Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психодиагностика

Курсовая с практикой на тему Влияние акцентуаций характера сотрудников на эффективность межличностных взаимодействий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния акцентуации характера сотрудников на межличностное взаимодействие 5
§1.1 Межличностное взаимодействие как психологическая категория 5
§1.2 Акцентуации характера в зарубежной и отечественной психологии 10
§1.3 Теоретическое исследование проявлений акцентуаций характера в межличностном взаимодействии 15
Выводы к 1 главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование влияние акцентуаций характера на эффективность межличностных взаимодействий 19
§2.1 Анализ изучения особенностей акцентуаций характера и межличностных взаимодействий 19
§ 2.2 Анализ и интерпретация полученных эмпирических данных исследования влияние акцентуаций характера на эффективность межличностных взаимодействий 25
§2.3 Рекомендации должностным лицам организации 28
Выводы к 2 главе 29
Заключение 30
Список использованной литературы 32

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В процессе своей жизни и деятельности люди постоянно вступают в различные общественные и психологические отношения. Особенно они важны в их профессиональном совместном труде (на трудовом месте) в организации (коллективе, организованной малой группе), поскольку именно здесь создаются главные материальные и духовные ценности всего социума.
Особенно большое внимание, как указывают современные исследователи, следует уделить изучению акцентуаций характера, как крайних вариаций нормы, которые отличаются особой выразительностью, устойчивостью, непропорциональностью некоторых черт личности и приводят к ее дисгармонии. Такая дисгармония непосредственно влияет на поведение сотрудников в межличностном взаимодействии. Исследование этой сферы личности будет способствовать не только определению наиболее целесообразных путей положительных изменений, подбора индивидуальных эффективных методов психологического воздействия, но и снижению конфликтности, агрессивности сотрудника в организации.
Цель исследования: определить влияние акцентуаций характера сотрудников на межличностное взаимодействие.
Объект исследования: межличностное взаимодействие.
Предмет исследования: особенности влияния акцентуации характера респондентов на межличностные отношения.
Гипотеза исследования: существует определенная взаимосвязь между акцентуациями характера сотрудников и их взаимоотношениями в коллективе. Негативные и деструктивные взаимоотношения наиболее характерны для возбудимого, демонстративного и гипертимного типа акцентуации характера.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятие межличностные отношения и акцентуации характера в психолого-педагогической литературе
2) Осуществить эмпирическое исследование акцентуаций характера личности в зрелом возрасте.
3) Изучить особенности межличностный взаимоотношений сотрудников.
4) Установить взаимосвязь между взаимоотношениями и акцентуациями характера.
Методы исследования: 1) Теоретические: анализ психологической литературы, классификация систематизация и обобщение научной информации по теме работы. 2) Эмпирические: метод психологического тестирования: качественный и количественный анализ данных. 3) Статистические: методы описательной статистики, коэффициент корреляции Пирсона.
Методологическая база исследований. Проблематика акцентуаций характера, и смежных с ней проблем, в отечественной психологии, освещается в трудах Ю.А. Александровского, М.И. Буянова, В.А. Гурьевой, М.В. Грибановой, О.И. Захарова, И.С. Кона, К.С. Лебединской, О.Е. Личко, Н.Ю. Максимовой, С.И. Подмазина, К.Н. Поливановой, Ю.В. Попова, А.Н. Прихожан, В.В. Рыбалко, О.В. Скрипченко, О.Т. Соколовой, Д.И. Фельдштейна и других авторов. Среди зарубежных исследований можно отметить работы К. Леонгарда, а также исследования, проводимые в рамках психологической парадигмы (С.М. Джонсон, О. Лоуэн, В. Райх, А. Хорни, Д. Шапиро).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение и список использованных источников.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности межличностного взаимодействия и акцентуаций характера личности.
В теоретической части исследования рассмотрены такие аспекты изучаемой темы как изучение межличностного взаимодействия психологии, изучение акцентуаций характера в зарубежной и отечественной психологии, современные исследования межличностного взаимодействия и акцентуаций личности.
Отечественные и зарубежные авторы в своих трудах понимают под межличностными отношениями не всякое взаимодействие людей, а лишь то, в ходе которого каждый их участник активно выступает как субъект, адресующийся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе. Также отмечено, что понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально – чувственном аспекте.
Структура каждого сотрудника в рамках одной организации включает в себя два уровня — первичный и вторичный. Первичный уровень подразумевает собой всех участников, работающих в одной компании. Сотрудники общаются между собой в соответствии с должностными инструкциями, субъективно оценивают друг друга, обсуждение целей и методов совместной работы практически отсутствует. На вторичном уровне происходит переоценка сложившегося мнения о конкретном человеке, исходя из его профессиональных и личностных качеств. Начинают выделяться отдельные группировки внутри одного коллектива, появляются лидеры и аутсайдеры.
Разногласия и проблемы обсуждаются на более открытом уровне, намечаются планы касательно улучшения уровня взаимоотношений внутри отдельно взятой группы. В случае позитивной направленности групповой сплоченности, сотрудники принимают во внимание исключительно лучшие личностные и профессиональные качества конкретно взятого человека, а возникающие проблемы решаются путем мирного компромисса.
Акцентуация — это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Выявление у человека наличия и типа личностной акцентуации позволяет указать слабые стороны его характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что существует связь между показаниями акцентуаций характера и особенностями взаимоотношений в коллективе. Так были установлены связи между: гипертимным типом акцентуации характера и доброжелательностью в отношениях (r=0,471, p≤ 0,01), застревающим типом акцентуации респондентов и авторитарным стилем взаимоотношений (r=0,377, p≤ 0,05), подозрительным (r=0,686, p≤ 0,01), подчиняемым(r=0,377, p≤ 0,05), зависимым (r=0,477, p≤ 0,05); Респонденти с педантичным типом акцентуации характера подчиняемы во взаимоотношениях (r=0,576, p≤ 0,01), но доброжелательны (r=0,336, p≤ 0,05).
Респонденти с демонстративным типом акцентуации эгоистичны (r=0,722, p≤ 0,01), агрессивны (r=0,685, p≤ 0,05), подозрительны (r=0,423, p≤ 0,05). У респондентов с возбудимым типом акцентуации характера наблюдается связь с авторитарностью во взаимоотношениях (r=0,788, p≤ 0,01), эгоистичностью (r=0,564, p≤ 0,01), агрессивностью (r=0,620, p≤ 0,01).
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования влияния акцентуации характера сотрудников на межличностное взаимодействие

§1.1 Межличностное взаимодействие как психологическая категория
Межличностные взаимодействие – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.
Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно-исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике малой группы.

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы