Методы исследования и оценки риска девиантного поведения Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние городской и сельской среды на формирование стрессоустойчивости

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 4
1.1. Понятие стрессоустойчивости 4
1.2. Стрессоустойчивость как основа психического здоровья личности человека 11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ 23
2.1. Материалы и методы исследования 23
2.2. Результаты исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

 

  

Введение:

 

Для приспособления к ускоряющемуся ритму жизни современного общества человеку с ранних лет необходимо преодолевать определенные физические и психические нагрузки. Современный стиль жизни вызывает перенапряжение нервной системы и способствует частому возникновению стрессовых ситуаций. Стрессы ухудшают самочувствие, формируют чувство неудовлетворенности работой, негативно сказываются на эффективности профессиональной деятельности. Затянувшиеся неустойчивые психические состояния могут вызывать дезадаптивное поведение человека, оказывать негативное воздействие на его здоровье.
В условиях жесткой рыночной конкуренции особый смысл приобретает задача подготовки высококвалифицированных специалистов, работающих в сфере обслуживания. Один из критериев отличного сервиса — это умение работать с, так называемыми, «сложными клиентами», сохранять спокойствие в любой, даже самой непростой, конфликтной ситуации. Соответственно, персоналу необходимы навыки профилактики и преодоления стрессовых ситуаций, которые будут способствовать развитию стрессоустойчивости.
Проблемами стрессоустойчивости и саморегуляции занимались такие учёные, как П.К. Анохин, В.Е. Клочко, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, И.П. Павлов, И.М. Семенов. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблемы психической саморегуляции принадлежит научной школе В.М. Бехтерева, а также его ученикам и последователям, таким как Б.Г. Ананьев, М.Я. Басов, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Г. Селье, Д. Гринберг и др.
Объектом исследования является стрессоустойчивость, а его предметом – влияние городской и сельской среды на стрессоустойчивость.
Объект и предмет исследования определили его цель – изучить влияние городской и сельской среды на стрессоустойчивость.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие стрессоустойчивости;
2. Рассмотреть стрессоустойчивость как основа психического здоровья личности человека;
3. Определить материалы и методы исследования;
4. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: стрессоустойчивость городских жителей выше, чем у сельских жителей. Так как городская среда обитания отличается более быстрым темпом жизни, в ней присутствует больше различных факторов, которые могут вызывать стресс у человека, поэтому для поддержания ментального здоровья человека, проживающего в городе, требуется более высокий уровень стрессоустойчивости, нежели людям проживающим в сельской местности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Устойчивое поведение человека в условиях стресса является одним из важных психологических факторов обеспечения успешного преодоления стресса. Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств ее формирования и поддержания имеет важное значение для целого ряда жизненных и профессиональных событий, которые протекают в экстремальных условиях.
Стрессоустойчивость как любой психологический феномен появляется не вдруг и не сразу, а имеет свое генетическое происхождение, являясь и средством, и результатом психического развития. В связи с этим разработка проблемы стрессоустойчивости является, на наш взгляд, актуальной проблемой психологии и, отражая ее междисциплинарный характер, отвечает задачам психологии развития, клинической психологии и социальной психологии.
На современном этапе понятие «стрессоустойчивость» рассматривается с нескольких точек зрения. Так, ряд авторов заменяют понятие стрессоустойчивости понятием эмоциональной или неврно-психической устойчивости. В рамках данного исследования стрессоустойчивость понимается как «устойчивость эмоций», характеризующаяся постоянство динамики эмоциональных переживаний и являющаяся качественной характеристикой эмоционального переживания личности, детерминированной, с одной стороны, способностью сохранять определенное время состояние переживания на одном уровне, а с другой стороны, предрасположенностью личности к переживанию определенного вида эмоций (положительных и отрицательных). С другой стороны, стрессоустойчивость описывается как исключительно «деятельностная» характеристика, позволяющая соотнести возможности индивида с составляющими характеристиками деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
1.1. Понятие стрессоустойчивости
Проблема стресса и стрессоустойчивости в современном обществе имеет непреходящий характер, обусловленный социальным заказом. Особую актуальность проблема повышения стрессоустойчивости приобретает в связи с социальной, экономической, политической и практической значимостью обеспечения должного уровня стрессоустойчивости в общественно необходимых видах деятельности. Причина пристального внимания к проблеме стрессоустойчивости связана с особенностями перехода к информационному обществу, ростом научно-технического прогресса, повышением конкуренции и требований к профессиональной деятельности.
Как показал анализ литературы по проблеме, к настоящему времени, с одной стороны, накоплено значительное количество результатов многоплановых исследований, посвященных изучению стрессоустойчивости, с другой стороны — многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость и недостаточность концептуальных и методологических разработок данного психологического феномена.
