Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Влияние гиперопекающего стиля семейного воспитания на формирование личности младшего школьника

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ ГИПЕРОПЕКАЮЩЕГО СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 5
1.1 Сущность изучаемой проблемы 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 9
1.3 Педагогические условия формирования гармоничной личности 13
Выводы по главе 1 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГИПЕРОПЕКАЮЩЕГО СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1 Диагностика стилей семейного воспитания и формирование личности младших школьников 16
2.2 Внедрение в практику методов воспитания детей 22
2.3 Динамика процесса формирования личности младших школьников 23
Выводы по главе 2 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..……….31

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На формирование личности ребенка оказывает влияние множество факторов. Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья. Именно от семьи в первую очередь зависит, каким будет расти ребенок и какое место в обществе он займет. Определено, что тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки, набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми.
Каждый родитель любит своего ребенка и хочет дать ему самое лучшее. Но некоторые родители своей чрезмерной заботой не дают формироваться личности ребенка, убивают в нем активность, инициативность, ответственность. Такой стиль воспитания в педагогике называется гиперопекающий. Педагогу важно вовремя увидеть подобный стиль поведения воспитания и принять меры: практиковать специальные методы воспитания. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Степень разработанности темы. Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалев, Н.В. Бондаренко и другие.
Исследованиями в области семейных отношении, влияющих на развития личности ребенка занимались такие психологи и педагоги как Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, А.У. Лопатин, Б.С. Волков и другие.
Проблема исследования. Какова взаимосвязь между гиперопекающим стилем семейного воспитания и формированием личности младшего школьника?
Объект исследования – влияние стиля воспитания на формирование личности.
Предмет – влияние гиперопекающего стиля семейного воспитания на формирование личности младшего школьника.
Цель исследования – выявление взаимосвязи между гиперопекающим стилем семейного воспитания и формированием личности младшего школьника.
Гипотеза исследования. Предполагается, что если в семье практикуется гиперопекающий стиль воспитания, то младшие школьники отличаются низкой активностью, малопримечательностью, безынициативность и безответственностью.
Задачи исследования:
1) изучить сущность изучаемой проблемы;
2) выявить психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
3) исследовать педагогические условия формирования гармоничной личности;
4) провести диагностику стилей семейного воспитания и формирование личности младших школьников;
5) внедрить в педагогическую практику методы воспитания детей, способствующие гармоничному формированию личности;
6) проследить динамику процесса формирования личности младших школьников;
7) сделать выводы.
Методы исследования: — теоретические: анализ и синтез информации; — эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов к ним, заключения, библиографического списка, состоящего из 25 источников, 4 приложений. Основная часть работы включает в себя 3 таблицы и 4 рисунка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал младшего школьника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми.
Стиль семейного воспитания имеет огромное значение на формирование личности ребенка. Гиперопекающий стиль воспитания крайне негативно влияет на развивающие личность. Родители своей чрезмерной заботой и вниманием подавляют активность детей, делают их безответственными и безынициативными. Такие дети не имеют собственной жизненной позиции, сильно зависят от окружающих людей, в частности, родителей. От этого страдает их психологическое развитие, они постоянно испытывают психологический дискомфорт, а, в следствии, этого повышает тревожность и агрессия.
Именно по этой причине задача педагога обратить внимание на стиль семейного воспитания и внедрить педагогические методы в учебный процесс, которые будут способствовать формированию здоровой и гармоничной личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ ГИПЕРОПЕКАЮЩЕГО СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ ГИПЕРОПЕКАЮЩЕГО СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1 Сущность изучаемой проблемы

Исследователи стилей семейного воспитания говорят о том, что существует некая классификация, основанная на различных признаках и свойствах. Рассмотрим подробнее основные стили семейного воспитания.
1. Авторитарный стиль.
Родители с авторитарным воспитанием придерживаются традиционного канона, который заключается в авторитете и власти родителей, безоговорочном послушании детей.
Зачастую в таких семейных отношениях прослеживается низкий уровень вербальной коммуникации, наблюдается применение наказаний и запретов, а также требования, которые могут быть достаточно жестокими.
В такой семье у ребенка формируется зависимость, можно увидеть отсутствие инициативы и пассивность. Такие дети не способны становиться лидерами, имеет низкую степень социальной и коммуникативной компетентности, а также низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Для детей мальчиков, воспитывающихся в таких семьях, характерно проявления агрессивности и низкого уровня волевой и произвольной регуляции [19, 67].
2. Либеральный стиль.
Родители, придерживающиеся либерального стиля воспитания, ставят себя на одну ступень с детьми. Она предоставляют ребенку полную свободу, с целью получения ребенком самостоятельного опыта.
В таких семьях нет правил или запретов. Не существует регламентации поведения. Однако при этом отсутствует реальная помощь и поддержка со стороны родителей. Отмечается, что в таких семьях нет уровня ожидания в отношении тех или иных достижений ребенка.
Семьи либерального типа характерно формирование инфантильности и высокой тревожности ребенка, способствование отсутствию независимости и появлению страха реальной деятельности и достижений. В таких семьях можно наблюдать избегание ребенком ответственности и высокую импульсивность [24, 79].
3. Демократический стиль.
Родители, придерживающиеся демократического стиля воспитания, мотивируют свои поступки и требования, одновременно с этим прислушиваются к мнению ребенка и уважает его позиции, способствуя развитию самостоятельности суждений. Результатом этого становится понимание ребенком своих родителей, что приводит к послушанию и развитию у детей чувства собственного достоинства.
В таких семьях родители становятся для детей образцом гражданственности, трудолюбия, честности и нравственности, проявляется стремление становиться похожим на родителей.
Данные исследований многих ученых говорят о том, что воспитательные стили родителей значительно влияют на формирование личности, которое наблюдается на уровне черт, личной зрелость и семантической структуры обыденного сознания [10, 57].
На уровне черт ребенка устанавливается значимая зависимость между воспитательными принципами родителей и структурой личности ребенка, ответственной за уровень психологического здоровья, его эмоциональное состояние, регуляцию поведения и социальную адаптацию. Так, например, девочки оказываются более чувствительными к агрессивному стилю материнского руководства. Это выражается в повышенном уровне агрессивности, который способствуют созданию импульсивного поведения.
Что касается уровня обыденного сознания, то родительское воспитание способствует появлению картины мира, которая при агрессивном стиле становится достаточно противоречивой, когда образ матери является «хорошим», но отталкивающим. Что касается роли отца, то она заключается в принятии ребенком ценностей самоактуализации, идентичности и инструментальных ценностей, которые позволяют реализовать собственные цели и отстаивать свои интересы [7, 67].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы