
формы брака в современном обществе. 19

2.2. Специфика браков в их
устойчивости. 20

Вывод по 2
главе: 30

Вывод. 31

Список используемой литературы   34  

Введение:

 

Во все времена семья
выступала и выступает основным звеном общества, которая является главным
стимулом общественных преобразований и комфортной средой развития каждого
отдельного человека. Стабильность и экономический подъем государства зависят от
социальной активности, самостоятельности и ответственности семьи, ее духовного
и физиологического здоровья, успешного ее функционирования в качестве
полноправного социального субъекта.

Большое значение при этом
придается многодетной семьи, при условии организации взвешенной
социально-педагогической поддержки государственными и негосударственными
институтами, общественными организациями, сможет укрепить как демографическую
ситуацию в стране, так и укрепить традиционные морально-духовные ценности
общества.

Исследование семьи как
социально-педагогического объекта достаточно популярное и актуальное, однако,
несмотря на значительный научно-практический интерес к данной проблеме, в
теории социальной педагогики отсутствуют теоретические основы организации и
осуществления социально-педагогической поддержки семей, содействие
направленности на повышение ее социальной субъектности, саморазвития,
самоопределению и утверждению семейных ценностей.

В современном обществе
широко распространена озабоченность по поводу нестабильности брака и
родственных отношений, разочарование в традиционных ценностях семьи. Признаками
этих явлений является все большее количество альтернативных форм брачно-семейных
отношений, а именно: одиночество, незарегистрированное сожительство,
сознательно бездетный брак, гомосексуальные модели, открытый брак, внебрачный
секс, свингерство и интимная дружба, а также групповой брак, жилые сообщества и
коллективные семьи, интернет способы знакомств и виртуальные — нетимитации
семейных взаимоотношений, виртуальная сексуальная адукция [1, 2].

Проблемы брака и семейных
отношений, представленные во многих исследованиях (как эмпирических, так и
обобщающих), в которых определяется терминологический аппарат, анализируется
методология, разрабатываются теоретические построения [3-5]. Большинство
авторов, рассматривая брак на макроуровне, признают его динамичным социальным
инструментом, изменения которого взаимосвязаны с динамикой исторического
развития общества и отсутствием надежной правовой защиты.

Переломным моментом в
развитии науки о семье было возникновение представления о ней как о системе и
введение в семейную психологию терминов «семейная система», «семейные
подсистемы», «информация», «обратная связь». Основные подходы, определяющие
закономерности супружеских взаимоотношений, базирующихся на принципах
структурности, функциональности и адаптивности отношений [6]. Но проблема
семейных и, в частности, брачных отношений еще далека от своего окончательного
решения.

Степень разработанности
проблемы. На данный момент в мировой науке накоплен огромный опыт по
исследованию семьи, ее места, роли в жизни современного общества (Л.Б. Шнейдер [20],
В.Г. Крысько [15], В.Н. Дружинин[5]). Значительный интерес исследователей был
посвящен социально-психологическим аспектам общения и взаимодействия в семье и
ее роли в процессе формирования личности (А.В. Петровский [10], Л.И. Божович
[3], А.А. Бодалев [4], Б.П. Парыгин [16]).

Многочисленные исследования
дают обширный эмпирический материал для направления последующих работы к
осознанию психологических механизмов зарождения будущих семейных отношений и к
изучению проблем современных семей. С учетом вышеизложенного, исследование
особенностей восприятия супругами друг друга и степень удовлетворенности браком
в связи с этим, представляет большой интерес и является весьма важным и
актуальным.

В курсовом исследовании
использован богатейший опыт отечественных и зарубежных исследований в области
семейной психологии.

Объектом исследования
выступают супружеские пары.

Предметом исследования
является удовлетворенность браком в семьях в контексте межличностных отношений.

Целью курсовой работы
является изучение специфики восприятия супругами друг друга в семьях с
различной степенью удовлетворенности браком.

Исходя из поставленной
цели, в работе решен целый ряд задач, среди которых выделим основные:

— изучены
терминологические характеристики некоторых понятий и категорий, важных для
курсового исследования;

— рассмотрены проблемы
взаимоотношений в супружеских парах;

— изучены теоретические
вопросы семейной психологии;

— освещен опыт различных
исследований в сфере восприятия супругами друг друга и взаимосвязанность этого
процесса с удовлетворенностью брака.

Методологическая основа
исследования. В качестве методологической основы выступили общепсихологические
принципы детерминизма как взаимообусловленности развития и функционирования
объектов в процессе их взаимодействия системности.

Методы исследования:
изучение и анализ литературы по теме исследования, изучение и обобщение
отечественного и зарубежного опыта, анализ, синтез, контент-анализ.

Практическая значимость
исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практике консультирования
по проблемам брачно-семейных отношений, в разработке анкет и опросников по
выявлению мотивов вступления в брак.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Итак, семья — это очень
важный элемент социальной структуры общества. Изменения, которые происходят в
семье, влияют на характер общественных отношений, на состояние и развитие
самого общества. Семейная деятельность регулируется и направляется традициями,
обычаями, нормами, господствующими в обществе при определенных исторических
условиях.

Как составляющая
общества, семья испытывает влияние всех тех изменений, которые в нем
происходят. Экономическая и социальная кризис, спад производства, безработица,
социальная незащищенность — все это оказывает негативное влияние на семью,
предопределяет ее современный кризис в РФ. Кризис института семьи проявляется в
потере ориентации молодежи на создание собственной семьи, в низкой рождаемости,
малодетная семейной ориентации, увеличении количества разводов, росте
количества внебрачных детей и тому подобное. Анализ литературы по проблеме
семейных отношений подтверждает интерес исследователей к проблемам современной
семьи. В большинстве теоретических работ и практических исследованиях
подчеркивается меняющийся в зависимости от изменений общества характер семейных
отношений.

Социально-психологическое
исследование семьи, применение методов психотерапии и коррекции семейных
отношений, дает знание той части законов, которые лежат в основе процесса
социализации личности и которые наиболее сильно влияют на членов семейной
общности. Проблема удовлетворенности браком изучается в психологии уже давно.

Большинство психологов
считают, что решение нужно искать в отношении супругов к своему браку, так
сказать к образу о семье, сложившемся в сознании человека под влиянием
различных событий. мы раскрыли содержание концепции качества брака, выделили
показатели благополучных брачно-супружеских отношений и в систематизированном
виде представили комплекс факторов, детерминирующих эти показатели.

Анализ литературы
показывает, что можно выделить общие черты, свойственные семьям в изменяющемся
обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост
разводов. Вместе с тем в большинстве работ, посвященных семье, она
рассматривается как относительно закрытая система, имеющая слабую связь с
окружающими институтами, организациями и даже группами. Как отечественные, так
и зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого
отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной
взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.

Результаты проведенного исследования показали, что исследуемые пары
совсем не выбирают стратегию соперничества для реагирования на конфликты, тем
самым не используют в отношении оппонента жестких тактик.

Из полученных результатов мы видим, что потребность в безопасности и у
мужчин, и у женщин коррелирует со стратегиями поведения в конфликте. Это
означает, что она является важной при выборе стратегии в конфликте. То есть
неудовлетворенная потребность в безопасности может стать, как причиной
конфликтов, так и причиной выбора той или иной стратегии. Следующим нашим шагом
было проследить наличие связи между ценностями и стратегиями поведения в
конфликте. Прежде всего мы исследовали ценности.

В показателях женщин мы выявили корреляционные связи таких ценностей
как: безопасность, зрелость и социальность с стратегиями разрешения конфликта.
Соответственно, такая ценность как «безопасность» коррелирует со стратегией
«избегания», где r(25)=0,54; р0.05, и со стратегией «сотрудничество», где
r(25)=0,39; р0.05. «Зрелость» коррелирует со стратегией «компромисс», где
r(25)=0,41; р0.05. «Социальность» коррелирует со стратегией «приспособление»,
где r(25)=0,38; р0.05, и со стратегией «сотрудничество», где r(25)=0,39; р0.05.

Исследовав ценности, было замечено, что и у мужчин, и
у женщин такая ценность, как зрелость коррелирует со стратегиями поведения в
конфликте. Можно сделать вывод о том, что именно эта ценность, которая несет в
себе такой смысл как: зрелое понимание жизни; глубокая эмоциональная и духовная
связь; чувство собственного достоинства; понимание своего назначения в жизни,
имеет важное значение при выборе стратегий поведения в конфликте. Она одинаково
важна, как для мужчин, так и для женщин
 

Фрагмент текста работы:

 

В отечественной
психологической науке проблемой исследования семьи занимались различные ученые,
а именно:
Роджерса [12], В. Сатир [13], Н.М. Обозовой [10], А.М.
Волковой [4], В.А. Сисенка [15], С. Торохтия [17], А.Г . Тиводар [16], А.А.
Карабановой [5], А.Я. Кляпец [7], Н.Х. Сафиной [13], и других.. В то же время
относительно зарубежной психологии, то здесь необходимо отметить определенных
исследователей таких как Сатир, Дж. Левинджер, Г.А.Левис, Г.В. Спаниер
[22] и других. Большинство отечественных
ученых отмечает, что переход нашей страны в условия новых экономических
отношений повлиял на формирование семьи, так как семья прямо или косвенно
отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью»
[5; с. 78].

Как мы видим,
социально-психологические исследования современной семьи позволяют определить
то, что «представление семьи все больше уходит от безусловно признанных строгих
функций, заданных обществом, а все более приближаются к образу семьи, как малой
группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее
личностей»[2; с.88-94].

Анализ литературных
источников[1; с. 63, 3; с. 74, 6; с. 47] показывает, что исследователи,
работающие над изучением проблем современной семьи придают большое значение как
социальному, так и психологическому исследованию. Так, наиболее значительные
работы в области исследования социально-психологических функциональных
взаимоотношений исследуемой проблемы представлены в работах. Антонова А.И.,
Голода С.И., Мацковского М.С., Харчева В.Г. и других. В современной
психологической науке, существуют ученые, которые занимались изучением
социально-психологических характеристик семьи. В своих исследованиях эти ученые
так или иначе выходили к аспекту специфики семьи, которая обусловлена тем, что
она является совокупностью разнообразных отношений: между супругами
(супружеский союз), супружеское благополучие, родителями и детьми, между
поколениями, представителями разных полов. С одной стороны, семья — явление
общественное, а с другой — естественное. В силу этих обстоятельств, надо
отметить, что семья – это двуединое явление, в котором своеобразно отражается
противоречивое единство природного и социального на уровне первичной ячейки
общества.

Поиск наиболее важных
сфер и феноменов современной семьи может идти в направлении анализа семейных
функций и семейных ролей.

В
социально-психологических исследованиях современной семьи (Гозман Л.Я.,
Шкопоров И.Б., Ольшанский Д.В.) выделяются различные направления, а именно:
психологическая совместимость — несовместимость; факторы супружеского
благополучия; стиль эмоциональных отношений между любыми двумя членами; ценности
семьи и другие [4; с. 41]

Психологическая
совместимость-несовместимость определяется такими критериями, как-то:

— эмоциональная сторона
супружеских отношений, степень привязанности;

— сходство представлений
супругов о себе, о партнере, о мире в целом;

— сходство моделей
общения партнеров и поведенческих особенностей;

— сексуальная и
психофизиологическая совместимость партнеров;

— общий культурный
уровень, степень психической и социальной зрелости супругов, совпадение систем
ценностей и другие [4; с. 47].

Исследователями
современной семьи выделяется определенные факторы супружеского благополучия такие
как: психобиологическая совместимость, образование, трудовая стабильность,
возраст, продолжительность знакомства и другие.

Все эти факторы так или
иначе определяют в семьи психологическую совместимость — несовместимость.
Наиболее анализируемым в современной психологической науке является следующее
определение психологической совместимости — «взаимное принятие партнеров по
общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании –
сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, личностных и
психофизиологических особенностей» [3; с. 67].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы