Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Винительный падеж в русской падежной системе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика падежной системы русского языка 6

Глава 2. Семантика и функции винительного падежа 17

Глава 3. Морфологическое выражение винительного падежа 21

Заключение 25

Список используемой литературы 27


  

Введение:

 


Актуальность работы. Интерес ученых к выделению, описанию и осмыслению падежей как составных элементов целостной подсистемы языка, по-видимому, столь же древен и стоек, как попытки человека структурировать окружающий мир и систематизировать наблюдаемые явления. Уже в V в. до н.э. мы находим достаточно законченную и системную падежную доктрину в знаменитом древнеиндийском «Восьмикнижии» Димри Дж. П. Панини – первой дошедшей до нас грамматике санскрита. При этом «сам Панини упоминает около десяти предшественников своего труда, а исследователи отмечают, что труд Панини представляет лишь одно из ряда грамматических направлений в Древней Индии».

Почти в то же время Аристотель в своей «Поэтике» впервые вводит термин «падеж», который впоследствии прочно закрепится в европейской лингвистической традиции (λόγος), а в античности станет предметом бурной дискуссии перипатетиков (последователей Аристотеля) и стоиков.

Видный представитель александрийской грамматической школы Дионисий Фракийский, его последователи Диомед (IV век н.э.) и Присциан (V в н.э.), с одной стороны, Универсальная грамматика Ф. Санчеса «Минерва» (1587 г.) и «Общая и рациональная грамматика» Антуана Арно и Клода Лансло (1660 г.) – с другой, намного приблизили нас к современному пониманию падежа.

Что касается русской лингвистической традиции, то здесь выдающийся вклад в описание категории падежа (как с чисто терминологической, так и с содержательной точки зрения), безусловно, внес М.В. Ломоносов (1952), опиравшийся в своих исследованиях как на упомянутую выше рациональную грамматику Пор-Рояля, так и на труды своих российских предшественников – Лавретния Зизания (1596 г.) и Милетия Смотрицкого (1619 г.). Ломоносовская терминология прочно утвердилась в отечественной науке и практике преподавания русского языка.

В последнее время многие теоретики, методисты и учителя ощущают необходимость усиления в школьном языковом курсе аспекта на практическое владение языком и подчинения этому аспекту теоретических знаний о языке. Необходимо отметить, что глубокие теоретические знания учителя — филолога грамматики своего родного языка и ее разделов, например грамматической категории падежа, помогут полноценному развитию личности учащихся, развитию речевых навыков, а значит, и решать насущные вопросы.

Понимание значимости грамматической категории «падеж» позволит в будущей педагогической работе формировать речь учащихся в соответствии с нормами современного русского языка.

Категория падежа – грамматическая категория имени, которая выражает его синтаксические отношения к другим словам высказывания или к высказыванию в целом, а также всякая отдельная граммема этой категории (конкретный падеж). С точки зрения семантики термином «падеж» обозначают соответствующие смысловые отношения – так называемые семантические роли аргументов.

До двадцатого века в лингвистике предпринимались попытки определить общее значение категории падежа для всех языков. Однако позже исследования стали проводиться в направлении выявления своеобразия внутриязыковой структуры. Однако лишь в конце двадцатого века категория падежа стала рассматриваться отдельно от других грамматических категорий как имеющая особую специфику. Категория падежа активно исследуется в системе русского языка с учетом особенностей языковой системы

В современном русском языке шесть основных падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Все падежи, за исключением именительного, называются косвенными. Косвенные падежи могут употребляться как с предлогом, так и без него (кроме предложного падежа, который

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Таким образом, Падежная система русского языка не могла остаться в стороне от внимания лингвистов, и уже в ранних грамматиках анализу падежной парадигмы придается большое значение. Комментирование морфологических особенностей падежных форм и выявление общих закономерностей склонения русских имен, равно как и описание функций падежных и предложно-падежных конструкций с обязательным привлечением разнообразных контекстов является неотъемлемой частью всех грамматических описаний русского языка.

Общие вопросы, связанные с категорией падежа, не раз обсуждались отечественными и зарубежными языковедами с различных позиций, и на данный момент сложились несколько направлений анализа этой области грамматики.

Предметом разногласий стали практически все основные аспекты: количество падежей в разных языках, способы и необходимость выделения центральных и периферийных значений отдельных падежей, анализ основных функций падежных конструкций, вопрос о функционировании падежных форм при предлогах, установление исходных значений индоевропейских беспредложных падежей, особенности употребления форм в разные периоды развития языка и многие другие проблемы.

Падеж существует в языке как единица многозначная. Это относится ко всем беспредложным падежам и к подавляющему большинству падежей с предлогами», — пишет Н.Ю.Шведова, имея в виду наличие целой системы значений у каждого падежа, и уточняет: «Отдельные значения у разных падежей могут сближаться или совпадать, но системы значений в целом у разных падежей никогда не совпадают».

Эти системы представлены во многих грамматиках, в том числе и в АГ-80, но, на наш взгляд, не в таком полном объеме и не всегда в той форме, в какой они могут быть использованы в учебных целях

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общая характеристика падежной системы русского языка

Исследование системы падежных форм русского языка строится на двух принципах:

— Понимание сути грамматической категории падежа;

— Изучение процесса становления категории падежа в русском языке.

В современных исследованиях падеж понимается как словоизменительная морфологическая категория, имеющая «место в тех языках, в которых есть хотя бы две синтетические морфологические формы, оппозиция которых хотя бы в ряде контекстов выражает противопоставление актантов» .

Термин «падеж» является, по одной версии, переводом греч. ptosis «падение» (падение брошенной игроками кости той или иной стороной кверху), по другой — это буквальный перевод латинского грамматического термина Casus (от глагола cado– >cecidi– »casurus– >cadere «падать»); «параллельно этому образован и русский термин П. — от русского глагола падать».

Категория падежа определяется как «словоизменительная категория имени, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу’ рядов форм и обозначающая отношение имени к другому слову (словоформе) в составе словосочетания или предложения» .

«Категория падежа выражает формально-синтаксические (конструкционные) и содержательно-синтаксические отношения между компонентами словосочетания и предложения. Однако выражение отношений между словами без которого вообще немыслимо грамматически правильное высказывание, не требует обязательного наличия падежных форм. Отношения между словами могут быть выражены предлогами, частицами, послелогами, артиклями, порядком слов и т.д. Поэтому

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы