Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Влияние детской литературы на формирование словаря старших дошкольников с ОНР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы формирования словаря старших дошкольников с ОНР с помощью детской литературы 5

1.1 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ОНР…………………………………………………………………………………………………………….5

1.2 Особенности развития словаря старших дошкольников с ОНР 10

1.3 Роль детской литературы в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 16

Глава 2. Экспериментальное изучение влияния детской литературы на формирование словаря старших дошкольников с ОНР 22

2.1 Диагностика сформированности словаря старших дошкольников с ОНР 22

2.2 Содержание работы по формированию словаря старших дошкольников с ОНР средствами детской литературы 27

2.3 Повторная диагностика сформированности словаря старших дошкольников с ОНР 34

Заключение 39

Список использованных источников 42

Приложение 44

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Психология рассматривает речь, в качестве одной из высших психических функций, что присущи лишь человеку. Ее роль в развитии личности ребенка огромна, т.к. она служит базой развития мышления, обеспечивает возможность осуществления планирования и регуляция поведения, организует все психические сферы.

Основополагающим в речи является словарный запас (лексикон), т.е. совокупность слов, которые понимает и применяет в своей речи человек. Так, известно, что дети, обладающие богатым словарным запасом, как правило, не испытывают трудностей в обучении грамоте. Тогда как, дети, имеющие низкий уровень сформированности словаря сталкиваются с трудностями в общении, обучении чтению и письму [1, с. 88].

Сегодня наблюдаются тенденция увеличения числа детей дошкольного возраста, которым присущи различные нарушения речевого развития. По мнению Р.Е. Левиной, «недостатки речевого развития могут быть связаны с нарушением звукопроизношения, процессами фонемообразования и выражаться не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа» [11, с. 13]. При этом, Р.Е. Левина из всех вариантов речевой патологии выделяет общее недоразвитие речи (ОНР), при котором у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы в их единстве, с учетом нормального слуха и первично сохранного интеллекта [19].

Многие авторы (Г.С. Гуменная, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и др.) в своих исследованиях, так же отмечают, что дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают трудности при усвоении лексических закономерностей родного языка. Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Архиповой, Н. Шаховской и др. у детей с ОНР отмечен ограниченный словарный запас, резкое расхождение активного и пассивного словаря, неточность в употреблении слов, многочисленные вербальные парафазии.

Данной проблеме уделяется пристальное внимание в современной логопедии. Так, старший дошкольный возраст считается максимально сензитивным для формирования словаря. Определены основные направления, содержание, формы, методы и средства логопедической работы в это время с данной категорией детей. Однако проблема далека от разрешения, что требует разработки инновационных подходов к преодолению данной речевой патологии.

Целым рядом авторов В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, Н.Г. Чернышевским, К.Г. Ушинским и многими др., говориться об огромной роли в пополнении словарного запаса ребенка детской литературы. Проблему воспитания детей с помощью средств детской художественной литературы рассматривали в своих работах Л.М. Гурович, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская и др. Однако вопрос обогащения и активизации словарного запаса дошкольников с ОНР с использованием для этого детской литературы все еще остается в должной мере не освещенным.

Цель исследования: рассмотреть особенности влияния детской литературы на формирование словаря старших дошкольников с ОНР.

Задачи исследования:

1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

2. Охарактеризовать особенности развития словаря старших дошкольников с ОНР.

3. Раскрыть роль детской литературы в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

4. Провести исследование по формированию словаря старших дошкольников с ОНР с помощью детской литературы.

Структура исследования: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа посвящена исследованию влияния детской литературы на формирование словаря старших дошкольников с ОНР.

Работа проведена на теоретическом и практическом уровнях. В первой главе было определено следующее. У старших дошкольников с ОНР присутствует позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушено формирование грамматического строя речи, звукопроизношение и фонематическое восприятие. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у этих детей наблюдается снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальной памяти и продуктивности запоминания. Дети с ОНР склонны часто забывать сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые, опускают некоторые их элементы, могут изменять последовательность предложенных заданий). Если ОНР сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут присутствовать и общедвигательные нарушения, выраженные в плохой координации движений, моторной неловкости, недоразвитии мелкой моторики.

Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса старших дошкольников с ОНР, для них характерна стереотипность и шаблонность подбора слов, индивидуальная неразличимость высказываний. В игровой ситуации у дошкольников с ОНР лексическая недостаточность проявляется в бедности и недифференцированности словарного запаса, недостаточности глагольного словаря, заменах слов по сходству объектов, неправильном употреблении или незнании отдельных слов. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм: замены падежных, и при изменении существительных по числам; отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.

Все это говорит о необходимости осуществления целенаправленной работы по формированию словаря старших дошкольников с ОНР. В качестве важного средства этого процесса многими исследователями называется художественная литература. Она выступает одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.

Ознакомление детей с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, чем оказывается благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно – это стержень, основное содержание взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов.

Вторая часть работы позволила на практике выяснить, влияние детской литературы на формирование словаря старших дошкольников с ОНР.

Так, исследование состояло из трех этапов: первичной диагностики словаря старших дошкольников с ОНР, формирующего этапа по ознакомлению детей с детской литературой и повторной диагностики.

Первичная диагностика показала, что пассивный словарь хорошо сформирован у детей с ОНР (60% – высокий уровень и 40% – средний). При этом, у дошкольников присутствуют трудности при понимании имен прилагательных, они путаются в картинках, обозначающих качественные признаки предметов. Выполнение заданий сопровождалось частыми паузами и просьбами о помощи, отмечалась неуверенность.

Уровень же развития активного словаря намного ниже уровня развития пассивного (50% старших дошкольников с ОНР имеют средний уровень его развития и 50% – низкий).

В процессе исследования по данной методике были выявлены некоторые особенности словаря дошкольников с ОНР: присутствуют попытки замены слов, в частности, прилагательных, использование в речи качественных признаков предметов отличается бедностью, речевые высказывания не всегда точно подбираются по смыслу.

На втором этапе со старшими дошкольниками с ОНР бала проведена серия занятий под названием «литературные недели». Так, дошкольники знакомились с подобранными детскими художественными произведениями, в форме дидактических игр. Присутствовала зарисовки по мотивам сказок и рассказов, музыкальные игры, кукольный театр, инсценирование. Подготовительная работа состояла в чтении произведений, рассматривании к ним иллюстраций, просматривании соответствующих мультфильмов.

Все это было направленно на формирование словаря, развитие связной речи детей с ОНР.

Повторная диагностика старших дошкольников с ОНР показала, что у 80% детей присутствуют высокие показатели, а у 20% – средний уровень развития пассивного словаря. Показатели активного словаря так же возросли: 30% старших дошкольников с ОНР – высокий уровень, 50% – средний уровень, и 20% – низкий.

То есть, можно говорить о улучшении у большинства старших дошкольников объема как пассивного, так и активного словаря. Кроме того, несмотря на присутствие еще некоторых затруднений, в целом наметилось улучшение понимания детьми с ОНР признаков предметов, понимании общих понятий, правильном использовании речи. Безусловно, необходимо продолжение работы в этом направлении. Но, цель работы достигнута, поставленные задачи в начале работы, могут считаться выполненными.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования словаря старших дошкольников с ОНР с помощью детской литературы

1.1 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ОНР

ОНР представляет собой сложное речевое расстройство у детей, обладающих нормальным слухом и сохранным интеллектом, при нарушенном формировании основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, как результат, всей связной речи [19, с. 317].

ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – при одновременном выявлении недостаточности словарного запаса, грамматического строя и пробелов в фонетико-фонематическом развитии.

Рядом авторов (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) утверждается, что причины ОНР могут быть различны, т.к. имеют отношение к всевозможным формам патологии речи [20].

Называя акустико-гностические процессы в качестве причины ОНР необходимо сказать, что в этом случае наступает сокращение восприятия речевых звуков, при сохранении слуха. В результате вторично страдают воспроизведение звуков, составление слов, лексика и грамматика. При рече-двигательном нарушении как источнике ОНР, говорят о проблемах артикуляции, обусловленных поражением центральной нервной системы. Такие нарушения характеризуются снижением движения мимических мышц лица, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточностью. При этом вторичные симптомы связаны с проблемами восприятия звуков, что ведет к сложности увеличения словарного запаса [20, с. 118].

ОНР способно вызывать отклонения в зрительном восприятии. Нарушение зрения отражаются на формировании навыка обобщения, что в свой черед провоцирует проблемы понимания значения слов и задержку восприятия окружающей старшего дошкольника речи. К общим причинам ОНР относят условия окружающей среды. Возникновению речи предшествует ряд биологических предпосылок, возможных только при своевременном развитии центральной нервной системы. Так, например, в семьях, где присутствуют неблагоприятные социальные условия и недостатки речевого общения, как раз и происходит формирование ОНР.

Л.С. Выготский указывал, что «дефект какого-либо анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а ведет к целому ряду отклонений» [8, с.8]. Дисгармоничное развитие речевой деятельности и ее отставание по временным параметрам сказывается на особенностях формирования у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Так, внимание таких детей отличается недостаточным объемом и ограниченным его распространением. Присутствуют свои специфические особенности и в развитии памяти. Зачастую, логическая и смысловая память у старших дошкольников с ОНР относительно сохранна. Тогда как вербальная память, в большинстве своем снижена, что приводит к снижению продуктивности запоминания. Данная категория детей испытывает затруднения в случае предъявления к ним сложных инструкций, по причине чего они путают или упускают элементы, нарушают последовательность предлагаемых заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания выражена в ограниченных возможностях познавательной деятельности, что выступает как прямое следствие непродуктивности запоминания [11, с. 14].

Всем вышесказанным не исключается относительно критичное отношение детей с ОНР к своему дефекту.

Специфичность мыслительных операций старших дошкольников с ОНР обуславливается связью между первичными речевыми нарушениями и рядом других сторон психического развития. Несмотря на наличие предпосылок к успешному овладению умственными операциями, что соответствуют старшему дошкольному возрасту, у детей с ОНР значительно запаздывает в развитии словесно-логическое мышление по сравнению с нормотипичными сверстниками. Отклонение в области познавательной деятельности в виду снижения умственной работоспособности часто отражается у данной категории детей на усвоении математики и прочих точных наук. При этом, овладение дошкольниками с ОНР навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения, возможно, но для этого необходимо специальное обучение.

Развитию двигательной сферы старших дошкольников с ОНР также присущи свои специфические особенности. У них присутствует плохая координация, дозированные движения совершаются с неуверенностью, их скорость выполнения низкая. Выполнение движений с учетом словесной инструкции сопряжено с трудностями.

Мелкой моторике детей с ОНР так же присуще недоразвитие, а координация пальцев рук отличается недостаточностью. В случае смены поз дети показывают замедленность и заторможенность.

При общении со сверстниками старшие дошкольники с ОНР испытывают трудности при формулировке и передаче своих мыслей. В целом их коммуникативная направленность может быть охарактеризована как недостаточная. Без приложения специального побуждения к речи эти дети проявляют малую активность и безынициативность. При контакте с окружающими проявляют смущение и страх. В целом старшие дошкольники с ОНР чувствуют себя неуверенно, чем оказывается непосредственное и негативное влияние на их поведение и формирование личности в целом.

Все вышесказанное отражается на снижении потребности старших дошкольников с ОНР в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками. Эти дети обращаются к взрослому как к партнеру по деятельности в редких случаях. Часто предпочтительный вид коммуникации – это совместное чтение и обсуждение книг. При этом, самостоятельное рассказывание, которое требует мобилизации творческих способностей, способно вылиться в неполные и скудные тексты, не вбирающие в себя значимые для наименования элементы ситуации [9, с. 128].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы