Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние кибербуллинга на процесс самоактуализации подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Феномен кибербуллинга как предмет психологического исследования 5
1.1.Понятие кибербуллинг в психологии 5
1.2.Основные подходы к изучению и пониманию феномена кибербуллинга, виды кибербуллинга 12
1.3.Особенности возникновения процесса кибербуллинга 13
1.4. Обобщение рассмотренных исследований 19
ГЛАВА 2. Феномен самоактуализации как предмет психологического исследования 21
2.1. Феномен самоактуализации, понятие самоактуализации в психологии 21
2.2.Основные подходы к изучению и пониманию феномена самоактуализации 23
2.3. Обзор современных исследований феномена самоактуализации 25
2.4. Особенности процесса самоактуализации у подростков 26
ГЛАВА 3. Особенности самоактуализации у подростков, подвергшихся кибербуллингу 28
3.1. Проблема кибербуллинга в подростковом возрасте 28
3.2. Проблема самоактуализации в подростковом возрасте 30
3.3.Анализ современных исследований процесса самоактуализации у подростков, подвергшихся кибербуллингу 34
3.4.Специфика самоактуализации у подростков, подвергшихся кибербуллингу 36
ГЛАВА 4. Эмпирическое исследование 39
ВЫВОДЫ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

  

Введение:

 

Буллинг — иностранное слово, переводимое у нас как травля. Это социальный феномен, который сейчас активно изучается. Суть этого феномена — поиск любого человека в группе, сообществе, которого затем коллективно подвергают преследованиям, издевательствам, пугают, притесняют. Любая группа стремится иметь определенную структуру, мы не раз замечали, что есть активные дети, которые пробиваются в лидеры, и есть дети, которым комфортно быть в коллективе незаметными, спокойными, ведомыми. Эта структура не формируется в коллективе раз и навсегда, а может меняться. Травля — девиантный феномен, который сейчас стал очень распространенным. За счет травли так же происходит структурирование группы: те, кто издеваются, становятся на время лидерами, а жертвы травли быстро теряют свой статус в сообществе: их перестают замечать, уважать, начинают игнорировать. Буллинг заканчивается при вмешательстве со стороны взрослых, которые транслируют ценности недопустимости унижения и преследования. Также травля может закончиться, если в группе сверстников поменяется лидер сообщества, который заступится за жертву и сам начнет транслировать ценности уважения каждого человека в коллективе.
Кибербуллинг — это та же травля, которая развивается на просторах интернета. Насколько распространен кибербуллинг? По последним данным, четверо из десяти пользователей интернета переживали преследования в интернете. В сети мы невидимы, не видно нашего лица, мимики, не всегда понятно, с какой интонацией говорится тот или иной комментарий.
Из-за этого создается благоприятное пространство для буллинга. Подросток, который практикует кибербуллинг, не всегда может ясно осознавать, что его деятельность — это именно травля. Границы буллинга размыты: что это — издевательства, черный юмор, такая манера общения, неудачные шутки или кибербуллинг? Подростки рисуют карикатуры на своих знакомых, придумывают издевательские надписи, – все это может ощутимо поднимать статус и популярность того, кто практикует травлю, его могут поддерживать и замечать благодаря остроумным и обидным шуткам над другими. За счет травли в интернете подростки, которые это начинают, могут существенно повысить свою популярность. Интернет — особая среда, со своими правилами. Это как параллельная реальность, где мы — не совсем мы, где нет ясных моральных правил, где взрослые часто сами пишут комментарии, которые полны ненависти. Все эти факторы делают кибербуллинг естественной составляющей интернет-процессов.
Объект исследования: процесс самоактуализации подростков.
Предмет исследования: влияние кибербуллинга на процесс самоактуализации подростков.
Целью работы является анализ влияния кибербуллинга на процесс самоактуализации подростков.
Задачи:
1.Выделить особенности феномена кибербуллинга как предмета психологического исследования.
2.Охарактеризовать феномен самоактуализации как предмета психологического исследования.
3.Выделить особенности самоактуализации у подростков, подвергшихся кибербуллингу.
4. Провести эмпирическое исследование влияния кибербуллинга на процесс самоактуализации подростков.
Методика исследования: Тест САТ, Опросник САМОАЛ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Тема самореализации личности в современном мире с каждым годом становится все более популярной. Возрастающий интерес к этому вопросу можно объяснить тем, что человек стремится максимально использовать свой потенциал, получая удовлетворение от своих действий.
Одним из примеров современного исследования проблемы психологической травли в школьном коллективе является исследование В. Марука (Victoria Lynn Maruca) (2015). Согласно полученным результатам, определённый тип буллинга может запускать целый ряд различных стрессовых реакций и психосоматических симптомов, которые негативно сказываются не только на общем психологическом состоянии «жертвы», но и на состоянии её здоровья. В данном исследовании участвовали ученики средних школ, в Луисвилле, Кентукки и в Питтсбурге (всего — 181 человек в возрасте от 14 до 19 лет). Согласно полученным данным, различные типы буллинга привели к конкретным моделям реакции на стресс у учеников. Автором отмечается, что издевательства порождают издевательства, так, учащиеся, которые подвергались психологическому буллингу, могли так же «одобрить» и иные виды издевательств. Среди прочего отмечались: прямой буллинг (тип буллинга, проявляющийся в нанесении физического вреда, вреда имуществу, порочащих материалов и т. д.), издевательства сексуального характера, а также дискриминирующий тип буллинга, ориентированный на запугивание и ущемление прав другого человека [11].
Чувство удовлетворенности своей деятельностью, в свою очередь, способствует росту положительных эмоций, которые являются основой для счастья. Выявление взаимосвязи субъективного благополучия и самореализации важно для изучения проблемы, связанной с направленностью личностной активности. Речь идет о благополучии, понимаемом по-разному в зависимости от общественно или индивидуально ориентированной личности, в зависимости от эгоистической или альтруистической направленности. Можно быть «благополучным», удовлетворяя лишь свои собственные амбиции. Вероятно, также и противоположная личностная позиция — альтруистическая, человек чувствует себя наиболее счастливым, получая удовлетворение от своей деятельности, направленной на пользу для общества.
Понятие «субъективное благополучие» (subjective well-being) было введено в рамках позитивной психологии и часто используется в качестве синонима, заменителя понятия «счастье». Одно из направлений современных психологических исследований — позитивная психология — изучает феномены психической реальности личности, осуществляющие позитивное функционирование человека и совладание с жизненными трудностями.
Основанный на идеях гуманистической психологии эвдемонистический подход представляет благополучие как развитие индивидуальности человека, полноту самореализации, возможность становиться субъектом собственной жизни. Следует отметить, что события, не приводящие к получению удовольствия, могут способствовать достижению субъективного благополучия в связи с осознанием человеком своих жизненных целей, повышением осмысленности жизни, появлением способности к сопереживанию.
Описывая черты типичных «булли» (преследователей), Д. Олвеус отмечал у них сильную потребность в доминировании власти и подчинении других учеников, импульсивность и высокий уровень раздражительности, сниженный уровень эмпатии (вплоть до подавления сочувствия к своим жертвам). Если булли — мальчик, то, как правило, он физически сильнее других учеников, что даёт ему ощущение превосходства. Также отмечается склонность к провоцирующему, агрессивному поведению, которое может проявляться не только в отношении сверстников, но и взрослых, включая родителей и учителей [3].
Говоря об особенностях, свойственных жертвам буллинга, то здесь Д. Олвеусом отмечаются качества, противоположные чертам булли. Например, если говорить о физической силе, то буллируемые мальчики, как правило, физически слабее других, что может влиять на их уверенность в себе. Тревожность, неуверенность в себе, заниженная самооценка влияют на способность жертв противостоять булли, которые, как описывалось ранее, могут не испытывать сочувствия к буллируемым детям. Отдельно отмечается, что такие дети могут быть склонны к депрессивным состояниям и суицидальным мыслям и не иметь близких друзей среди своих сверстников. Также жертвам свойственны такие черты как: пугливость, чувствительность, замкнутость и застенчивость, что делает их не только более уязвимыми перед их обидчиками, но и затрудняет возможность рассказать взрослым о возникших проблемах [3].

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Феномен кибербуллинга как предмет психологического исследования
1.1. Понятие кибербуллинг в психологии

Одним из страхов в подростковом возрасте является буллинг. Буллинг — английский аналог слова «травля». Это намеренная, постоянная травля, при которой явно прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора; террор любого вида: психологический, физический, открытый и незаметный.
Зачастую обнаружение и решение проблемы зависит от родителей и учителей – в одиночку детям крайне сложно справиться с агрессией, направленной против них. При этом травля сказывается на личностном развитии, а ее последствия могут дать о себе знать и во взрослом возрасте.
Что такое буллинг, как его распознать и как вести себя, если ребёнок подвергся насилию или сам стал агрессором [3,с.54].
Рассмотрим особенности развития личности в подростковом возрасте. Чаще его называют переходным, и прежде всего переходным в биологическом смысле. Длительность данного этапа жизни входит в рамки от 10-11 лет до 15-16 лет. Социальный статус подростка от детского отличается очень мало. С психологической точки зрения возраст во многом очень противоречив, и характеризуется он наибольшими диспропорциями в темпах и уровне развития. Для этого возраста наиболее характерной психологической особенностью является зарождающееся чувство взрослости, и выражается оно в том, что желания подростка и планы превосходят его возможности и то, что фактически этого он еще не достиг.
От многих условий зависит и сама длительность подросткового периода жизни, например, от определенных условий воспитания ребенка, от предъявляемых нормах и требованиях к нему. Ребенок здесь приобретает новые для него волевые черты: умение преодолевать трудности и препятствия, упорство в процессе достижения цели, настойчивость. По сравнению с младшими школьниками он уже учится ставить перед собой цели и достигать их. Но недостаточность воли все еще сказывается на поведении, в частности, когда он, являясь более настойчивым в одном деле, проявляет меньшее внимание к другому. Внимание к любому виду деятельности чаще всего здесь происходит с импульсивным характером, и выбор деятельности происходит более избирательно.
Чувства подростка развиваются высокими темпами под влиянием окружающей среды, формируются идеалы и убеждения, мировоззрение подростков. Подросткам присуща потребность в повышенном внимании к своей личности, к оценке своих личных качеств. Весь мир воспринимается посредством через взрослых [16,с.112].
Часто на этом этапе жизни может возникнуть кризис подросткового возраста, он связан с возникновением нового уровня самосознания, где характерной чертой является появление у подростков потребностей и способностей к познанию самого себя как личности, у которой имеются свои качества и отличия. Это порождает у подростка появление стремления к самовыражению, самоутверждению. Для всех подростков общими вне зависимости от различий в социализации их являются те психологические особенности, где в основе лежит развитие рефлексии, которые порождают потребности понимания самого себя и быть на уровне предъявляемых к себе требований, то есть достигнуть установленного избранного образца. Если у подростка имеются устойчивые личностные интересы, то это его делает более целеустремленным, а значит, и внутренне более организованным и собранным. В свою очередь, это способствует формированию волевых личностных качеств.
Переходный возраст заканчивается с возникновением некоторого личностного новообразования, обозначить которое можно термином «самоопределение». Конкретизируется оно, с точки зрения самосознания субъекта в общественно значимой, новой позиции. В основном формирование самоопределения происходит на второй фазе развития, в 16-17 лет, то есть в раннем юношеском возрасте, когда при условии скорого окончания школы появляется необходимость в определении своего будущего. Самоопределение здесь отличается от его мечтаний, так как основывается оно на устойчивых уже стремлениях и интересах, предполагает учет внешних и внутренних обстоятельств и возможностей, связано с выбором процессии и опирается на новое сформированное мировоззрение подростка [2, с.34].
В итоге можно обобщить, что характеризуется подростковый возраст выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, которая связана с поиском своего места в обществе. Подросток с наибольший силой начинает рефлексировать на себя, на общество, на других, по-другому расставляет интересы и приоритеты, другой смысл в его жизни приобретают друзья и сверстники, семья, школа. Подросток, при сравнении себя со взрослыми и с более младшими детьми, приходит к заключению, что он уже совсем не ребенок, а скорее взрослый, впоследствии стремится к признанию окружающими его значимости и самостоятельности, начинает чувствовать себя взрослым.
Главная потребность в подростковом возрасте – быть «значимым», найти свое место в обществе, в сообществе сверстников. В общении со сверстниками в подростков происходит проигрывание сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, которые основываются на «кодексе товарищества», реализуется стремление подростков к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками – это деятельность, в процессе которой происходит практическое освоение моральных ценностей и норм. В этой деятельности формируется самосознание подростков как основное новообразование психики.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы