Планирование и прогнозирование социального развития территорий Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Виды социального развития территорий и регионов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА 5
1.1 Регион как объект социального развития 5
1.2 Понятие и значение социальной политики региона 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 14
2.1 Цели и инструменты управления социальным развитием территорий 14
2.2 Проектный подход в управлении устойчивым развитием региона 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ
Вопросы управления региональным развитием являются приоритетными для многих государств, в первую очередь, с федеративным устройством, располагающими огромными территориями, разнообразными природно-климатическими, культурно-историческими и социально- экономическими условиями. Это относится, прежде всего, к Российской Федерации, для которой проблемы регионального развития имеют особую значимость: от их успешного решения зависят результаты рыночных преобразований, перспективы преодоления экономического кризиса, возможности перехода к устойчивому развитию и формирование конкурентных преимуществ в глобализирующемся мире.
Система организации муниципальной деятельности, направленная на становление и развитие гражданского общества в России как одной из главных задач, подразумевает, прежде всего, формирование единой взаимосвязанной системы управления, обеспечивающей высокий уровень собственного функционирования, отвечающей потребностям всех социальных групп населения. Кроме того, сама система должна обладать необходимой устойчивостью со значительным потенциалом развития и совершенствования, способностью нивелировать различные социальные потрясения.
Актуальность исследования заключается в том, что проблема эффективности прогнозирования и планирования социального развития региона – одна из самых острых и злободневных проблем России. От правильности ее решения и от того, что из себя будет представлять наша страна, как будет жить в ней народ, как он будет решать свои самые насущные проблемы, во многом зависит будущее России.
Сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований в области деятельности местных органов управления, требуют новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения ее эффективности.
Целью данной работы является анализ составных элементов социального развития территорий.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Рассмотреть регион как объект социального развития.
2. Изучить понятие и значение социальной политики региона.
3. Представить цели и инструменты управления социальным развитием территорий.
4. Рассмотреть использование проектного подхода в управлении развитием территории.
Объектом исследования является социальное развитие региона.
Предметом исследования являются элементы социального развития территорий.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Центр тяжести в реализации социально-экономической политики сегодня сместился в регионы, через которые осуществляется управление всей страной, в регионах находит воплощение государственная стратегия развития страны. Как хозяйственная система, регион представляет собой часть территории, на которой развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями. Соответственно региональное управление выступает проводником общероссийских экономических интересов с учетом, разумеется, специфики региона. Таким образом, инструментарий регионального экономического развития с течением времени усложняется и изменяется в зависимости от появления новых детерминант и общей способности институций использовать новые инструменты.
Для выбора комплекса адекватных инструментов необходимо четко определить:
— ожидаемое состояние территории в соответствии с выбранной моделью и цели;
— заинтересованных субъектов, имеющих явный или скрытый интерес по изменению экономического состояния территории;
— объекты управления (материальные и нематериальные);
— имеющиеся необходимые ресурсы и источники их поступления;
— систему действенных принципов реализации государственной / региональной / местной политики;
— базовые парадигмы, теории и концепции территориального развития и управления;
— закономерности и тенденции развития территорий.
Поскольку в комплексе решить все эти задания непросто, очень важными являются экспертная поддержка и научное обеспечение региональной политики.
Исходя из вышеуказанного, можно сформулировать следующие принципы применения инструментов регионального экономического развития: — комплексности;
— ресурсной обеспеченности;
— соответствия инструментов потенциалу региона и выбранной модели его развития;
— стратегической ориентированности;
— интеграции политик и инструментов государственных и негосударственных институций;
— инновационности;
— мотивированности для необходимых действий, в т.ч. для содействий;
— совместной ответственности.

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ
Вопросы управления региональным развитием являются приоритетными для многих государств, в первую очередь, с федеративным устройством, располагающими огромными территориями, разнообразными природно-климатическими, культурно-историческими и социально- экономическими условиями. Это относится, прежде всего, к Российской Федерации, для которой проблемы регионального развития имеют особую значимость: от их успешного решения зависят результаты рыночных преобразований, перспективы преодоления экономического кризиса, возможности перехода к устойчивому развитию и формирование конкурентных преимуществ в глобализирующемся мире.
Система организации муниципальной деятельности, направленная на становление и развитие гражданского общества в России как одной из главных задач, подразумевает, прежде всего, формирование единой взаимосвязанной системы управления, обеспечивающей высокий уровень собственного функционирования, отвечающей потребностям всех социальных групп населения. Кроме того, сама система должна обладать необходимой устойчивостью со значительным потенциалом развития и совершенствования, способностью нивелировать различные социальные потрясения.
Актуальность исследования заключается в том, что проблема эффективности прогнозирования и планирования социального развития региона – одна из самых острых и злободневных проблем России. От правильности ее решения и от того, что из себя будет представлять наша страна, как будет жить в ней народ, как он будет решать свои самые насущные проблемы, во многом зависит будущее России.
Сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований в области деятельности местных органов управления, требуют новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения ее эффективности.
Целью данной работы является анализ составных элементов социального развития территорий.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Рассмотреть регион как объект социального развития.
2. Изучить понятие и значение социальной политики региона.
3. Представить цели и инструменты управления социальным развитием территорий.
4. Рассмотреть использование проектного подхода в управлении развитием территории.
Объектом исследования является социальное развитие региона.
Предметом исследования являются элементы социального развития территорий.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
1.1 Регион как объект социального развития
Понятие «регион» относится к полиаспектным понятиям. Определение его сущности в значительной мере зависит от позиции и цели, в контексте которых рассматривается регион. В целом регион понимают как часть территории, которая характеризуется комплексом особых природно-географических, экономических и других признаков .
Поскольку регион имеет свойство системы, часто он рассматривается как экономико-социальная, или административно-хозяйственная система. Основными составляющими данной системы являются:
— население;
— природные ресурсы;
— бизнес и капитал, материализованный в предприятиях, производственных фондах;
— производственная и социальная инфраструктура;
— органы регионального управления.
Кроме того, регион – это пространственная система, среда жизнедеятельности со своей культурой, природным ландшафтом, взаимосвязями и т.д. Синтезируя указанные и другие представления о регионе, по нашему мнению, регион следует рассматривать комплексно, с разных сторон, а именно как:
1) административно-территориальную единицу государства, на территории которого внедряется государственная политика (регион выступает как объект государственного управления) и который наделен определенными полномочиями по собственному развитию, имеет для этого соответствующие органы власти (регион – субъект собственного развития);
2) сложную, многоуровневую, самоорганизующуюся, гетерогенную и открытую систему – систему систем различных типов (полисистему): искусственных, то есть созданных человеком (машины, инфраструктура, средства труда, носители информации), естественных (социальные и экосистемы), смешанных (экономические, организационные, инновационные, экологические, заповедники, лесные угодья) и т.д.
3) элемент системы более высокого порядка, который взаимодействует, в том числе и конкурирует, с другими системами и является элементом глобальных цепей ресурсных потоков;
4) специфическое природное, социально-информационное и экономическое пространство – среду жизнедеятельности и функционирования элементов региональной системы, которая благодаря своим качествам удерживает, отталкивает или привлекает людей и ресурсы; составляющими этой среды являются природные ресурсы, институциональное развитие, экономика, культура, традиции и т.д., которые в совокупности обусловливают пределы интересов и деятельности региона, приток и отток различных ресурсов к нему;
5) субъект геополитической и предпринимательской деятельности, который вступает в конкурентную борьбу путем применения специального инструментария и может формировать определенную регуляторную, материальную и информационную среду для этого; в данном случае регион следует рассматривать как целенаправленную систему, функционирующую на сетевых принципах;
6) объект геополитической и предпринимательской деятельности, на территории которого реализуются интересы других субъектов (стран, регионов, транснациональных корпораций и т.д.), что приводит как к положительным, так и к отрицательным результатам для региона .
Итак, в регионе и через регион проходят разнообразные потоки ресурсов (трудовые, информационные, товарные, туристические и т.д.). В зависимости от качества региональной среды эти потоки могут быть более или менее благоприятными для территории, обеспечивать приток или отток ресурсов. Так, лучшая относительно других регионов среда для жизни, работы и ведения бизнеса обеспечивает больший приток соответствующих ресурсов и наоборот. Это явление раскрывает сущность явления конкуренции регионов. Так, регионы постоянно конкурируют между собой как системы, качество и целевая активность которых определяет их развитие и конкурентоспособность .
Кроме того, в условиях усиления внешних воздействий регион должен быть достаточно сильной и адаптивной системой, чтобы эти воздействия не принесли ощутимого вреда. Обеспечить это можно лишь путем целевой активизации и синхронизации действий органов власти, бизнеса и населения в регионе, а также создания специальных информационных и правовых барьеров и стимулов для обеспечения входа/выхода определенного объема ресурсов относительно региона.
В обозначенном контексте влияние государства на свои регионы должно быть направлено на стимулирование согласованного поведения бизнеса и населения в пределах региона и за его границами, что предопределяет поведение региона как отдельного целостного субъекта во внешней среде. Такой базовый подход обеспечивает необходимый уровень устойчивости региона, формирование желаемых условий для жизни и деловой сферы, качество его функционирования в целом.
Также следует отметить, что для разработки мероприятий политики социального развития конкретного региона очень важно составить максимально точную объектную модель этого региона во внешней среде, что требует высокого качества информационной базы. Для этого нужен целый комплекс методов анализа, упорядоченных в технологию оценивания, которая также соответствует возможностям и способностям субъектов ее проведения. Но следует учитывать, что даже хорошо сформированные технологии будут неэффективными, если люди, которые их применяют, не будут достаточно компетентны и мотивированы. Следовательно, в современных условиях особенно нужны высококвалифицированные и мотивированные специалисты-менеджеры в системе регионального управления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы