Культура Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Вклад Г.А.Струве в развитие хоровой культуры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1 глава. Жизненный и творческий путь Струве 6

2 глава. Роль Струве в развитие теории и методики хорового воспитания 12

Заключение 25

Список использованной литературы 27

  

Введение:

 

В современном мире не так много людей, которые действительно преданы делу, а не материальной выгоде. Этот выдающийся человек был одним из них, он является гордостью нашей страны и заслуживает быть примером для подражания не только среди деятелей культуры, но и всех людей.

Целая эпоха развития хорового искусства в России связана с именем Георгия Александровича Струве. Его деятельность была направлена на привлечение детей к этому виду коллективного творчества. Методические материалы, песни, написанные им, ценятся и в настоящее время, как доступные, интересные, понятные для подрастающего поколения.

Создание такого наследия требует большой любви к своему делу, предельной творческой самоотдачи и верности собственному призванию. Действительно, познакомившись с биографией Георгия Струве, можно увидеть, что он всегда ярко светился, имел теплое сердце и умение дарить любовь и творчество детям, получая от них полноценную отдачу. Как начиналась его карьера?

Георгий Струве родился в декабре 1932 года в Москве. Любовь к музыке, заложенная генетически, у него проявилась с рождения. И это неудивительно. Его бабушка была концертирующей пианисткой, отец, мать и дядя также владели инструментами. Семейные концерты в их доме проходили регулярно. Большое влияние на выбор жизненного пути оказало и то, что тетя Георгия Александровича приобщала дошкольника к музыке в детском саду, он часто был зрителем или участником ее праздничных утренников, а также репетиций, предшествующих этим мероприятиям. Коллективное творчество для мальчика всегда было радостью, это увлечение стало основой будущей профессиональной деятельности.

Актуальность работы определяется эффективностью развивающей воспитательной роли хоровой музыки, направленностью и характером ее воздействия на личность, которые являются основными критериями определения значимости хорового исполнительства и его места в системе духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность духовно-нравственное развитие приобретает в подростковом возрасте. Этот период характеризуется стремлением подростков действовать самостоятельно в определенных условиях, проявлять активность в значимой для их личностного развития деятельности, что приводит к возрастанию роли духовно-нравственного развития. Хор способствует формированию навыков социального взаимодействия, ценностных ориентаций, волевых и морально-этических качеств.

Изучение духовно-нравственных аспектов хоровой культуры имеет свою историю, накоплен определенный опыт в этой области. Однако меняющиеся условия функционирования детского хорового исполнительства сегодня, происходящие изменения в музыкально-творческом сознании подростков, требуют дополнительного рассмотрения данной проблемы.

Вышеизложенное определило тему курсовой работы: «Хоровое исполнительство как средство духовно-нравственного развития подростков».

Цель работы: выявить особенности хорового исполнительства как средства духовно-нравственного развития подростков.

Объект исследования — духовно-нравственное развитие подростков.

Предмет исследования — хоровое исполнительство в духовно-нравственном развитии подростков.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ понятия «духовно-нравственное развитие» личности подростка.

2. Выявить роль хорового исполнительства в духовно-нравственном развитии подростков.

3. Рассмотреть основные подходы к подбору хорового репертуара.

Степень изученности проблемы. Вопросы духовно-нравственного развития личности находятся в центре внимания различных наук истории, философии, педагогики, психологии, литературы. Общие проблемы духовно-нравственного развития отражены в трудах ученых: Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Общие проблемы духовно-нравственного развития отражены в трудах ученых: Н.А. Бердяева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Н.И. Непомнящей, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина, К.Д. Ушинского и др.

Вопросы хоровой музыки и детского пения отражены в исследованиях Н. В. Авериной, О. Апраксиной, Е. Г. Гуляевой, Д. Локшина, Я. Паюсова, А. Д. Разумовского и других; проблемы музыкального исполнительства представлены в работах Б. Асафьева, Л. Гинзбурга, А. Гольденвейзера, И. Ямпольского; методы музыкального воспитания и методики работы с детским хором разработаны М. Михайловым и С. Скребковым, эти исследователи также занимались вопросами музыкальных стилей.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации роли хорового исполнительства в духовно-нравственном развитии подростков.

В работе были использованы теоретические методы исследования: сравнительный анализ психолого-педагогической литературы, философская, нормативная, программно-методическая документация.

Структурно работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Музыкант, педагог, композитор, идейный вдохновитель и хормейстер Георгий Струве — это человек, которым гордится не только наша страна, но и весь мир. Его грандиозные идеи, проекты и достижения смогли преобразить не только культурную жизнь общества, но и сознание людей, помогая им понять важность гармоничного партнерства и сотрудничества, умения слушать, откликаться и поддерживать. Ведь только такой энергообмен наполняет жизнь смыслом, позволяющим почувствовать, что значит быть счастливым человеком.

Учитель музыки может не обладать вокальными данными профессионального певца, но он должен научиться пользоваться своим голосом. Прежде чем учить чему-то других, нужно уметь делать это хорошо самому. Однако часто бывает так, что певец, который хорошо поет сам, не может научить этому других, потому что не до конца осознает, как он это делает. Процесс пения у него подсознательный. Автор-исполнитель имеет на это право, а учитель — нет. Учитель должен точно знать, как он сам это делает и какие шаги должен пройти ученик, чтобы получить положительный результат. Он должен понимать, что каждый ученик индивидуален и неповторим, и ему нужны свои особые физиологические приспособления для достижения определенного акустического эффекта. Учитель музыки должен обладать хорошо развитым музыкальным и особенно вокальным слухом. Специалист, подготовленный как взрослый музыкант, накапливает в своих слуховых представлениях звучание «взрослого» голоса, с его силой, разнообразием тембровых красок, диапазоном тона и другими особенностями, имеющими мало общего с голосом ребенка.

Поэтому, прежде чем начать занятия с детьми, следует познакомиться со спецификой звучания детского голоса, иначе могут возникнуть неприятности: повреждения детского голоса, различные нарушения голосового аппарата у детей. Педагог должен иметь представление о стандартном звучании детского голоса в разные возрастные периоды, к которому следует стремиться в процессе вокальной работы. Для этого полезно внимательно слушать, как поют дети в непринужденной обстановке, спонтанно, и особенно прислушиваться к звучанию голоса детей при индивидуальном общении с ними.

Георгий Струве — пример эффективной вокально-хоровой работы.Георгий Струве, педагог-исследователь в области детского хорового творчества, композитор и хоровой дирижер, разработал и апробировал уникальную методику освоения музыкальной грамоты. Свою практическую деятельность он начал в средней школе поселка Вишняки, работая обычным учителем музыки, поэтому его методика так проста и понятна детям без музыкальной подготовки.

Методика называется «Хоровое сольфеджио», состоит из игровых наглядных упражнений, которые имеют простую, доступную для ребенка форму, соблюдая педагогический принцип — от конкретного к абстрактному. Упражнения сочетают в себе три важных компонента: зрительный, слуховой и двигательный. Например, в качестве визуального компонента используются знаки руками, обозначающие ноты (сжатый кулак — «один», рука вверх — «два», ладонь вниз — «три»).


 

Фрагмент текста работы:

 

1 глава. Жизненный и творческий путь Струве

Трудности военных лет не ослабили, а, наоборот, укрепили желание связать свою жизнь с искусством. Первым шагом стало поступление в Уфимское училище военных музыкантов, которое он окончил в 1950 году. Однако на этом его студенческая деятельность не закончилась.

В 1952 году он начал работать учителем пения под Москвой, а через год стал руководителем школьного хора в селе Вишняки. В своей педагогической методике он опирался на опыт детства, вспоминая, как родные открывали ему двери в мир музыки: легко, непосредственно, без учебной нагрузки, с играми и дружеским общением. Это помогало установить доверительное общение с детьми, заинтересовать, увлечь их и тем самым добиться первых успехов.

Однако вскоре Георгий Струве понимает, что тех знаний, которыми он обладает, недостаточно. Он поступает в Московское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение, которое заканчивает в 1958 году. Его дипломной работой была концертная программа с участием хора из села Вишняки, которая была оценена высшим баллом, и хору прочили большое будущее.

В 1959 году Вишняковская школа была признана первой хоровой школой в Советском Союзе, а хор стал студией и назывался «Пионер». Район, в котором она находилась, в то время считался неблагополучным: люди с плохими и порочными наклонностями там были не редкостью, это касалось и детей, и подростков. У многих родителей не было времени уделять должное внимание своим детям, так как в те годы им приходилось много работать. Заботясь о будущем развитии детей и стараясь оградить их от пагубного влияния улицы, родители охотно отдавали своих дочерей и сыновей в этот коллектив.

Таким образом, помимо познания мира музыки и навыков хорового пения, Георгий Струве уделял большое внимание формированию у детей высоких идеалов, проводя беседы и различные групповые мероприятия, способствующие развитию у учащихся чувства ответственности, умения и желания помогать, ценить и беречь красоту души и мира. За годы своей деятельности студия приобрела известность не только в СССР, но и во многих других европейских странах. Помимо многочисленных конкурсов и концертов, хор участвовал в теле- и радиопередачах, а также записал десятки пластинок.

Георгий Струве постоянно стремился к расширению горизонтов и раскрытию талантов, находился в поиске новых возможностей. Как только он окончил училище и добился первых успехов как талантливый хормейстер, он начал совершенствовать свои композиторские задатки, проявившиеся еще в детстве. В 1959 году он поступил в Московскую консерваторию, а через пять лет — в аспирантуру, которую окончил в 1967 году. Его наставниками были известные музыканты-профессора М. Багрянский (в консерватории) и Д. Кабалевский, которые особенно ценили устремления своего аспиранта, находя в них много общего со своими собственными представлениями о культурном воспитании подрастающего поколения.

До конца жизни он помогал хоровой студии «Пионерия» во всех ее начинаниях. В последующие годы репертуар коллектива пополнялся произведениями его руководителя. Композитор Г. Струве — автор таких известных детских песен, как «Школьный корабль», «Дружите с нами», «Выпускные вечера», «Потом пожалеете Кулакова! и многих других. Все они легко воспринимаются на слух, простота и ясность музыкального языка и хорошо подобранные тексты делают их доступными для восприятия детьми, а песни композитора Георгия Струве актуальны и сегодня [24].

Как считал Георгий Струве, музыка объединяет и учит по-настоящему любить. Он был убежден, что каждого человека можно научить петь, и все дети изначально рождаются с абсолютным слухом. Однако любой навык нуждается в постоянной огранке и совершенствовании, а оттачивание мастерства не должно превращаться в изнурительный труд. Наоборот, этот процесс должен проходить в дружеской атмосфере, через элементы игры, дарить радость и удовлетворение после каждого занятия.

Свои принципы Георгий Александрович изложил в авторской разработке «Хоровое сольфеджио», основанной на многочисленных упражнениях, которые одновременно задействуют слух, двигательную активность и зрение. Это распевки разного уровня сложности, одноголосные или многоголосные. Во время их исполнения ученику необходимо показывать каждую ноту специальными ручными знаками, они помогают почувствовать направление движения мелодии и высотное расстояние между соседними звуками, а также внимательнее прислушиваться к голосам своих одноклассников. За последние несколько десятилетий эффективность этой методики была неоднократно доказана, во многих школах она используется до сих пор [15].

Георгий Струве обучал не только детей, но и педагогов, более 20 лет руководил капеллой «Народный учитель», активно давал мастер-классы и проводил семинары. Долгое время он был сопредседателем хорового и музыкального сообществ России. С именем этого великого человека связаны и всемирно известные лагеря «Орленок» и «Артек»: многочисленные фестивали и конкурсы, организованные им в этих детских центрах, уже много лет помогают тысячам подростков приобщиться к культуре, добавляют яркости и блеска их впечатлениям об отдыхе. Георгий Александрович был обладателем многочисленных наград за свои работы, как национальных, так и международных. Грандиозные начинания великого деятеля культуры не были забыты. Главной опорой Георгия Струве и его идеалов была семья. Его дочь Мария Струве достойно продолжила дело отца, создав не только свой коллектив, но и школу.

Не осталась в стороне и его жена Любовь Семеновна, по специальности дирижер-хоровик. Она продолжает развитие хоровой студии «Пионерия», руководит хором мальчиков и работает с дошкольниками в одном из детских садов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы