Курсовая с практикой Экономические науки Планирование и прогнозирование социального развития территории

Курсовая с практикой на тему Виды социального развития территорий и регионов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Основы
административно-территориального устройства РФ.. 5

1.1 Регион и
территориальное образование: содержание понятий, основные принципы организации. 5

1.2 Виды
территориальных образований: основания для классификации, правовой статус. 7

2. Система
управления социальным развитием территорий. 12

2.1
Направления социального развития территории. 12

2.2 Методы
управления социальным развитием территорий. 14

Заключение. 30

Список использованных источников  33  

Введение:

 

В
России наблюдаются огромные различия значений социально-экономических
показателей территорий даже внутри одного региона. Такие различия порождают ряд
проблем: неполноту использования потенциала развития территорий и регионов,
падение жизненного уровня населения, разрушение единого экономического
пространства, социальную и политическую напряженность.

Органы
государственной власти не всегда системно и эффективно используют имеющиеся в
их распоряжении инструменты государственного регулирования для разрешения
сложных ситуаций, порожденных социально-экономической дифференциацией.

Эффективное
социальное развитие зависит от качества взаимодействия между уровнями
регионального и местного управления, которое предполагает реализацию
исключительно в интересах населения конкретной территории. Основным
препятствием для реализации данных задач выступает не всегда эффектная и
зачастую формальная науки деятельность органов местного управления.

Это
связано с тем, что данная сфера долгое время рассматривалась преимущественно
как вторичная и определяемая развитием экономического блока, поскольку она не
несет в себе экономических выгод и требует существенных бюджетных средств,
которых в муниципальных образований недостаточно. Любая территория, реализуя
социальную политику, преследует цель, заключающуюся в повышении уровня жизни
населения. При этом происходит последовательное решение социальных проблем, с
одной стороны, и эффективное расходование бюджетных средств, с другой.
Социальная политика имеет ряд важных направлений: сфера здравоохранения,
образования, культуры, молодежная политика, физкультура и спорт.

Цель
курсовой работы – на основе анализа особенностей регулирования социального
развития территорий и регионов в России выявить меры мер по расширению
использования оценки и регулирования территориальной социально-экономической
дифференциации в системе управления развитием территорий.

Объектом
исследования выступает социальное развитие регионов и территориальных
образований, а предметом – инструменты и механизмы управления социальным
развитием регионов и территориальных образований.

Достижение
цели потребовало решения следующих задач:


раскрыть содержание понятий и основные принципы организации региона и
территориального образования;


рассмотреть виды территориальных образований;


исследовать направления социального развития территории;


определить методы управления социальным развитием территорий.

Цель
и задачи исследования определили структуру курсовой работы, которая
представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных
источников.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На
основании проведенного анализа можно сделать следующие основные выводы:

Инструменты
регулирования социально-экономической дифференциации территорий не
систематизированы в каком-либо документе, их применение связано зачастую с
решением других задач социально-экономического развития (содействие
предпринимательству, инновационное развитие территории, поддержка отдельных
видов деятельности, социальная защита населения и т.д.), которое опосредованно
влияет на дифференциацию.

При
этом последствия для социально-экономической дифференциации территорий
одновременного применения различных регулирующих инструментов на различных
территориях не оцениваются.

В
настоящее время оценка социально-экономической дифференциации недостаточно
используется при осуществлении управления развитием территорий.

Для
изменения сложившейся ситуации предлагаем органам государственной власти
несколько основных рекомендаций по расширению применения оценки
внутрирегиональной дифференциации территорий:

1.
Внести изменения в стратегические, программные и нормативно-методические
документы федерального и регионального уровня, сместив акценты управления
дифференцированным развитием с механизмов выравнивания территориального
развития на механизмы стимулирования саморазвития территорий.

2.
Предусмотреть в действующих нормативно-правовых актах критерии применения
инструментов регулирования дифференцированного развития территорий.

3.
Систематизировать и представить в виде единого электронного справочника
информацию о федеральных и региональных инструментах социально-экономического
развития территорий в каждом регионе для использования представителями бизнеса,
местного самоуправления, региональной власти.

4.
Предусмотреть проведение оценки влияния мер, предусмотренных основными
социально-экономическими документами, документами территориального планирования
(стратегии социально-экономического развития, программы
социально-экономического развития, схемы территориального планирования) на
уровень дифференциации территорий.

5.
Проводить ежегодный мониторинг дифференциации территорий (муниципальных районов
и городских округов) по ключевым социально-экономическим показателям в границах
макрорегионов (федеральных округов).

6.
Расширить применение оценки дифференциации территорий в бюджетном
законодательстве Пермского края и других регионов, используя большее количество
социально-экономических показателей и отказавшись от абсолютизации подушевого
принципа финансирования территорий.

7.
Использовать формализованную методику оценки социально-экономической
дифференциации территорий при разработке схем территориального планирования.

8.
Внедрить систему оценки дифференциации территорий при применении инструментов
дифференциального развития, таких как территории опережающего
социально-экономического развития, особые экономические зоны, зоны
территориального развития.

9.
Внедрить систему оценки дифференциации территорий в природно-ресурсные
отношения, в частности при решении вопросов выдачи лицензий и налогообложения
добычи природных ресурсов.

10.
Расширить применение зарубежного опыта взаимодействия с местными сообществами
по вопросам развития территорий, в том числе на основе применения цифровых
технологий.

Реализация
указанных рекомендаций позволит существенно продвинуться в решении проблем
социально-экономической дифференциации территорий, ускорит территориальное
социально-экономическое развитие, повысит качество жизни населения.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Основы административно-территориального
устройства РФ

1.1 Регион и территориальное образование: содержание
понятий, основные принципы организации

 

Под
конкретностью (определенностью) территории здесь понимается не только рамки ее
пространственной выраженности ( хотя сами по себе в организации производства
они играют определенную роль), но прежде всего — социальное, экономическое,
историческое и природное своеобразие данной местности.

Под
социальным своеобразием территории подразумеваются виды (типы) отношений,
которые складываются между людьми, населяющими данную местность, в процессе
производства материальных благ, т.е. производственные отношения. Под природным
своеобразием территории — региональные особенности, характеризующие состав и
распределение природных условий и ресурсов. Под историческом своеобразием
территории — особенности, характеризующие этапы и последовательность
хозяйственного данной местности. Под экономическим своеобразием территории —
региональные особенности в уровне развития производительных сил (наличие
производственных и непроизводственных фондов, средств транспорта и путей
сообщения, население и трудовые ресурсы, квалификация рабочей силы, уровень
развития науки и т.д.).

Территория
— часть поверхности земной суши с присущими ей природными, а также созданными в
результате человеческой деятельности свойствами и ресурсами.

Региональная
обусловленность, территориальная неоднородность этих условий оказывают
существенное воздействие на все стороны процесса территориальной организации
производительных сил: размещение населения, отраслей и производств, структуру и
специализацию хозяйства стран и районов, характер и направление их
хозяйственных связей.

В
экономической и экономико-географической литературе условия развития
производства, связанных с региональными различиями в природной среде, уровне
развития производительных сил, и другие свойства, характеризующие своеобразие
конкретной территории, получили название «предпосылки», «факторы»
территориальной организации, территориального разделения труда или размещения
производства.

Экономический
анализ условий, предпосылок, факторов и т.п., которые определяют размещение
производительных сил или оказывают влияние на этот процесс, также входит в
задачу экономико-географической науки.

Однако
регион не является только экономической или географической категорией, его
нельзя отождествлять с понятием «территория». Хотя территориальная
составляющая, безусловно, существенна для любого региона, поскольку служит
базисом его формирования и существования. Регион предоставляет собой территорию,
но одного территориального компонента недостаточно для того, чтобы назвать
территорию регионом. Необходимой предпосылкой формирования региона на
определенной территории является наличие специфики экономического,
конфессионального, социально-культурного состава, особый характер политической
организации общества и властных элит.

Понятие
«регион» — это универсальная категория общественных наук. Интегративные
возможности данного термина позволяют не только отнести его к ряду наук, но и
связать эти науки, трансформируя их компоненты в единую систему региональных
исследований.

Термин
«регион» употребляется в разных смыслах:

·               
— как синоним термин «район»;

·               
— для обозначения сопоставляемых таксонов,
принадлежащих к различным системам таксонирования или к различным порядкам
одной и той же системы таксонирования;

·               
— для обозначения любых территорий, по
своим признакам не «подходящих» к принятой системе территориального членения и
не позволяющих обозначить их другими терминами;

·               
— для обозначения территориальных таксономических
единиц определенного класса в конкретной системе таксонирования.

В
самом общем виде регион можно определить следующим образом.

Регион
— это геотория (территория, акватория или совокупность последних), отвечающая
следующим признакам:

·               
— наличие внутренней целостности, единства
или генетической взаимосвязи между ее частями:

·               
— присутствие признаков, отсутствующих в
других целостностях;

·               
— специфическая роль в структуре
международных отношений и признание этой роли всеми (или почти всеми) основными
участниками внешнеполитического процесса.

Сегодня
регион — это фактически признанный элемент системы международных отношений,
которая складывается в крупных политико-географических зонах.

Следует
иметь в виду, что любое деление пространства (территории) на регионы носит
условный характер. Необходимость членения крупных территориальных единиц
обусловлена очень большой дифференциацией пространства по многим признакам. В
основе выделения региона лежит принцип целесообразной целостности, определяемый
группой регионообразующих факторов. Различают, с одной стороны, внутреннюю
целостность региона — формирование его хозяйственного комплекса, проведение
единой политики, создание единой органов власти и управления и т.п., и внешнюю
целостность — его обособленность по отношению к другим таким же регионам, к
целой территории, к другим территориям и их составным частям.

 

 

Содержание:

 

Введение 3
1 Теоретические основы управления социальным развитием региона 5
1.1. Понятие и сущность управления социальным развитием территории 5
1.2. Система управления социальным развитием территории 9
2. Потенциал совершенствования деятельности региональных органов социального развития регионов 16
2.1. Факторы развития регионального управления регионом 16
2.2.Основные направления социального развития регионов в современных условиях 19
Заключение 26
Список использованных источников 29

  

Введение:

 

Социальное развитие территории или региона — это планомерный управляемый процесс направленный на достижение качественного изменения социальной сферы, одновременно с сохранением состояния окружающей природной среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления региональным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности.
Проблемы развития регионов России стали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Однако актуальность этого направления обусловила формирование множества подходов к пониманию сущности развития и инструментов его организации.
Актуальность работы обусловлена следующим.
Во-первых, в большинстве регионов не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием.
В-вторых, многие владеют методологией планирования социального развития на недостаточном уровне.
Решение вышеперечисленных проблем требует комплексного программного подхода. Применение программного подхода объясняется необходимостью повышения качества разработки и эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития регионов и территорий.
Объект исследования ‒ социальное развитие регионов Российской Федерации.
Предмет ‒ социальное развитие Московской области.
Цель ‒ провести анализ видов социального развития территорий и регионов роли региональных на примере Московской области.
Задачи исследования:
— рассмотреть теоретические основы регионального управления социально-экономическим развитием территории;
— определить систему органов регионального развития и их роль в достижении показателей развития региона,
— изучить современное состояние социально-экономического развития Московской области и систему управления им;
— разработать предложения по совершенствованию управления социально-экономическим развитием Московской области.
Методологическая база исследования: аналитический, статистические методы, системный и сравнительный анализ, синтез.
Теоретической базой исследования являются нормативно – правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, научная литература по исследуемой проблеме, статистическая отчетность и интернет – источники.
Практическая значимость работы состоит в исследовании методологических аспектов управления социально – экономическим развитием региона и усовершенствовании деятельности региональных органов управления.
Эмпирическая база исследования – отчеты региональных и федеральных органов власти и управления, данные государственной статистики.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена тремя главами и шестью параграфами, заключением и списком использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Результаты данной работы заключаются в следующем.
Сущность управления социально-экономическим развитием региона состоит в качественном изменении жизни населения, которые вызваны целенаправленными действиями региональных органов управления и выражены в увеличении реальных доходов населения.
Под управлением комплексным социально-экономическим развитием региона понимается управление взаимно согласованными, скоординированными по ресурсам и срокам программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности региона.
Управление социально-экономическими процессами — важная
подсистема в системе муниципального образования, призванная решать комплекс соответствующих задач. Система регионального управления социальным развитием может быть представлена в виде обобщенной модели, включающей в себя субъекты, объекты, цели, задачи, технологию и процедуры управления.
На современном этапе в каждом регионе Российской Федерации действует система региональных органов управления социальным развитием, представленная:
— Министерствами образования, культуры, социального развития, а также соответствующими департаментами и их представительствами в городах,
— межведомственными организациями, активно участвующими в реализации социальной политике,
— системой государственных казенных учреждений, оказывающих социальные услуги населению.
Региональный уровень управления социально-экономическим развитием решает широкий спектр важных вопросов по обеспечению высокого качества жизни населения конкретной территории (региона или субъекта Российской Федерации), создание благоприятных условий жизни населения, формирование потенциала социального развития территории.
Организационно структура органов управления социальным развитием региона определяется именно на региональном уровне стратегией социально-экономического развития данного региона и нормами действующего законодательства. Каждая территория может сформировать свою уникальную модель институтов и организаций, представляющих социальные интересы населения, учитывающую:
— исторические традиции организации управления в регионе,
— региональную специфику социального развития, показатели качества жизни,
— тенденции изменения уровня жизни населения и восприимчивость населения к социальным инновациям.
Сегодня каждая система органов регионального управления находится в динамичном развитии, интенсивность и эффективность которого в большей степени обусловлена эффективностью реализуемых региональных программ.
Для повышения эффективности регионального управления целесообразно применять современные методы управления:
— инновационные методологии и технологии,
— «дорожные карты»,
— проектное управление,
— систему индивидуальных индикаторов оценки социального развития и методики их применения, способные максимально объективно оценить качество жизни населения и потенциал его повышения.
Система органов регионального управления должна быть максимально интегрирована в систему регионального управления в целом и находиться в постоянном взаимодействии с другими региональными и муниципальными органами власти и управления.
Именно поэтому, региональная социальная политика России должна базироваться на приоритете образования и культуры, создания конкурентоспособного и творческого интеллектуального капитала, способного создавать инновационные решения в различных областях науки и техники, мотивированного к достижению общегосударственных целей и задач. В свою очередь, система регионального управления должна стать механизмом воплощения в жизнь данных приоритетов, транслируя их масштабно и повсеместно, открывая возможности для представительных разных слоев населения к образованию и культуре.
Аппарат государственной власти должен быть ориентирован не на проповедование и следование какой-то политической идее, а на эффективную работу по реализации в жизнь национальной идеи – просвещение и культура – это путь к прогрессивному развитию и высокому уровню благосостояния. Процесс формирования новых социокультурных характеристик должен пронизывать все уровни управления, стать «красной нитью», связывающей население и власть.
Важно также отметить высокую значимость инновационного аспекта социального развития региона и роль региональных органов управления в интеграции инновационных технологий и методов повышения качества жизни населения.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы управления социальным развитием региона
1.1 Понятие и сущность управления социальным развитием территории

Сущность управления социальным развитием территории состоит в качественном изменении жизни населения муниципального образования, которые вызваны целенаправленными действиями органов управления и выражены в увеличении реальных доходов населения. Рост которых, связан с улучшением конкурентных преимуществ и финансовых результатов работы хозяйствующих субъектов муниципального образования, ростом качества, количества и ассортимента предоставляемых благ и услуг на территории [11, с.44].
По мению Хайруллова Д.С.: «региональное управление регионом или территорией представляет практическое, организующее и регулирующее воздействие региональных органов власти на общественную жизнедеятельность населения территории в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, а также эффективного использования территориального потенциала. Содержанием территориального управления являются все процессы управления социально — экономическими системами и объектами региона»[18].
Субъект регионального управления — это население региона.
Объект регионального управления — это муниципальное образование со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами.
Под управлением комплексным социально-экономическим развитием региона понимается управление взаимно согласованными, скоординированными по ресурсам и срокам программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности региона. Такое управление проводится в соответствии с признанными приоритетами населения, а также с федеральными и региональными программами развития, принятыми к исполнению на основе договоров или по закону [12, с.27].
Специфика регионального управления определяется, прежде всего, особенностями региона как объекта управления, включающего все стороны жизни людей методы регионального управления, по нашему мнению, можно определить как совокупность целенаправленных форм воздействия (нормативно-правовых, финансово-кредитных, налоговых и т.д.) на условия функционирования объектов управления и взаимосвязей между ними с целью достижения максимального социально-экономического эффекта [12].
Главная цель управления социально-экономической ситуацией состоит в улучшении качества жизни населения местного сообщества, и увеличение его вклада в развитие всего общества [4, с.33].
Экономическое развитие региона является одним из первоочередных аспектов его конкурентоспособности и стратегического благополучия. Он включает в себя такие основные показатели:
— развитие производства,
— ВВП на душу населения,
— уровень дохода,
— уровень благосостояния населения,
— другое.
В России одной из сложнейших проблем является диспропорции регионального развития. Все регионы очень неоднородны, имеют разный экономический и социальный потенциал. Особенно сильно выделяются диспропорции регионального развития в Среднем Поволжье, на Юге России, в Северной части. Верхнее Поволжье т Центральная часть России достаточно стабильны и схожи по уровню развития.
Следует отметить, что особенно сильно выделяются регионы, в которых представлены мегаполисы, такие как Москва, Екатеринбург, Казань, Самара и т.п. В противовес им в России есть очень депрессивные регионы, требующие огромных дотаций только для поддержания достаточного для минимального обеспечения уровня жизни населения.
Следовательно, экономический фактор наряду с процессом демократизации является определяющим в стратегии становления и развития местного самоуправления [6, с.16].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы