Курсовая с практикой на тему Влияние интеллектуальных игр на развитие познавательного интереса школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Понятие познавательного интереса школьников 5
1.1 Сущность познавательного интереса школьников 5
1.2. Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса школьников 8
Глава II. Использование интеллектуальных игр при обучении 12
школьников в рамках общеобразовательной программы 12
2.1 Возможности общеобразовательной программы для активизации 12
познавательного интереса школьников 12
2.2. Система интеллектуальных игр, направленных на формирование 14
познавательного интереса 14
2.3. Описание результатов эмпирического исследования и значимости интеллектуальных игр как средства активизации учебного интереса школьников 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Введение:
Проблема организации пoзнaвaтeльнoгo интереса — одна из наиболее распространенных. Эта проблема нуждается в доказательствах, что и предоставила нам педагогическая наука. Чтобы подготовить к творчеству ребенка не нужно доказывать. На это и должны направить все свои силы педагоги.
Стремление к постоянному развитию и творчеству, которые являются не определенными качествами данными при рождении или же неким подарком от самой природы. Это в первую очередь зависит от воспитания конкретного обучающегося[10]. Таким образом зарождающее стремление к творчеству может быть быстро и безболезненно самостоятельно превратить в еще один способ воздействия со стороны педагогики, в частности, в средство как формирование познавательных интересов учеников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
На данный момент основной спектр внимания в современных школах уделяют исследовательской деятельности школьников вне зависимости от их возрастных особенностей. При грамотной организации подхода ко всей познавательной деятельности в рамках школы, ученики с большим удовольствием будут погружаются в учебно-образовательный процесс. Последующее увеличение интереса, а также внимания к познавательной деятельности имеет под собой четкую агументацию. Все дело в том, что любая творческая работа, с учетом ее включения в учебный процесс, может оказывать положительное влияние на обучающихся. У школьников он будет пробуждать желание к самостоятельно что-либо исследовать[1].
Актуальность проблемы заключается в недостаточном уровне развития познавательного интереса школьников на протяжения всего периода обучения.
Объектом исследования является процесс развития познавательного интереса у обучающихся.
Предметом исследования выступают интеллектуальные игры как средство развития познавательного интереса младших школьников.
Материал исследования представляет собой исходные данные, а также результаты проведенного эксперимента.
Цель исследования: выявить и обосновать условия, при которых игровая деятельность в виде интеллектуальных игр становится основным и эффективным средством развития познавательного интереса у школьников.
Задачи:
• изучить научно-методическую литературу по данной теме;
• установить каким образом с помощью интеллектуальных игр можно, развивать познавательные способности детей;
• дать рекомендации по развитию индивидуальных способностей детей посредством интеллектуальных игр.
Методы исследования, использованные для достижения поставленной в работе цели: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, индивидуальная беседа с младшими школьниками, наблюдение, эксперимент.
Научная новизна работы заключается в выялении новой системы интеллектульных игр, которые более быстро и целостно способствуют развитию познавательного интереса у обучающихся.
Практическое значение полученных результатов находит отражение в улучшении целостного процесса познавательного интереса у группы обучающихся.
Апробация результатов исследования была также представлена в некоторых научных семинаров, которые происходили в рамках подведения результатов исследования.
Структура работы представляет собой введение, теоритическую и практическую главы, заключение и список используемой литературы.
Заключение:
На данный момент особенно четко осознается ответственность общества, а в частности педагогов, за воспитание подрастающего поколения. Постоянное преобразование общеобразовательной и, конечно же, профессиональной школы направлено на использование всех данных ресурсов и возможностей, которые выделяют для повышения эффективности всего общеобразовательного и воспитательного процесса.
Однако стоит отметить, что не все существующие на данный момень педагогические ресурсы используются должным образом в сфере воспитания и развития обучающихся. К подобным редко используемым средствам воспитания и впоследствии обучения учеников относится и интеллектуальная игра[6].
Современная педагогика и психология выделяют в интеллектуальной игре следующие важные особенности:
• полифункциональность – то есть некоторые неограниченные возможности предоставить личности учеников в позицию активного субъекта деятельности, а не в позицию пассивного «потребителя» предлагаемой информации;
• интеллектуальная игра относится практикующими учителями и психологами к методам воздействия косвенного характера: обучающийся не ощущает себя объектом воздействия со стороны взрослых, а является полноправным субъектом позавательной деятельности;
• интеллектуальная игра — это определенного рода средство, в котором воспитание плавно переходит в самовоспитание;
• интеллектуальная игра очень тесно связана с полноценным и всестороннем развитием личности ученика, особое значение она преобретает в детстве, тогда и интенсивно развивается познавательный интерес;
• интеллектуальная игра – одна из первых основных видов деятельности, к которой относится особенно значительная роль в целостном развитии личности обучающегося.
При организации процесса интеллектуальных игр преподавателю важно учитывать возрастные особенности обучающихся того или иного класса, так как школьный возраст отличается важным периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах жизни личности. Именно поэтому необходимо достичь того уровня достижений, которые осуществляются каждым ребенком на данном выбранном возрастном этапе. В том случае, если в этом возрасте обучающийся не почувствует полноценную радость познания, то он не приобретет необходимые умения учиться самостоятельно. Сделать это ему в дальнейшем будущем будет намного труднее, так как потребуется больше затрат физического и морального характера.
Во время интеллектуальной игры у обучающегося, помимо других психических процессов, формируется воображение, заключающие в себе и некоторую отрешенность от происходящей действительности, и в то же время проникновение в неё. Способности обучающихся к преобразованию действительности в их личных образах и преобразованию этой действительности в действии в настоящем времени, а также ее изменению закладываются и, конечно же, подготавливаются в процессе игрового действия. Также в игре впервые учениками прокладывается путь от их собственных чувств к организованному целеноправленному действию. Точно такой же путь может проделываться от действия к чувству. Иными словами, в интеллектуальной игре находят свое место и формируются все стороны психической жизни личности обучающихся в тех ролях, которые ученики, играя, примеряют на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность обучающегося.
В интеллектуальной игре по мере возможности каждого ученика формируются те свойства, которые необходимы для учения в современной школе. Это в свою очеред обуславливает готовность обучающихся к непрервыному обучению.
На разных этапах развития обучающимся свойственны разные видоизменения интеллектуальной игры, однако это изменение не должно расходится с установленными особенностями выбранного этапа. Участвуя в развитии обучающегося, интеллектуальная игра как бы сама развивается и становится разнообразнее.
В этом случае основная цель преподавателя является утверждение и последующее последовательное руководство целостным процессом формирования самостоятельной интеллектуальной игры у каждого обучающегося того или иного класса. При этом свое влияние игра может оказывать не только на отдельную личность, но и на коллектив школьников в целом[7].
Таким образом можно сделать вывод, что только интеллектуальная игра в форме некоторой детской самостоятельности в самой своец наибольшей степени оказывает должное правильное влияние на психическое развитие всех необходимых процессов ученика. Именно в этом и заключается педагогическая ценность интеллектуальной игры, если опустить тот факт, какое влияние данный вид игры оказывает на развитие познавательного интереса. Однако в данной ситуации необходимо помнить, что чтобы интеллектуальная игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности необходим тщательный учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся выбранного класса. При соблюдении этих главных условий интеллектуальная игра будет служить развитию и воспитанию учеников, что, в свою очередь, оказывает особое положительное влияние на познавательный интерес.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Понятие познавательного интереса школьников
1.1 Сущность познавательного интереса школьников
Основным фактором формирования личности любого отдельно взятого школьника является познавательный интерес, своевременное развитие которого влияет на качество всего процесса обучения. У обучающихся, как правило, не возникает каких-либо затруденений в развитии данного навыка, однако сложность заключается в должном улучшении этого вида интереса.
Если обратиться к педагогической энциклопедии, то можно найти определение понятия «интерес» — это стремление для познания определенного объекта или явление в окружающем индвидума мире. Стоит помнить, что понятие «интерес» имеет множество значений, как правило, его содержимое неизменно может быть связано с характеристикой различных социальных групп, которые различаются разной общностью, так и с характеристиками личности.
Познаватльный интерес направляет целостную познавательную деятельность обучающихся в нужное для учителя русло. В этом случае в роли предмета познавательного интереса будет выступать наибольшее значимое свойство отельно взятого ученика – то есть стремление проникать во все многообразие окружающего мира и познавать его отдельные составляющие. На основе познавательного интереса совершенствуются и другие навыки и умения обучающихся: они начинают стараться находить новые характеристики в том или ином предмете, который привлекает их внимание, а также пытаются найти более глубокие причинные связи и отношения между различными явлениями, происходящих в окружающем мире.
В исследованиях Г.И. Щукиной познавательный интерес представляется как своего рода определенное направление личности обучающегося, обращенное к области определенному познанию или же предметной стороне этого познания. Непрерывное образование помогает обучаюмуся включитаься в нужную для него деятельность [15].
Н.Г. Морозова в своих исследованиях описывает данный процесс иначе. Любого вида познавательный интерес опреляет его интересы. Н.Г. Морозова рассматривает интерес как некоторое эмоционально-познавательное отношение к тем или иным предмету или деятельности.
На основе исследований Л.С. Выготского можно сделать вывод, что интересы выступают в качестве основы для всестороннего развития личности обучающихся на любом этапе обучения. Интересы познавательного характера имеют глобальное значение в жизни любого ученика [3].
Таким образом, познавательный интерес представлен в различных своих состояниях. Условно различаются последовательные стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Любопытство – это стремление к непреревному познанию, которое обучающийся проявляет неосознанно. На данной стадии данная составляющая дана ученику для ориентировки в той или иной ситуации.
Любознательность представляет собой активный интерес ко всему, что окружает обучающегося. Подобный интерес обуславливается тем, что ученик хочет проникнутся во всё, что для него представляет особенную важность.
При последующем становлении познавательного интереса его развитие определяется познавательной активностью, а также мотивацией. Поэтому данная стадия характеризуется тем, как в общей сложности развивается познавательная деятельность обучающегося[9].
Теоретический интерес непосредственно связан с тем, как обучающийся стремится познать поставленные перед ним сложные теоретические вопросы и те проблемы, которые возникают в отдельной отрасли науки, а также использовать их, для того чтобы использовать как инструмент познания.
Все ступени познавательного процесса достаточно сложны и представляют собой тесную взаимосвязь. Весь смысл любого вида познавательных интересов – это в первую очередь уровень влияния на обучение, развитие и воспитание обучающегося.