Курсовая с практикой на тему Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное состояние ребёнка младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 6
1. 1 Детско-родительские отношения как фактор
развития идентичности ребенка 6
1.2 Стили детско-родительских отношений. 11
1. 3 Особенности развития личности ребёнка в
семье. 17
2 МЕТОДИКИ
ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ 24
2.1 Методика
исследования эмоциональной сферы и изучение нравственного развития ребенка
(автор Н. Л. Белопольская) 24
2.2 Опросник
взаимодействия родитель-ребенок (автор: И. М. Марковская) 32
Заключение. 40
Список
литературы.. 42
Приложения. 44
Введение:
Изначально, формирование личности ребёнка – это результат
воспитания, адаптации в социальной среде и саморазвития. Главную роль в
формировании личности играет семья, так как именно там ребенок впервые
встречается с различными моделями поведения и реакций для дальнейшего
подражания.
На сегодняшний день большинство психологов и педагогов едино
во мнении о том, что все качества характера, будь то отрицательные или
положительные, ребенок приобретает в детстве. В каждой семье родители принимают
активное участие в формировании и развитии личности детей. Прототипом
взаимоотношений с окружающим миром являются отношения младенца и матери, в
которых мать является представителем сложного взрослого мира и помогает
развиваться генетически заложенными качествам личности ребенка или препятствует
этому.
Для ребёнка важными становятся модели родительского
поведения. Дети обычно стремятся подражать поведению других людей, наиболее
часто тех, с которыми они находятся в очень близком контакте. В какой-то мере
это осознанная попытка вести себя так же, как другие, но так же это и неосознанная имитация, которая является одним
из аспектов идентификации.
Дети, у которых жизненный опыт включал широкий спектр разных
ситуаций и которые умеют справляться с проблемами, связанными с общением,
и радоваться разносторонним социальным
взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой среде и
положительно реагировать на происходящие вокруг изменения.
Семья считается важным фактором в формировании поведения у
ребенка. Ребенок учится у своих родителей тому, что ему следует и что не
следует делать вести себя вести в той
или иной обстановке (ситуации). Общение в семье становится примером для
ребенка. Данный опыт позволяет ребенку вырабатывать персональные взгляды, идеи
и нормы, которые пригодятся в будущем.
Одна из важнейших функций семьи – воспитательная. Так как
ребенок получает представления обо всех видах деятельности в семье (труд,
творчество, игра и общение), то родители воспитывают в нем достойного члена
общества и развивают необходимые качества для последующей самостоятельной
жизни.
В данном исследовании мы проанализируем особенности развития
личности ребёнка в семье.
Проблема: формирование и развитие личности ребёнка.
Объект: эмоциональная сфера личности ребёнка младшего
школьного возраста.
Предмет: влияние детско-родительских отношений на
эмоциональную сферу ребёнка младшего школьного возраста.
Цель: решение проблемы формирования и развития личности
ребёнка.
Задачи.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме
влияния детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребёнка младшего
школьного возраста.
2. Исследовать особенности развития личности ребёнка в семье;
3. Проанализировать полученные данные.
Методики исследования:
1. Исследование эмоциональной сферы; изучение нравственного развития
Автор: Н.Л. Белопольская;
2. Опросник Взаимодействие родитель-ребенок Автор: И.М. Марковская.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа
2. Методики, опрос
3. Статистические методы обработки данных.
Выборка: в исследовании принимали участие 6 человек: 2 мамы
и 2 папы и 2 ребёнка младшего дошкольного возраста.
Заключение:
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований
свидетельствует, что к сфере детско-родительских отношений могут быть отнесены
такие феномены как родительское отношение, стиль воспитания, характер
взаимодействия родителей с ребенком, которые существенно влияют на особенности
развития ребенка, формирования его личности, прежде всего идентичности.
Детско-родительские отношения могут быть представлены различными параметрами, в
частности интересом, близостью / дистанцированность, стилем родительского
воспитания, обобщенными параметрами включенности и превалирование и другими,
позволяющие на эмпирическом уровне изучить особенности этих взаимоотношений.
Отношение родителей к ребенку во многом определяет его образ
Я и самоотношения, выступающие составляющими идентичности. Родители влияют на
формирование Я-образа и самоуважения ребенка, не только транслируя ему свои
ожидания и отношения, но и "вооружая" ребенка конкретными оценками и стандартами
выполнения тех или иных действий, целями, к которым надо стремиться, образцами
и идеалами, на которые стоит равняться. Эти стандарты, ожидания, нормы, идеалы
представлены в содержании семейного воспитания, а также в способах контроля со
стороны родителей.
Еще один аспект развития идентичности ребенка связан с
формированием ценностей ребенка, основы которых закладываются в семье. В
многочисленных отечественных исследованиях хорошо продемонстрирован тот факт,
что негативные мораль и ценности родителей оказывают прямое влияние на
формирование ценностей ребенка: так, большинство подростков с девиантным
поведением, являются выходцами из семей, в которых пьянство и аморальные
поступки, постоянные ссоры и драки — обычное явление.
В ходе проведения эмпирического исследования удалось
установить тот факт, что дети в возрасте 4 лет чаще всего идентифицируют себя
как дошкольников, что говорит об их нормальном уровне психического развития.
Лишь единицы могут начать ассоциировать себя с возрастом младенца, школьника
или более взрослого человека. Стоит сказать, что при установлении ребенком
того, кем он хочет быть, было отмечено, что дети чаще выбирают юношей, девушек,
мужчин и женщин.
Помимо этого, эмпирическое исследование с использованием
опросника И. Марковской, позволило утвердить тот факт, что именно от родителей
зависит дальнейшее становление личности, от проявления ими строгости или
мягкости, последовательности или непоследовательности и т.д.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
1.
1 Детско-родительские отношения как фактор развития идентичности ребенка
Детско-родительские отношения определяются как особого рода
непрерывные и длительные межличностные отношения, характеризующиеся сильной
эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей, возрастной
изменчивостью, балансом полярных позиций, потребностью заботиться и
ответственностью, как такие, что вызывают психическое развитие и социализацию
ребенка.
В современных психологических исследованиях
детско-родительские отношения раскрываются в классификациях типов проблемных
семей (Н. Аккерман, С. Минухин, А.С. Спиваковская и др.), в характеристиках
семейных патологизирующих ролей (Х.Э. Рихтер, Э. Г. Эйдемиллер и др.) и влияния
родительского отношения на развитие ребенка (А. Адлер, Д. Боулби, Ю.Б.
Гиппенрейтер, В. Сатир, З. Фрейд и др.), в разных типологиях семейного
воспитания (В. Гарбузов, А.И. Захаров, А.С. Личко и др.).
Исследователи анализируют изменения отношения к ребенку в
процессе развития общества (В. Дружинин), выделяют базовые характеристики
детско-родительских отношений (Д. Боулби, Д. Виникот, М. Мид, К. Роджерс, В.
Сатир, Э. Фромм и др.), описывают их структуру (А.Я. Варга, В.В. Столин и др.),
развивают подход к изучению восприятие родителей ребенком (Л. Вассерман, И.О.
Горькова и др.).
Многие исследования, посвященные вопросам детско-родительских
отношений, проводились в контексте анализа влияния родительского поведения на
поведение и формирование личности ребенка. Так, уже в 1899 Оппенгейм отмечал,
что чрезмерные любовь и внимание могут привести к патологическому
самонаблюдению и ипохондрии у ребенка. Выдающиеся педагоги и медики, в
частности И.М. Балинский, П.Ф. Лесгафт, В.М. Бехтерев формулировали, похожи
выводы. А. Адлер отмечал, что чрезмерно разрешающее, над заботливое поведение
имеет непосредственное отношение к возникновению неврозов у детей [11]. Д.
Леви на основе клинического анализа случаев показал, что материнское гипер опекающее
поведение переходит в низкую толерантность к фрустрации и связанными с этими
аномалиями чувствами и эмоциями [2]. В педагогике А.С. Макаренко был одним из
тех, кто систематизировал представления о родительских позициях, назвав их
«родительским авторитетом» и выделив несколько типов ложного (авторитет
подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа) и истинного
родительского авторитета (авторитет любви, доброты, уважения) [3].
Л. Беньямин разработала модель взаимоотношений в диаде
«родители – ребенок», которая позволяет охарактеризовать поведение родителей и
ребенка. Исследовательница изучает соотношение самосознания ребенка (как формы
саморегуляции) и отношения родителей к ребенку: эта связь раскрывается как
интроекция (перенесение вовнутрь) родительского отношения и способов управления
поведением ребенка. Так, например, постоянная критика ребенка превращается в
самосознании в тенденцию к самообвинению, доминирование родителей в отношениях
с ним — в тенденцию быть «хозяином самого себя», жесткое саморуководство [4].