Курсовая с практикой на тему Влияние (либо взаимосвязь) микрокультуры семьи на психологическое здоровье детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.. 6
1.1. Психологический климат в семье как один из основных
факторов психологического здоровья детей. 6
1.2. Стили семейного воспитания как элемент
психологической культуры родителей и их влияние на становление личности ребенка. 10
Выводы по первой главе. 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МИКРОКУЛЬТУРЫ
СЕМЬИ ВЛИЯЕТ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА-ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ.. 21
2.1. Организация и методики исследования. 21
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 24
Выводы по второй главе. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 32
Введение:
Актуальность темы
исследования. Сегодня в условиях глобализации конфликты
и конфликтные ситуации становятся все сложнее, особенно между подростками,
подростками и их родителями. Для того, чтобы конструктивно их решить,
необходимым является правильное противостояние. Потенциально любой спор может
перерасти в конфликтную ситуацию. Поэтому огромная роль отведена качеству
решения спора – договоренности между сторонами, которая влияет на все
дальнейшее развитие отношений.
Особая роль в развитии ребенка, его эмоциональной и
личностной сферы, системы взаимоотношений с окружающими, в частности, со
сверстниками, традиционно отводится фактору взаимодействия с родителями. В
процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и
упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать
разнообразные психотехнические приемы организации его поведения.
Благодаря своим
особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для
эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые
помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его
безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержку другим людям.
Многочисленные психологические исследования (В.И. Гарбузов[1], Т.А. Куликова[2], И.М. Марковская[3], В.Б. Тарабаева[4] и многие другие)
показывают, что общение ребенка с близкими взрослыми является главным и
решающим условием становления всех его психических способностей и качеств:
мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр.
Семья – это скрытое от
внешнего наблюдения пространство сложных взаимоотношений. Супружеские и
родительско-детские отношения в каждой отдельной семье индивидуальные и
неповторимые. Под стилем семейного общения понимается совокупность родительских
чувств, ожиданий, установок, оценок, шаблонов поведения по отношению к ребенку.
Исследованием темы
влияния стиля семейного общения и семейных взаимоотношений на развитие личности
ребенка занимались ученые М. Буянов[5], В. Гарбузов[6], Н. Жданова[7], О. Ионина[8], А. Спиваковская[9] и многие другие.
Целью
исследования: изучить влияние микрокультуры семьи
влияет на взаимоотношение ребенка-подросткового возраста со сверстниками.
Реализация поставленной цели предполагает решение
следующих задач:
1. Дать характеристику психологическому
климату в семье как одному из основных факторов психологического здоровья детей.
2. Рассмотреть стили семейного воспитания как
элемент психологической культуры родителей и их влияние на становление личности
ребенка.
3. Провести эмпирическое исследование
особенностей взаимоотношений в семье между подростками и их родителями.
4. Разработать рекомендации для родителей.
Объект
исследования: психологическая культура родителей как
фактора психологического здоровья детей в контексте детско-родительских
отношений.
Предмет
исследования: влияние микрокультуры семьи влияет на
взаимоотношение ребенка-подросткового возраста со сверстниками.
Гипотеза
исследования состоит в
предположении о том, что выбранный родителями стиль семейного воспитания, как
элемент микрокультуры семьи, влияет на уровень агрессивности у подростков, в
частности, и во взаимоотношениях со сверстниками.
Методы
исследования:
– анализ
психолого-педагогической литературы по теме исследования;
– метод синтеза и
обобщения;
– анкетирование;
– тестирование.
Теоретическую
основу исследования составили труды таких исследователей, как
Т.В. Калинина, Л.В. Левицкая, Т.С. Смирнова, которые рассматривали особенности
детей подросткового возраста; В.Б. Тарабаева, Г.Т. Хоментаускас, которые
рассматривали особенности взаимоотношений между подростками и родителями и
другие.
Структура
курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования
и включает в себя введение, две главы, выводы по главам, список использованной
литературы и одно приложение. [1] Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их
лечение / Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. – Л.: Медицина. Ленингр.
отд-ние, 1977. – С. 192-264. [2] Куликова Т.А.
Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед.
учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: «Академия», 1999. – 232 с. [3] Марковская И.М. Тренинг
взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб.: Речь, 2005. – 150с. [4] Тарабаева В.Б. Психологические
причины конфликтов подростков с родителями: дис… канд. психол. наук: 19.00.13
/ В.Б. Тарабаева. – М., 1996. – 156 с. [5] Буянов М.И. Ребенок из
неблагополучной семи: записки детского психиатра / М.И. Буянов. – М.: Просвещение,
1988. – 221 c. [6] Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их
лечение / Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. – Л.: Медицина. Ленингр.
отд-ние, 1977. – С. 192-264. [7] Жданова Н.М. Формирование
благоприятного психологического климата в семье младших школьников [Электронный
ресурс] / Н.М. Жданова. – Режим доступа:
http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-41.pdf. [8] Ионина О.С. Факторы, определяющие
психологическое здоровье ребенка / О.С. Ионина // Вестник Шадринского
государственного педагогического университета. – 2017. – №1 (33). – С. 105-109. [9] Спиваковская А.С. Психотерапия:
игра, детство, семья / А.С. Спивакоская. – Т 2. – М.: ООО Апрель Пресс, 2000. –
464 с.
Заключение:
В результате написания
данной работы была достигнута ее цель − изучено влияние микрокультуры семьи
влияет на взаимоотношение ребенка-подросткового возраста со сверстниками.
Становление внутреннего мира личности ребенка старшего
дошкольного возраста происходит под воздействием множества факторов, таких как
особенности взаимоотношений в семье, со сверстниками и педагогами;
эмоциональное здоровье ребенка; воспитательное и социализирующее воздействие
таких источников информации как интернет, радио, телевидение, компьютерные
игры, кино, журнальная и газетная продукция. Семья – ведущий
фактор развития личности ребенка, от которого зависит дальнейшая судьба
человека.
Психологическая культура родителей, стиль избранного
ими воспитания создают в семье свой климат, который оказывает непосредственное
влияние на становление личности ребенка, на его психологическое здоровье.
Психологический климат семьи есть чрезвычайно важным
условием развития ребенка, поскольку семья – это первая среда, в которой
оказывается ребенок с момента рождения.
В семье ребенок
приобретает первый социальный опыт. На формирование личности ребенка влияют не
только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок
воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у
родителей было единство взглядов на воспитание и развитие ребенка. Для
сохранения психологического здоровья ребенка родителям необходимо уделять
внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или
неуверенности в себе, в своих силах, интересах, способностях; его отношениям к людям
и жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ КАК
ФАКТОРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
1.1.
Психологический климат в семье как один из основных факторов психологического
здоровья детей Семья как первичная ячейка общества становится
объектом изучения различных отраслей наук. Существует немало разъяснений
понятия «семья». Согласно определению М. Соловьёва, «семья – малая
социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации собственного
быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях
между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, и другими
родственниками, проживающими вместе и ведущих совместное хозяйство»[1].
Также семью можно определить, как динамическую малую
социальную группу людей, объединенных общностью проживания (или временным
отсутствием) и родственными отношениями (браком, кровным родством,
усыновлением), общностью формирования и удовольствие социально-экономических и
биологических потребностей, любовью, взаимной моральной ответственностью. Среди
основных функций, которые выполняет семья, выделим две, наиболее зависимые от
ее психологического климата.
Коммуникативная функция позволяет удовлетворять
потребности членов семьи в взаимопонимании и общении. Психолого-педагогические
исследования подтверждают, что формирование разных социальных установок,
ориентаций, эмоциональной культуры, нравственное и психическое здоровье
человека непосредственно зависят от характера общения в семье, от проявления
психологических установок в общении, от морально-психологической атмосферы в
семье. Выделяют следующие компоненты коммуникативной функции: организация
внутри – семейного общения, посредничество семьи в контакте своих членов со
средствами массовой информации, литературой, искусством; влияние семьи на
многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер
его восприятия.
К факторам, которые обуславливают особенности внутри
семейного общения, относятся: многоаспектность семейных отношений
(экономические, идеологические, половые, морально-родственные и т.п.), их
естественность, постоянство, глубокая интимность, взаимная заинтересованность,
направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности членов семьи. Формы
общения членов семьи: просмотр телепередач, чтение и обсуждение книг, журналов,
газет, ведение хозяйства, работа в саду, на огороде, на даче, совместные
беседы, семейные походы и прогулки.
Восстановительно-рекреативная или психотерапевтическая
функция семьи – это взаимная поддержка жизненного тонуса членов семьи, внимание
друг к другу и «резонирование» (понимание и помощь друг другу в самореализации
и личностном развитии членов семьи). Каждый член семьи должен быть уверенным в
спокойном, заботливом отношении к нему родных и близких. Без взаимного
внимания, труда и усилий всех членов семья не может выполнять восстановительную
роль – быть психотерапевтическим центром, где можно снимать напряжение, давать
каждому ощущение душевного комфорта. Значимость восстановительно-рекреативной
функции особенно возрастает в наши дни, когда ритм жизни заметно ускорился, а
современная техника и поток информации требуют максимальной собранности и
четкости, создают нервные перегрузки[2].
От этой функции семьи во многом зависит
психологическое здоровье супругов и их детей, психологическая уравновешенность
и устойчивость, психологическое удовлетворение жизнью и самим собой, более
высокая психологическая подготовленность к преодолению ре них жизненных
трудностей[3].
Любая семья представляет
собой интимную социальную группу, жизнь в которой имеет свою специфику, а люди,
создающие ее, индивидуальны и неповторимы. Главной отличительной [1] Зацепин В.И. Брак и семья / В.И.
Зацепин // Психология семьи: хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара:
Бахрах-М, 2007. – С. 3-32. [2] Функции семьи [Электронный ресурс]
// azps.ru А. Я. Психологии. – Режим доступа:
http://azps.ru/handbook/f/funkcii_semyi.html. [3] Функции семьи [Электронный ресурс]
// azps.ru А. Я. Психологии. – Режим доступа:
http://azps.ru/handbook/f/funkcii_semyi.html.