Стрессоустойчивость как любой психологический феномен появляется не вдруг и не сразу, а имеет свое онтогенетическое происхождение, будучи и средством, и результатом психического развития личности. Однако в психологической литературе этот вопрос освещен фрагментарно, вне принципов развития и системности личности. В практическом содержании акцент делается на развитие отдельных качеств (поисковая активность, копинг-стратегии и копинг-ресурсы), на рекомендации по психокорекции людей, испытавших стрессовые ситуации, то есть речь, в основном, идет о свершившихся фактах и о реабилитации. В связи с этим разработка проблемы стрессоустойчивости в контексте онтогенетического развития личности является, на наш взгляд, актуальной проблемой психологии.
Исследователи связывают стрессоустойчивость со способностью быть эмоционально стабильным или психически устойчивым (Н.Д. Левитов; П.Б. Зильберман; Я. Рейковский; В.Л. Марищук; В.Г. Норакидзе; К.К. Платонов; А.Г. Маклаков), с надситуативной активностью (В.А. Петровский), с поисковой активностью (В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский), с сопротивляемостью (C.S. Carver, A. Antonovsky), со смыслопорождением (Ф.Е. Василюк), с творческим поведением, не привязанным к биологическим факторам (Ф.Е. Василюк, К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, В.И. Кабрин и др.), с выносливостью (жизнестойкостью) (S. Kobasa, M.C. Pucetti, С. Мадди).
В психологической науке нет единого понимания содержания такого явления, как стрессоустойчивость, и, следовательно, нет единственного определения этого понятия.
Под термином «стрессоустойчивость» понимаются такие явления, как эмоциональная устойчивость, психологическая стойкость к стрессу, стресс-резистент-ость, фрустрационная толерантность и многие другие.
Как замечает В.А. Бодров, в настоящее время нет ясности в понимании сущности стрессоустойчивости, и большинство авторов в качестве синонима употребляют термин «эмоциональная устойчивость», механизмы и сущность которой изучены лучше [6].
Так, Л.М. Аболин определяет эмоциональную устойчивость как свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели [1]. Тем самым подчеркивается, что критерием эмоциональной устойчивости является достижение цели деятельности, что, на наш взгляд, неоправданно сужает смысловое поле рассматриваемого понятия.
В противоположность описанному подходу, ряд исследователей расширяет смысловое поле понятия «стрессоустойчивость» до таких пределов, что понятие становится размытым и общим, теряя свой описательный характер.
К примеру, Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации [7].
В.А. Бодров пишет, что стрессоустойчивость есть свойство личности, способствующее высокой продуктивности деятельности в экстремальном пространстве [4].
Л.Г. Дикая определяет эмоциональную устойчивость как результат взаимодействия личности, состояния и среды [11].
На наш взгляд, действительно, при изучении факторов стрессоустойчивости необходимо уделять пристальное внимание особенностям взаимодействия личности с ситуацией, однако и само определение стрессоустойчивости должно быть более детализированным.
Ряд исследователей рассматривает стрессоустойчивость через призму физиологических детерминант, в частности, через общие свойства нервной системы и темперамент (Б.А. Вяткин, С.Л. Макаренко, В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов).
Так, Я. Рейковский рассматривает как основу стрессоустойчивости «чувствительность в эмоциогенных раздражителях» [29]. Этого же подхода придерживается К.К. Платонов, хоть и с некоторой оговоркой: он рассматривает стрессо-устойчивость как взаимодействие эмоционально волевых качеств личности (степень волевого владения достаточно сильными эмоциями) в их отношении к характеру деятельности и пишет, что важна не сама по себе большая или более малая эмоциональная возбудимость, а ее влияние на навыки и на деятельность человека [26].
В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов сводят стрессоустойчивость к свойству темперамента, позволяющему надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии [27].
Согласимся, что физиологические и психофизиологические особенности человека влияют на возникновение и протекание стресса. Однако из этого не следует, что в экстремальных ситуациях эти механизмы срабатывают фатально, без возможности управления ими личностью. Оценка ситуации человеком, приписывание ей того или иного индивидуального смысла выполняет решающую роль в ее восприятии либо как стрессогенного фактора, либо как фактора, способствующего успешной адаптации.
Другие авторы (Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н. Сирота и др.) относят к стрессоустойчивости различные когнитивно обусловленные механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы) и механизмы психологической защиты (Н. Хаан). Копинг-механизмы проявляются в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере человека в виде разнообразных копинг-стратегий: противостоящего совладания, дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия ответственности, планового решения проблемы, позитивной переоценки (Р. Лазарус, С. Фолкман). Также это копинг-стратегии решения проблемы, поиска социальной поддержки, избегания проблемы (Д. Амирхан). На ко-пинг-стратегии влияет локус-контроль (Д. Роттер), этнический фактор (Л. Тауке-нова), тип ВНД (Л. Собчик), психические и соматические заболевания (Е. Чехла-тый, Н. Сирота, В. Ялтонский).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы