Курсовая с практикой на тему Виды стилистических упражнений в системе школьного изучения стилистики русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛИСТИКИ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 6
1.1 Значение стилистики в курсе русского языка 6
1.2 Методики изучения стилистики 9
1.3 Анализ современного педагогического опыта по изучению стилистики русского языка 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛИСТИКИ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА 18
2.1 Организация исследования и описание методик диагностики 18
2.2 Анализ уровня владения стилистическими нормами 23
2.3 Комплекс упражнений, направленный на изучение стилистики 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Введение:
Актуальность исследования. Для каждого человека важно знать и употреблять в своей речи множество слов с различными оттенками значения. То, как человек говорит, характеризует его социальный и образовательный уровень. Использование стилистически окрашенных единиц невероятно обогащают речь, делают ее более возвышенной, культурной. Кроме того, они зачастую помогают высказать свою мысль более четко, емко и лаконично. Также стилистические нормы делают речь человека более глубокой и насыщенной.
Активное изучение лексики и стилистических норм приходится на период детства, в течение которого человек активно познает мир, усваивает новую информацию с невероятной скоростью. Более того, именно в детстве закладывается фундамент для дальнейшего изучения и познания языка.
Однако ребенку сложно сосредоточиться, у него рассеяно внимание, поэтому проводить много времени за занятиями не может физически. Именно поэтому дети часто путают функциональные стили речи и особенности их употребления.
Также стоит отметить, что в нынешнее время изучению стилистических единиц школе уделяется недостаточное значение. И, как результат, обедняется словарный запас школьников, их речь становится более примитивной, высказать точно суждения у многих вызывает трудность. Начинать изучать стилистику рекомендуется в средней школе, начиная с 5 класса, поскольку именно в этом возрасте у детей активно развивается память, мышление, восприятие, закладывается фундамент для общего развития речи. Полученные знания и умения в этом возрасте послужат хорошей подпоркой для всего дальнейшего обучения. Именно поэтому изучению стилистики нужно уделить особое внимание в средней школе. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Первым цели и задачи стилистики выделил выдающийся швейцарский ученый Ш. Бали. С тех пор вопросами стилистики занимались многие выдающие ученые. Среди них русский философ М.М. Бахтин, советский языковед Р.А. Будагов, выдающийся русский филолог В.В. Виноградов, российский лингвист и литературовед Г.О. Винокур, российский языковед Ю.Н. Караулов, историк русского языка, культуры и филологии В.В. Колесов, доктор филологических наук, профессор, действительный член РАО и член Президиума, а также РАЕН и Академии Словесности, известный специалист в области русского языкознания В.Г. Костомаров, российский лингвист, специалист по языку и жанрам массовой коммуникации Н.Н. Кохтев, выдающийся ученый-языковед, литературовед и педагог Б.А. Ларин, выдающийся русский языковед, лексикограф и лексиколог, историк литературного языка С.И. Ожегов и многие другие.
В основу нашего исследования легли труды, таких ученых как О. Крайник, Т. Ким, Ю. Прытков, С. Муева, С. Маляева и другие.
Объект исследования – преподавание стилистики русского языка в школе.
Предмет – виды стилистических упражнений в системе школьного изучения стилистики русского языка.
Цель исследования – разработать методические подходы для эффективного изучения стилистики русского языка в школе.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) изучить значение стилистики в курсе русского языка;
2) исследовать методики изучения стилистики;
3) проанализировать современный педагогический опыт по изучению стилистики русского языка;
4) организовать эмпирическое исследование и подобрать методики диагностики
5) проанализировать уровень владения стилистическими нормами учениками средней школы;
6) разработать комплекс упражнений, направленный на изучение стилистики;
7) сделать вывод.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования можно использовать в педагогической практике на занятиях русского языка в средней школе, а также для преподавания студентам, обучающимся по педагогическим направлениям.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическому исследованию основ изучения стилистики в курсе русского языка. Во второй главе приводится эмпирическое исследование эффективности изучения стилистики в курсе русского языка.
Заключение:
Изучение стилистики в курсе русского языка имеет важное знание для общего развития школьника. Выбор стилистических средств подразумевает развитие познавательных навыков, мыслительного процесса, самостоятельности. Кроме этого, изучение стилистических норм формирует чувство стиля, языка, а также выполняет воспитательную функцию. Методики изучения стилистики в школе предполагают донесение до учащихся информации о том, что такое стилистика и какие функциональные стили речи существуют. Путем практических упражнений школьники формируют стилистические умения, которые позволяют правильно употреблять те или иные слова и словосочетания в конкретных жизненных ситуациях.
Проанализировав современный педагогический опыт мы пришли к выводу, что наиболее эффективными при изучении стилистики, по мнению учителей, являются следующие виды упражнений: лексические, фразеологические, по речевому этикету, моделирование текста, орфоэпические, орфографические, риторический анализ слов, игры, конкурсы, викторины, на развитие монологической речи, творческие, этимологическое комментирование, направленные на исправление стилистических ошибок, а также по культуре речи, ситуативные и проектную методику.
В ходе эмпирического исследования нами была проведена диагностика уровня владения стилистическими нормами средними школьниками, которая показала, что большинство семиклассников мало используют стилистически окрашенные единицы в своей речи, путают их значение многих слов и их формулировку. Что подтверждается результатами диагностического исследования. В связи с этим нами был разработан комплекс упражнений, который предполагает систематическое изучение стилистических норм на уроках русского языка в средней школе. Данный комплекс включает в себя три этапа работы, которые постепенно усложняются, что позволяет детям углубить свои знания.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛИСТИКИ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Значение стилистики в курсе русского языка
Изучение стилистики в школе имеет важное общеобразовательное значение. Знакомясь с основными понятиями и совершенствуя разнообразные стилистические умения, ученики расширяют свой кругозор, развивают познавательные способности. В процессе таких занятий воспитывается языковой вкус, развивается чувство языка, чувство стиля. Все это способствует повышению общего культурного уровня учащихся и лучшему усвоению всех школьных предметов, так как именно при изучении разных предметов у учащихся формируется собственный, индивидуальный стиль речи.
Изучение стилистики в школе имеет и большое воспитательное значение. Во-первых, при знакомстве с различными стилистическими средствами языка учащиеся не просто получают представление о его богатстве, но и проникаются любовью и уважением к русскому языку. Во-вторых, выбор дидактического материала для работы по стилистике предполагает необходимость обращения произведениям, в первую очередь к тем, которые входят в школьную программу и дают реальную возможность использовать их в воспитательных целях [3, 391].
Таким образом, в процессе обучения стилистике в школе важно закрепить умения и навыки владения не только нормами русского литературного языка вообще, но и языковыми нормами, характерными для различных стилей. Если владение системой знаний создает основу для понимания богатства стилистической системы языка, то владение системой стилистических умений дает возможность учащимся сознательно и целенаправленно использовать эти богатства в практических целях.
Важным условием эффективного обучения стилистике в средней школе является такой подход к изложению основных теоретических сведений и к овладению стилистическими нормами, лежащими в основе развития соответствующих умений, который позволил бы дать учащимся представление о стилистике как об известной системе, находящейся в определенных отношениях с системой языка в целом.