Курсовая с практикой на тему Виды учебных затруднений обучающихся начальной школы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Учебное затруднение: понятие, классификация и способы диагностики 5
1.1 Содержание понятия «учебное затруднение» 5
1.2 Классификация учебных затруднений и способы их выявления 11
1.3 Учебные затруднения, характерные для детей младшего школьного возраста 18
Глава 2. Диагностика учебных затруднений младших школьников города Томска 26
2.1 Дизайн эксперимента 26
2.2 Особенности учебных затруднений младших школьников в зависимости от различных факторов 28
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Приложения 47
Введение:
В ходе своей деятельности человек регулярно сталкивается с затруднениями в различных областях. Особую категорию представляют собой учебные затруднения, поскольку они возникают в стрессогенных условиях учебного заведения, при значительной интеллектуальной и физической нагрузке. Несмотря на многократные попытки классификации и поиск причин возникновения, учебные затруднения остаются актуальной проблемой на любом уровне образования. Понимание их распространенности и факторов, которые определяют их возникновение, может способствовать более эффективному их устранению и профилактике.
Наиболее изученными являются учебные затруднения, которые возникают в высшем учебном заведении. эта проблема нашла отражение в работах таких исследователей, как Е.В. Тройникова, А.В. Старикова, А.А. Сергеева, А.В. Рожкова и др. Аналогичные исследования для средней школы выполнены Х. Алмассуд, Т.И. Алексеевой, А.Ф. Ануфриевым и др., чьи работы продемонстрировали, что учебные затруднения младших школьников отличаются значительным своеобразием и нуждаются в специальном изучении. Для них существуют собственные классификации, отличные от таковых для высших учебных заведений и средней школы.
В связи с этим, целью данного исследования является изучение видов учебных затруднений обучающихся начальной школы на примере 3 класса МАОУ СОШ №16 города Томска.
Задачи исследования:
1. сформулировать понятие учебного затруднения, изучить различные его трактовки в работах психологов и педагогов;
2. произвести классификацию учебных затруднений, провести анализ возможных их причин;
3. выявить учебные затруднения, характерные для учеников младшей школы, на основании собственных и литературных данных;
4. выявить объективные и субъективные особенности, которые могут влиять на учебные затруднения при изучении математики и русского языка в младшей школе.
Гипотеза исследования: учебные затруднения в младшей школе имеют как субъективные, так и объективные причины.
Объектом исследования являются учебные затруднения, предметом — особенности учебных затруднений, которые возникают при изучении математики и русского языка у учеников младших классов.
Теоретико-методологической базой исследования выступает корпус научных публикаций, посвященных проблемам учебных затруднений на различных уровнях российского образования. экспериментальный базой исследования выступает МАОУ СОШ №16 г. Томска.
Методы исследования: теоретико-аналитический, анкетирование, включенное наблюдение, психологическое тестирование, корреляционный анализ.
Практическая значимость выполненной работы состоит в том, что впервые показана роль объективных факторов в учебных затруднениях учащихся, которые принято связывать скорее с личностными особенностями детей, чем с внешними причинами.
Заключение:
Учебные затруднения представляют собой достаточно часто встречающиеся явления. Несмотря на это, в литературе отсутствует единое представление о том, что такое учебное затруднение и почему оно возникает.
Достаточный интерес представляет разница подхода психологов и педагогов к определению учебного затруднения: в частности, психологи склонны объяснять учебное затруднение внутренними причинами (некоторыми особенностями или конфликтами, которые присущи конкретному учащемуся), педагоги же чаще связывают их с внешними причинами (сложностью предмета или задачи, особенностями образовательной среды и т.д.). Также обращает на себя внимание разная степень изученности учебных затруднений: лучше всего их классификация разработана для высшей школы, при этом какие-либо системные исследования в младшей школе отсутствуют.
Согласно анализу литературных данных, в младшей школе преобладают учебные затруднения, связанные с психолого-физиологическими особенностями детей. Полученные нами данные отчасти подтверждают это: 86% зарегистрированных нами затруднений связаны именно с нехваткой знаний, умений и навыков.
Исследование некоторых психолого-физиологических особенностей учеников 3 класса г. Томска показывает, что они в целом отличаются высоким психоневрологическим статусом, стабильностью когнитивных процессов и достаточно высоким уровнем психологического благополучия. При этом для них характерно достаточно большое количество учебных затруднений, как в устной речи, так и при выполнении письменных заданий.
При работе на уроках математики возникает больше сложностей, чем при работе на уроках русского языка, в то время как в письменных ответах ошибки чаще возникают в ответе на задания по русскому языку.
В ходе исследования нами было установлено, что лучше всего ученики справляются с письменными заданиями, чем с устными. При этом больше проблем вызывает программа по математике, чем по русскому языку. это может говорить о том, что вопрос о природе учебных затруднений как о внутренних остается открытым. Это подтверждается полученными нами данными по самооценке причин учебных затруднений. В то же время мы не обнаружили каких-либо выраженных корреляции между некоторыми параметрами личности и количеством учебных затруднений. Вероятно, учебные затруднения могут быть связаны с некоторыми объективными факторами учебной среды.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Учебное затруднение: понятие, классификация и способы диагностики
1.1 Содержание понятия «учебное затруднение»
В ходе своей деятельности люди регулярно сталкиваются с различными затруднениями. С некоторыми из них человек в состоянии справиться самостоятельно, для других требуется обращение к компетентным специалистам.
Затруднения характерны также и для процесса обучения и поэтому довольно часто являются предметом рассмотрения в специальной литературе. Для их обозначения был введен специальный термин — «учебное затруднение». В качестве его синонимов используются также выражения «познавательное затруднение», «сложности в обучении», «трудности». Однако при изучении контекста употребления данных техников в работах исследователей заметна некоторые смысловая разница, определение границ которой является важным для построения модели учебного затруднения и дальнейшего поиска способа его преодоления [33].
В исследованиях педагогов понятия «трудность» и «затруднение» чаще всего рассматриваются как синонимы. Смысловую разницу между ними можно определить следующим образом: затруднение может иметь только внутреннюю причину (то есть полностью зависеть от человека), следовательно, оно является субъективным. Исходя из этого, разрешение затруднения возможно только благодаря усилиям самой личности и никогда не осуществляется под внешним влиянием. Напротив, трудность имеет внешнюю природу и является объективной характеристикой, поэтому их преодоление зависит как от самого человека, так и от природы этой трудности, принципиальной возможности ее разрешения и т.д. [10].
Некоторые авторы [24, 29] считают, что термин «затруднение» имеет двойное значение, поскольку указывает одновременно на препятствие субъективной природы и на внутренние напряжение и усилие, которые необходимы для преодоления этого препятствия.
Таким образом, «затруднение» означает одновременно психическое состояние человека и проблему, которая изначально служит причиной этого состояния.
Несмотря на имеющиеся смысловые различия, в литературе присутствуют и другие толкования этих терминов.
Некоторые педагоги [16] указывают на то, что трудность является характеристикой деятельности ученика в ходе учебного процесса и поэтому субъективна. Однако это характеристика подчиняется определенным объективным законам психологии и педагогики, может быть предметом изучения в рамках научного исследования, следовательно, объективно существует.