Теория и методика преподавания русского языка. Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Виды самостоятельных работ на уроках русского языка.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

В наше время вся образовательная система подвергается значительным изменениям, и обучение русскому языку в этих условиях нуждается в соответствующей корректировке, целью которой является приведение качества технологии обучения в соответствии представляемым обществом списком требований. В числе этих требований мы можем обозначить ключевое в рамках нашей работы, а именно – формирование у ребенка ответственного отношения к учебе посредством использования самостоятельных работ. Важных требований, удовлетворяемых посредством использования самостоятельных работ, в действительности больше. В числе прочих можно привести и формирование у ребенка самодисциплины и навыков мотивации, развитие навыков поиска информации и креативности и многое другое.

Если верить некоторым проведенным исследованиям, учеба имеет не только прогрессивное влияние на развитие личности ребенка, но может быть и причиной ее деградации. Парадоксальным может показаться такой вариант влияния учебы на личность, однако если ее система основанием своим видит лишь развитие врожденных когнитивных способностей, таких как память, а не осознанное и осмысленное восприятие действительности, то развитие ребенка будет лишь тормозиться.

Самостоятельная работа на уроках русского языка, впоследствии станет хорошим подспорьем для ученика, когда, став взрослым, обучаться он будет уже в полной ответственности за себя. И важно понимать, систематический самостоятельный труд индивида – одно из важнейших условий необходимого уровня образованности и развития всего общества. Это и послужило основанием нашего выбора курсовой работы, общие принципы которой несомненно войдут в наш инструментарий в дальнейшей педагогической практике.

Обучение русскому языку в системе образования имеет ключевую роль в развитии личности ученика, так как язык – есть ключ к неповторимому культурному опыту, что накапливался не одно столетие. В психолого-педагогической парадигме лежит культурно-историческая концепция развития ребенка, в которую Выготский вкладывал предположение о формировании сознания ребенком посредством освоения им систем культурных знаков. Усвоение это, очевидно, происходит посредством языка.

Актуальность этой работы укрепляется тем фактом, что как раз эти необходимые механизмы усвоения культурного наследия, навыки развития речи, развиты довольно слабо у детей нынешнего поколения. Слабая аргументация, отсутствие способности к обобщению и полноценному пользованию русской речью – вот тот неутешительный вывод, к которому приходят педагоги, наблюдая за учащимися. Житейская упрощенная речь и стандартная жестикуляция занимают место самостоятельных и связных высказываний. Ошибки в письменной речи – пунктуационные и орфографические.

В наше время дети слишком полагаются на имеющиеся цифровые технологии – автокоррекция и автозаполнение, встроенные в любую клавиатуру на каждом девайсе – что не только не стимулируют желание изучать правила и возможности языка, но и ослабляют самостоятельность ребенка. Именно тут значимым становится внедрение технологий самостоятельной работы в план обучения и воспитания учеников. Не только обучения, но и воспитания, так как навыки самостоятельной работы способствуют психологической трансформации личности – это и уверенность ребенка в себе и своих силах, вследствие успешной работы «своими силами», и креативное мышление вкупе с эрудированностью, и конечно, сама самостоятельность. Человек, обладающий перечисленными качествами, является востребованным во всех видах профессиональной деятельности.

Важно помнить, базовое образование – развитие памяти и накопление знаний – действительно необходимо, но умение самостоятельно обращаться с этими знаниями является ключом к той сокровищнице, собираемой в течение всего обучения.

Актуальность данного исследования заключается в возможности формирования у ученика ключевых для успешной социализации и жизни навыков, таких как мотивация, самодисциплина, планирование, тайм-менеджмент, путем использования технологии самостоятельной работы. Обусловлена же актуальность необходимостью формирования и развития навыков речи у учеников посредством коммуникативных технологий и переоценкой имеющихся подходов к организации уроков русского языка.

Стоит понимать, организация самостоятельной работы, которая приводит к желаемому прогрессу, есть ответственная и высокоуровневая работа педагога. Именно от педагога исходит вектор развития ученика и мотивированность его в достижении поставленных целей. Культурная личность, способная к самостоятельной переработке и осознанию понятий – вот желаемый итог обучения.

Проактивность, как черта личности, способствующая развитию индивида, так же развивается с помощью самостоятельной работы. Важно помогать ребенку ставить цели самостоятельно, в начале обучения ученик не способен на это. И лишь учителя с родителями являются главными «заказчиками» — важно бережно и нативно передать эту инициативу самому ребенку, дабы тот учился не только понятийно-знаковому аппарату, но и осваивал планирование собственных действий, их корректировку, а также сопоставление и анализ изначально запланированных результатов деятельности и фактического итога, с последующим переносом жизненной «статистики» в собственную систему правил.

Объект исследования: способы организации самостоятельной работы в начальной школе.

Предмет исследования: особенности организации самостоятельной работы учеников на уроке русского языка.

Цель исследования: рассмотреть особенности внедрения самостоятельной работы школьников на уроках.

Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по заданной теме;

2. Дать определение «самостоятельная работа», ее функции и видам;

3. Определить особенности организации и ведения самостоятельной работы на уроках русского языка в школе;

4. Разработать методические рекомендации по технологии организации самостоятельной работы;

5. Обобщить теоретический и практический материал, сделать выводы.

6. На основе изученного материала разработать технологическую карту урока русского языка.

Логика исследования обусловила структуру курсовой работы: введение, 2 главы, выводы, список использованной литературы. Общий объем составляет 33 страницы.

Методы исследования:

1. Анализ имеющейся литературы по заданной теме.

2. Структурно-функциональный метод.

3. Сравнительно-исторический анализ.

Методологическая основа исследования: теория психологии учебной и исследовательской деятельности (Г.М. Андреева, Д.Н. Богоявленский, И.А. Зимняя, Е.Н. Кабанова-Мeллeр, Н.А. Мeнчискaя, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др.);теория учебной деятельности (Ю.К. Бабанский, С.Г. Ворoвщиков, И.Ю. Кулагина, Н.А. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, Д.В. Тaтьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинский, Л.М. Фридман, Т.И. Шамова и др.);теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев);исследования образовательных технологий (В.В. Гузеев, Е.С. Полaт, Г.К. Селeвко и др.);теория проектной деятельности (Дж. Дьюи, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полaт, М.Б. Романовская и др.);

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ НА УРОКЕ

1.1 Самостоятельная деятельность ученика на уроках: анализ подходов и структуры самостоятельной деятельности

Наука, в какой бы области не лежали ее интересы, включает в круг своих задач не только систематический сбор информации о предмете изучения, его описание и объяснение, но и использование полученных результатов, преобразование и управление ими. Знания должны использоваться учеником не только в интересах следования научной парадигме, но и для самого закрепления в памяти школьника. Возвращаясь к управлению и преобразованию знаний, мы отметим, что они невозможны без достаточного описания и понимания. Как гласит одна из мета-позиций в нейролингвистическом программировании – мы можем управлять лишь тем, структуру чего знаем. Так мы приходим к заключению о том, что познавая объект исследования, начинать надо с общего ознакомления с ним и рассмотрения общей его картины. Дав описание изучаемому объекту, мы переходим к выявлению и объяснению функциональных взаимосвязей внутри него. И только после первых двух этапов мы формулируем закон существования и предписания к использованию, преобразованию и управлению.

Анализируя технологию самостоятельной работы, мы приходим к выводу о том, что самостоятельная работа – это, в первую очередь, средство вовлечения ученика в познание и независимую деятельность, ее логическое построение, и только после форма организации учебных мероприятий [1].

О требованиях к образовательному процессу и его итогам, мы говорили выше – формирование развитие личности, ее навыков самостоятельной креативной деятельности, в сферах научного, общественного и производственного толка. Тут же и формирование психологических структур и умений, таких как критический мыслительный анализ, формирование системы ценностей и мнений, способность к аргументации собственной позиции, собственная когнитивная схема мировосприятия, ее систематическое пополнение путем самообразования и саморазвития.

Давно признанным в среде специалистов образования считается важность предоставления учащимся метода организации получения знаний и их систематизации. То есть, в руки ребенка важно передать инструкцию о том, как планировать учебную деятельность, ставить цели, достигать их, какими средствами, методами и источниками добывать и как критически анализировать материал. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности [2].

В исторической перспективе исследования самостоятельного активного обучения, впрочем, и всего множества направлений в исследовании образования в целом, мы закономерно приходим к воззрениям древних мастодонтов образования Древней Греции.

Еще Аристотель, Платон и Сократ дали нам исчерпывающие обоснования важности проактивного, самостоятельного, намеренного овладения человеком знаний. В своих воззрениях древние философы опирались на мнение, что мышление способно к развитию только в условиях самостоятельной деятельности, тогда как развитие личности есть итог самопознания. Познай себя, такова мудрость древних. В процессе самообучения ребенок испытывает спектр положительных чувств, от радости до интеллектуального удовлетворения, что впоследствии закрепляет в нем желание учиться, а пассивность сменяется желанием познать больше.

Воззрения основателей не исчерпываются античностью и прорастают в эпоху темного средневековья в умах таких деятелей, как Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, призывавшие умы детей к самостоятельности в изучении явлений. И это в мрачные времена расцвета схоластики, догматизма и зубрежки. Важность критического осмысления и самостоятельного подхода к обучению подчеркивается и в работах таких умов педагогической науки, как Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского и др.

Эта область научной деятельности объединила в себе представителей разных наук – философы, психологи, социологи, физиологи и педагоги – с основной целью, а именно, с целью изучения формирования ключевых для современной эпохи качеств индивида, перечисленных ранее. Инициативность, креативность и независимость – таковы основные показатели всестороннего развития личности в наш дни [3].

Теоретический анализ сути самостоятельной работы приводит к выделению трех векторов деятельности, в которых происходит формирование самостоятельности обучения – познавательный, организационно-технический, практический. Б.П. Есипов (60-е гг.) обосновал роль, место, цели самостоятельной работы в образовательном процессе. При формировании знаний и навыков учащихся классический, вербальный способ обучения, становится малопродуктивным. Значимость самостоятельной работы учеников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его ориентацией на формирование умений, креативной деятельности, а также в связи с компьютеризацией образования.

Разработкой организационно-практических наработок по привлечению ученика в самостоятельный вид работы занимался Я.А. Коменский. В этом аспекте важно подчеркнуть, что грамотная организация учеником самостоятельной работ возможна лишь при условии глубокого и всестороннего изучения педагогом психолого-педагогических особенностей личности ребенка. А понимание самой природы деятельности школьника, всей эмоционально-поведенческой подоплеки должно всегда составлять основу разработки образовательного плана в независимости от специализации той или иной дисциплины.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы